Национальное богатство: исчисление объема и определение состава. Финансовые и нефинансовые активы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия национального богатства, ее структуры и содержания, а также роли в экономике.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность национального богатства;
- показать методы исчисления национального богатства;
- провести анализ состояния национального богатства Республики Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………….……………..………4
1 Сущность и содержание национального богатства как макроэкономического показателя……………………………….……………………………………………5
1.1 Общее понятие и классификация национально богатства……………………5
1.2 Особенности оценки национального богатства……………………………..…9
1.3 Финансовые и нефинансовые активы………………………………………....12
2 Анализ национального богатства Республики Беларусь………………..…….16
2.1 Анализ основных средств, в составе национального богатства Республики Беларусь……………………………………………………….…………………….16
2.2 Анализ природно-ресурсного потенциала страны ……...…………………..18
2.3 Анализ демографического и трудового потенциалов Республики Беларусь……………………………………………………………………………..23
2.4 Анализ научного и научно-технического потенциала Республики Беларусь……………………………………………………………………………..26
3 Пути увеличения национального богатства Республики Беларусь………...…32
Заключение…………………………………………....………………………….…37
Список использованных источников……………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Нац богатство.doc

— 449.50 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [9, с. 22].

 

На рисунке 2.1 представлена информация о структуре населения  по возрасту и полу.

Рисунок 2.1 – Половозрастная пирамида населения (на 1 января 2013 г.; человек)

Примечание – Источник: [9, с. 23].

 

Как видно из рисунка 2.1 женщины преобладают по численности в особенности в пенсионном возрасте.

До 1994 г. в Беларуси происходил естественный прирост населения, на сегодняшний день в целом по стране количество умерших превышает количество родившихся. Таким образом, страна в демографическом развитии вступила в качественно новый этап – депопуляцию. Особенностью этого процесса в Беларуси является не только низкий уровень рождаемости, характерный для многих развитых государств, но и высокий уровень смертности, имеющий тенденцию к росту.

Среднее число рождений в расчете на одну женщину, так называемый суммарный коэффициент рождаемости, снизилось с 1,9 в 2000 г. до 1,2 в 2012 г. В настоящее время по этому показателю Беларусь, хотя и несколько превосходит Болгарию, Россию, Латвию, Чехию, но вместе с ними, а также Эстонией и Литвой занимает одно из последних мест в мире.

Снижение рождаемости  обусловило изменение в возрастной структуре населения. Число детей  в возрасте до 14 лет уменьшилось  с 2252,5 тыс. чел. на начало 2005 г. до 1595,5 тыс. чел. к началу 2012 г., а их удельный вес в общей численности населения снизился соответственно с 22,1 до 16,2%. Число лиц в возрасте 70 лет и старше увеличилось соответственно с 731,1 до 924,2 тыс. чел., а удельный вес этой категории населения возрос с 7,3 до 9,4 %.

В таблице 2.4 представлена информация об ожидаемой продолжительность жизни.

 

Таблица 2.4 – Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Показатели 

2009

2010

2011

2012

Все население

70,5

70,4

70,6

72,2

мужчины

64,7

64,6

64,7

66,6

женщины

76,4

76,5

76,7

77,6

Городское население

72,1

72,1

72,2

73,5

мужчины

66,5

66,4

66,4

68,0

женщины

77,3

77,6

77,8

78,5

Сельское население

66,4

66,1

66,4

68,4

мужчины

60,3

60,1

60,3

62,7

женщины

73,9

73,8

74,1

75,3


Примечание – Источник: [9, с. 22].

 

Демографический потенциал  во многом определяется продолжительностью жизни людей. В последние годы ожидаемая продолжительность жизни  при рождении немного увеличилась: в 2012 г. она составила 72,2 года, в том числе 66,6 года у мужчин и 77,6 года у женщин. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Беларусь занимает только 89-е место в мире.

В Республике Беларусь доля лиц в возрасте 60 лет и старше на начало 2013 г. составила 18,7 %., если в структуре населения эта категория лиц составляет более 12 %, то общество находится в стадии демографической старости. Старение может приводить к таким экономическим и социальным проблемам, как изменение отношения численности лиц моложе и старше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения, на иждивении которого они находятся; высокий рост расходов на оказание медицинской помощи пожилым людям.

За последние годы в стране значительно возросли численность  и удельный вес населения трудоспособного  возраста, а лиц старше трудоспособного  возраста увеличилась незначительно. Согласно демографическому прогнозу, формирование трудового потенциала будет обусловлено приростом трудоспособного населения до 2015 г. и его абсолютным сокращением в последующий период.

В Беларуси, как и во многих странах, женщин больше, чем  мужчин: В 2012 г. на 1000 мужчин приходилось 1123 женщины. В возрасте до 30 лет женщин меньше, чем мужчин, а в возрасте 70 лет и старше на 1000 мужчин приходится более 2300 женщин.

На формирование численности и половозрастной структуры населения определенное влияние оказывает миграция населения. Динамика численности населения страны определяется естественным и механическим приростом (убылью) населения. Естественный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, населения определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жительства.

Максимальный миграционный прирост населения страны происходил в 1984, 1992 и 1993 гг., максимальный отток – в 1986 и 1990 гг. В последние годы миграционный прирост населения резко снизился. Если в 1991–1995 гг. он в среднем за год составлял 22,2 тыс. чел., то в 1996–2000 гг. – 12,7 тыс. чел., в 2001–2003 гг. – 6,6 тыс. чел., в 2005–2012 – 3,8 тыс. чел.

Республика Беларусь имеет положительное сальдо миграции со всеми странами СНГ и Балтии. За 2010–2012 гг. оно составило 30,7 тыс. чел. За этот период в другие страны выехало на 10,9 тыс. чел. больше, чем прибыло из них в Беларусь. Из общего количества прибывших за последние три года 53,9 % составляют жители Российской Федерации, 15,6 % – Украины, 10,7°/о – Казахстана и 7,4 % – стран дальнего зарубежья. Из Беларуси за 2010–2012 гг. в Россию выехало 50,7 `%, страны дальнего зарубежья – 37,9 %, Украину – 7,3 %, Казахстан – 1,1 % всех выбывших.

В целом следует отметить, что высокий общеобразовательный  уровень населения и сложившаяся  эффективная система подготовки квалифицированных кадров являются одним из важнейших конкурентных преимуществ Республики Беларусь. Для максимального использования этого преимущества необходимо улучшать демографическую ситуацию, совершенствовать структуру занятости населения, повышать производительность труда.

 

 

2.4 Анализ научного  и научно-технического потенциала Республики Беларусь

 

 

В решении задач социально-экономического развития Беларуси все более важную роль призвана играть научная и инновационная  политика государства. Проблема повышения  экономической значимости науки, сохранения и обновления производственного и научно-технического потенциалов является особо актуальной.

В 1990 г. Беларусь, будучи в составе бывшего СССР и занимая 0,9% территории с населением 3,6 %, имела 4,6 % научных организаций и около 3,5% научных работников Советского Союза; показатель наукоемкости валового внутреннего продукта составлял 2,27 %. Но в связи с распадом СССР, разрывом хозяйственных и научных связей, глубоким спадом производства и системным кризисом научный потенциал всех бывших союзных республик, включая Беларусь, подвергся серьезным испытаниям.

Наукоемкость ВВП по большинству стран сократилась  в несколько раз, лишь в России и Украине в 2002 г. она превысила 1 % – величину, признанную, по экспертным оценкам, критической, ниже которой начинается разрушение национального научно-технического потенциала, регресс экономики, снижение ее конкурентоспособности.

Ни в одной из стран  СНГ научно-техническая составляющая не только не стала фактором экономического роста, но зачастую и полностью отсутствовала. Перенос центра тяжести экономических преобразований главным образом в изменение отношений собственности и финансовую сферу отодвинули на второй план такие важнейшие проблемы, как сохранение и развитие национальной науки, обеспечивающей технологическое обновление производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Научно-технологический фактор был практически полностью исключен из процесса реформирования экономики. Результатом такой политики стало резкое обострение технологического кризиса, падение производства, потеря внутренних и внешних рынков, растущая технологическая зависимость от зарубежных стран.

В Беларуси научно-техническая  деятельность оказалась в особо  сложных (по сравнению с другими  странами СНГ) условиях, поскольку она  была широко вовлечена в общесоюзное  разделение труда, а 75% общих затрат на белорусскую науку контролировалось общесоюзными министерствами. Все основные технологии, реализованные промышленностью Беларуси в послевоенный период, в том числе и связанные с развитием специфичных для нее отраслей (например, калийной промышленности), разрабатывались вне республики либо с незначительным ее участием. В то же время в отдельных отраслях экономики страны практически отсутствовала собственная исследовательская база (станкостроение, компьютерные системы проектирования и подготовки производства – GALS в западных странах и др.).

 

Таблица 2.5 – Основные показатели деятельности организаций, выполнявших научные исследования и разработки 

Показатели 

2000

2010

2011

2012

1

2

3

4

5

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, единиц

307

468

501

530

Списочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, человек

32926

31712

31194

30437

Окончание таблицы 2.5

1

2

3

4

5

из них имеют ученую степень

       

доктора наук

819

748

744

720

кандидата наук

3856

3193

3177

3099

из них исследователи

19707

19879

19668

19315

Внутренние затраты на научные  исследования и  разработки, млрд. р.

66,0

1140,6

2081,9

3537,8

из них:

       

внутренние текущие затраты  на научные исследования и разработки, млрд. р.

62,8

1072,7

1619,1

3059,7

Объем выполненных научно-технических  работ, млрд. р.

99,1

1427,8

2225,6

4368,1


 

Для наглядности информацию из таблицы 2.5 представим на рисунке 2.2

 

 

Рисунок 2.2 – Объем выполненных научно-технических работ, млрд. р.

Примечание – Источник: [9, с. 24].

 

Как видно из рисунка 2.2 объем выполненных научно-технических работ вырос за три последних года примерно в 3 раза (однако в связи с девальвационными процессами этот фактически был нивелирован).

Наукоемкость ВВП в  Беларуси снизилась с 1990 по 1995 г. почти в 2,5 раза, и тенденция падения этого показателя продолжалась до 2002 г., когда его значение составило 0,73 %, т.е. значительно ниже критического. В 2003 г. снижение прекратилось, но значение показателя осталось прежним. С 2004 г. данный показатель показал рост и уже к 2013 году составил 0,87 %.

Столь длительная негативная тенденция падения ключевого  макропараметра научного потенциала отразила как в фокусе подобную динамику и  других его показателей, в том числе объемов выполненных научными организациями работ и численности исследователей.

С 1990 по 2012 г. численность работников, выполнявших НИОКР, в Беларуси сократилась в 3,4 раза, т.е. практически ежегодно этот показатель уменьшается на 500–700 человек, тогда как в странах с устойчивой экономикой наблюдается его стабильный рост на 3–5 % в год. В настоящее время на каждые 10 тыс. жителей республики приходится около 18 исследователей, тогда как в США – 52, Израиле – 38, России – 32, ФРГ – 29, Франции – 26, Южной Корее – 24.

За этот же период в  три с лишним раза сократились  объемы работ, выполненных научными организациями Беларуси, существенно  замедлилось обновление материально-технической  базы науки, значительная часть которой  морально и физически устарела (60 % основных фондов). Особенно большой спад наблюдался в 1991–1996 гг. (почти в 4 раза). Однако благодаря принятым государством мерам ситуация стабилизировалась, но на уровне, весьма далеком от высокоразвитых в техническом отношении государств.

Меры, предпринятые руководством страны в середине 90-х гг. XX в., по оздоровлению ситуации в научной сфере касались создания общесистемных условий, благоприятствующих научно-инновационному развитию, и прежде всего, в области макроэкономической политики и законодательства с учетом перехода к рыночным отношениям.

Институционально-правовую базу функционирования науки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах  государственной научно-технической  политики» (1993 г.), «О научной деятельности» (1996 г.), «О Национальной академии наук Беларуси» (1998 г.), а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативно-правовые акты в этой сфере. Они определяют правовые основы и гарантии осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности и защиты ее результатов для всех субъектов и участников этой деятельности, независимо от форм организации и собственности, формулируют основные понятия, виды деятельности, цели и принципы государственной политики в этих областях.

Наряду с созданием  законодательной базы в стране была образована организационная система  научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реализацию научно-технической политики: Государственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Информация о работе Национальное богатство: исчисление объема и определение состава. Финансовые и нефинансовые активы