Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:18, курсовая работа
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее опре¬деление дал американский ученый рус¬ского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ЕЁ СТРУКТУРА И ВИДЫ 8
2 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА: НЕОБХОДИМОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 13
3 СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ В РБ. ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………
В то же время динамично меняющаяся обстановка требует непрерывного обновления прогнозов.
Экономические проблемы далеки от решения.
Так, загрузка мощностей в наукоемких отраслях составляет не более трети. Вновь стала развертываться классическая спираль инфляции издержек.
Практическое отсутствие бюджета развития является следствием высокого уровня бюджетного дефицита.
Нельзя назвать рациональной и политику всемерного сокращения «непроцентных» расходов бюджета (той единственной его части, которая направлена на решение социально-экономических проблем) в условиях, когда вычетом из экономического роста являются именно процентные расходы.
В экономике по-прежнему недопустимо высокое вмешательство государства в экономическую деятельность, значительная доля государства в перераспределении экономических ресурсов (и как следствие высокое налоговое бремя)» и «избыточное прямое участие государства в производстве товаров и услуг, что ведет к созданию неравных условий конкуренции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшими мерами, которые следовало бы осуществить в рамках новой инвестиционно - структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие.
Во-первых, опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги.
Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса. В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу предприятий к разработке и реализации планов перспективного развития, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия к участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помощью внешнего управления и санации.
Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых республике кредитов, и т.п. Задача другой программы — «Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой окупаемостью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 - Анализ динамики ВВП Республики Беларусь за период
2005 – 2010 гг. (в процентах к предыдущему году)
Годы |
Валовой внутренний продукт |
|
Основные средства в экономике |
|
Инвестиции в основной капитал | |
2005 |
107,0 |
101,8 |
120,8 | |||
2006 |
111,4 |
101,5 |
120,9 | |||
2007 |
109,4 |
102,0 |
120,0 | |||
2008 |
110,0 |
102,5 |
135,2 | |||
2009 |
108,6 |
102,1 |
116,2 | |||
2010 |
110,0 |
103,0 |
123,5 |
Рисунок 1 - Отраслевая структура валового внутреннего продукта
(в процентах к итогу)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 2 - Динамика производства ВВП в 2009-2010 гг.
В текущих ценах, млрд.руб. |
В сопоставимых ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года | |
2009 г. I квартал |
25802,5 |
111,2 |
II квартал |
30149,1 |
110,4 |
I полугодие |
55951,6 |
110,8 |
III квартал |
37833,0 |
111,2 |
Январь - сентябрь |
93784,6 |
110,9 |
Январь - октябрь |
106495,4 |
110,5 |
IV квартал |
35044,2 |
107,5 |
Январь - декабрь |
128828,8 |
110,0 |
2010 г. I квартал |
28337,5 |
101,1 |
II квартал |
31845,1 |
99,6 |
I полугодие |
60182,6 |
100,3 |
III квартал |
39796,0 |
98,9 |
Январь - сентябрь |
99978,6 |
99,7 |
Январь - октябрь |
111901,4 |
99,0 |