Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов развития национального богатства, анализ основных показателей национального богатства, а также изучение факторов, влияющих на увеличение национального богатства в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие, сущность национального богатства;
рассмотреть его структуру;
выявить основные показатели национального богатства;
определить факторы, влияющие на увеличение национального богатств

Содержание

Введение
1. Национальное богатство страны и его структура
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны
3. Факторы и способы накопления национального богатства
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

     Согласно  демографическому прогнозу, к 2007 г. сохранится тенденция сокращения численности  населения. Вместе с тем она частично будет компенсирована за счет миграции. Предполагаемый миграционный прирост  за 2002–2006 гг. составит около 74 тыс. чел. Учитывая ожидаемые изменения в  естественном и миграционном движении населения, численность населения  может сократиться на 195-265 тыс. чел. и составит около 9740–9810 тыс. чел. Усилится деформация возрастной структуры населения. Ожидается, что к концу 2005 г. численность  детей и подростков до 16 лет уменьшится на 360-410 тыс. чел., а их доля – до 17%. Сохранится также тенденция сокращения (на 77-90 тыс. чел.) численности лиц  старших возрастов, доля которых  составит 21%. В этот же период предполагается рост численности населения в  трудоспособном возрасте (до 6080–6085 тыс. человек), что увеличит трудовой потенциал  страны.

     По  расчетам, общая численность трудовых ресурсов возрастет с 6005 тыс. в 2001 г. до 6215–6230 тыс. чел. в 2006 г. Структурные  изменения в сфере занятости  населения будут определяться направлениями  проводимых реформ структурной перестройки  экономики. При активизации инвестиционной деятельности, нацеленной на модернизацию и обновление рабочих мест возможно сокращение численности занятых  в сфере материального производства в связи с более эффективным использованием рабочей силы, улучшением ее кадрового состава, ростом производительности труда. Численность работающих в 2006 г. уменьшится, по расчетам, до 4135 тыс. человек. Предполагается активная реструктуризация экономики, выведение из хозяйственного оборота бесперспективных и нерентабельных производств, расширение форм деятельности граждан в домашнем хозяйстве, что в целом позволит поддерживать уровень безработицы до 2% от экономически активного населения. При этом особое внимание будет уделяться адресной помощи в трудоустройстве безработных с учетом их профессиональных и трудовых интересов.

     Основными целями государственной демографической  политики являются снижение смертности и повышение продолжительности  жизни населения, стабилизация рождаемости, оптимизация миграционных процессов. Этому будет способствовать реализация мер социальной политики, направленных на повышение уровня жизни населения, развитие социальной сферы и охрану окружающей среды, а также разработка и реализация Национальной программы  демографической безопасности Республики Беларусь.

     В целях обеспечения благоприятных  условий для развития семьи и  стабилизации рождаемости предусматривается:

  1. усовершенствовать систему пособий на детей, усилить ее адресность, приблизив размер пособия к бюджету прожиточного минимума;
  2. предусмотреть в Налоговом кодексе льготы предприятиям и организациям, трудоустраивающим женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, а также выделение этой категории государственных субсидий на профессиональное обучение и переподготовку;
  3. стимулировать развитие различных форм добровольного страхования, особенно детей и молодежи, для создания дополнительных материальных возможностей поддержки семьи;
  4. разработать Государственную программу "Охрана материнства и детства".

     Для регулирования внутренней миграции населения предполагается разработать  систему мер, направленную на уменьшение оттока сельского населения, особенно квалифицированных кадров.

     Для этого намечается:

     разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в сельских населенных пунктах, развивать контрактную  форму обучения в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля;

     создать условия для развития предпринимательства, в том числе индивидуального, фермерских и личных подсобных хозяйств. Организовать переподготовку работников для перераспределения их в сферу  обслуживания на селе;

     установить  надбавки к должностным окладам  специалистам, работающим в сельских районах, и увеличить пенсии в  зависимости от стажа работы в  сельском хозяйстве;

     предусмотреть льготные условия погашения кредитов для приобретения жилья молодым  специалистам в сельской местности.

     В области регулирования внешней  миграции будут приняты меры, направленные на эффективную реализацию миграционного  законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в  рамках международных договоров  и соглашений.

     Основными задачами политики в области занятости  населения являются формирование ее рациональной структуры в соответствии с потребностями реформируемой  экономики, повышение эффективности  использования трудовых ресурсов.

     Для ее реализации потребуется проведение сбалансированной инвестиционной политики по созданию новых рабочих мест, активизации межотраслевого перераспределения  работников в социальные отрасли  экономики, разработке действенных  налоговых стимулов для развития индивидуального предпринимательства. Предстоит выработать эффективные механизмы по усилению социальной защиты граждан от безработицы.

     В этих целях предусматривается:

  • ускорение модернизации и обновления рабочих мест, разработка комплексной программы создания и развития рабочих мест на 2001–2005 гг.;
  • повышение производительности труда на основе ликвидации вынужденной неполной занятости на производстве, улучшения качественного состава рабочей силы, ускорения технического переоснащения производства;
  • совершенствование нормативно-правовой базы и финансово-кредитных механизмов стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства;ускорение межотраслевой мобильности рабочей силы, ее направленности в сектор услуг как приоритетной сферы деятельности;
  • развитие кадрового потенциала путем создания системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров, проведение опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения;
  • усиление адресности социальных пособий и льгот, усиление страховых принципов в системе обязательного социального страхования;
  • активизация трудоустройства социально уязвимых слоев населения, не cпособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • унификация трудового законодательства в рамках Союза Беларуси и России. Научно-технический потенциал

     В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об основах государственной  научно-технической политики" в  истекшем пятилетии большое внимание уделялось дальнейшему совершенствованию  системы государственного регулирования  научной, научно-технической и инновационной  деятельности, укреплению и развитию научно-технического потенциала страны и ориентации его функционирования на нужды республики и конкретных производств. В связи с этим выделены следующие республиканские органы государственного управления: Государственный  комитет по науке и технологиям и Высший аттестационный комитет. Кроме того, в настоящее время действуют Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Фонд информатизации, Белорусский инновационный фонд, на которые возложено решение наиболее сложных комплексных проблем, связанных с организацией и повышением эффективности научно-технической деятельности в республике, а также с привлечением внебюджетных источников для финансирования научных исследований и разработок. Статус высшей научной организации получила Национальная академия наук Беларуси, которая обеспечивает развитие и координацию фундаментальных исследований, проводимых в республике.

     Финансирование  научной, научно-технической и инновационной  деятельности ведется прежде всего  за счет средств республиканского бюджета (в 2000 г. – 45,1% общего объёма затрат на научные  исследования и разработки), средств  инновационных фондов, создаваемых  ежегодно при республиканских органах  государственного управления за счет отчислений, поступающих от подведомственных им предприятий и организаций.

     Принятые  меры позволили приостановить негативные процессы в научно-технической сфере. Несмотря на то, что численность  работающих в науке и научном  обеспечении в 1995 г. по сравнению  с 1990 г. уменьшилась в 2,2 раза, научные  исследования и разработки на начало 2001 г. выполняли почти 32,9 тыс. работников научных организаций и более 20 тыс. ученых, работающих в сфере образования, здравоохранения и других отраслях народного хозяйства. В их числе 819 докторов наук и около 4000 кандидатов наук. В последние годы темпы сокращения численности работающих в науке  значительно замедлились.

     Вместе  с тем пока еще с трудом удается  остановить процесс относительного сокращения финансирования научно-технической  сферы. Наукоемкость ВВП снизилась  с 2,1% в 1990 г. до 0,9% в 1995 г., в последующие  годы она стабилизировалась на уровне 0,9-1,0%. Получило развитие международное  научно-техническое сотрудничество, ведется работа по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России. Начата работа по воссозданию системы научно-технической информации на базе современных информационных технологий.

     Научно-техническая  деятельность осуществляется в соответствии с утвержденными Правительством Республики Беларусь приоритетными  направлениями и с применением  программно-целевых методов, что  позволяет обеспечивать целенаправленное использование средств и их концентрацию на важнейших разработках.

     В соответствии с приоритетными направлениями  фундаментальных исследований в 2000 г. завершена разработка 38 государственных  программ фундаментальных исследований. Их выполнение позволило получить ряд  важных в теоретическом и практическом отношении научных результатов, многие из которых имеют принципиальное значение для развития науки и  технологий, решения актуальных проблем  различных отраслей экономики и  социальной сферы. Это разработки в  области математики, лазерных технологий, теоретических основ управления характеристиками стальных деталей; получения  новых материалов и веществ, перспективных  в качестве катализаторов, адсорбентов, медицинских препаратов и многие другие, в том числе в области  медико-биологических, сельскохозяйственных, гуманитарных наук.

     В 2000 г. завершено выполнение 40 включенных в Перечень государственных научно-технических  программ по реализации наиболее важных технических, экономических, социальных и других проблем по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в 1999–2000 гг., начато выполнение 7 отраслевых и 5 региональных программ. В стадии реализации находятся свыше 120 инновационных  проектов.

     В ходе выполнения программных заданий  и инновационных проектов только в 2000 г. разработаны и доведены до стадии практического применения 504 новых видов машин, оборудования и приборов, 327 новых видов материалов и веществ, 424 новых технологических процесса, 46 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 26 видов лекарственных препаратов, организован выпуск и серийное производство 114 новых видов изделий микроэлектроники, машиностроения и приборостроения, продукции сельскохозяйственного назначения, лекарственных средств. Большинство этих разработок конкурентоспособны. По их результатам получено 125 патентов на изобретения и подано 175 заявок на патентование. По завершенным разработкам освоены в производстве новые перспективные базовые модели магистральных автопоездов в составе седельных тягачей и полуприцепов, пригородных и городских автобусов, карьерных автосамосвалов, малозатратных и энергонасыщенных тракторов, дизельных двигателей, интегральных микросхем и дискретных полупроводниковых приборов, уникального оптико-механического и технологического оборудования для производства изделий микроэлектроники нового поколения, гаммы металлорежущих станков и инструмента, средств телевидения, вычислительной техники и связи. На основе базовых моделей создан целый ряд модификаций, исполнений новой продукции, которая стала основой экономики, ее экспортным потенциалом.

     Созданная новая продукция является основой  технического перевооружения предприятий. Предусматривается освоение производства таких важнейших видов новой  продукции как зерноуборочные комбайны КЗР-10 в ПО "Гомсельмаш", создание мощностей по производству высокоэнергонасыщенных тракторов МТЗ-1522 в ПО "МТЗ", реконструкция и модернизация электропечи, стана прокатного на РУП "БМЗ", освоение технологии индукционной плавки чугуна с использованием токов средней  частоты для производства отливок  на экспорт Гомельским литейным заводом "Центролит", расширение выпуска  экспортно-ориентированных дизельных  двигателей в ПО "МТЗ", создание субмикронного производства интегральных микросхем в НПО "Интеграл", троллейбусов нового типа повышенной вместимости в ПО "Белкоммунмаш" и т.д.

Информация о работе Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения