Национальное богатство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование понятия, особенности структуры , способы определения резервов и путей увеличения национального богатства страны.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
-дать определение понятию «национальное богатство», а также выявить и рассмотреть его структуру
-выявить показатели измерения национального богатства
-постараться понять, какими путями можно добиться увеличения национального богатства

Вложенные файлы: 1 файл

началось.doc

— 943.50 Кб (Скачать файл)

 

царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. Рост народного богатства выгоден и народу, и государству. Для достижения богатства, по мнению И.Т. Посошкова, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем. В этих исследованиях осуждалось хищническое отношение к естественным богатствам страны, при этом ученый предлагал наиболее целесообразные принципы их эксплуатации.

     В XX столетии значительно расширил и развил методологические подходы исследования национального богатства и процессов его эффективного накопления Дж. М. Кейнс, который изучал поведение экономики в целом, используя агрегированные величины: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и сбережения, валовой национальный продукт, национальный доход и т.д.

     Ученые монетаристского направления в исследовании процессов накопления национального богатства опирались на категории денег, финансов. Экономическая теория предложения исходит из того, что главным определяющим фактором роста национального производства, как в

долгосрочном, так и в краткосрочном периоде являются аллолкация и эффективное использование в экономике труда и капитала.

     Представитель неоклассической экономической школы А. Маршалл обратил внимание на то, что человек играет более важную роль в экономическом развитии чем большинство факторов производства. Производство богатства – это только средство для поддержки жизни человека, для удовлетворения ее нужд и развития ее способностей и качеств – физических, интеллектуальных и моральных. Сам человек – главное средство производства этого богатства и

само богатство создается для удовлетворения нужд человека. Достижение общественного благосостояния происходит на основе оптимального использования ресурсов в производстве, а также справедливого распределения

 

и перераспределения получаемого дохода. Поэтому государство должно регулировать социально-экономические отношения, обеспечивая определенные стандарты удовлетворения потребностей каждого человека, в том числе в области образования, здравоохранения и социальной защиты.

     Представитель математического направления неоклассической экономической школы В. Парето, детально изучив особенности формирования общего благосостояния общества, установил, что невозможно рассматривать общее благосостояние общества через суммирование благосостояния всех его членов. Значительное внимание В. Парето было уделено поиску максимума благосостояния общества. Для этого он выводит собственный оптимум, который можно характеризировать как состояние, при котором любое перераспределение ресурсов или продуктов может улучшать состояние одного рационального субъекта за счет ухудшения другого рационального субъекта, и что данный оптимум при оптимальном распределении ресурсов не гарантирует социального оптимума и не имеет целого достижения социальной справедливости. Оптимум В. Парето базируется на следующих основных допущениях:

-  каждый человек наилучше  может оценить свое благосостояние;

-  общественное благосостояние  определяется только в единицах  благосостояния отдельных людей;

-  благосостояние определенных личностей является несопоставимым.

Даная концепция имеет несколько разновидностей:

-  утилистическая функция представляет  уровень общественного благосостояния  как сумму индивидуальных функций  полезности членов общества. Принцип  перераспределения доходов основывается на допущении снижения предельной полезности: для богатых членов общества полезность

единицы изымаемого дохода уменьшается в меньшей степени, чем растет полезность единицы дополнительного дохода для бедных (правило Бентама);

 

 

-  либеральная функция характеризирует благосостояние как сумму взвешиваемых полезностей. В данном случае благосостояние является мерилом, при помощи которого общество оценивает полезность отдельных индивидов с точки зрения их значения для общественного благосостояния. Рынок является единым регулятором общественного благосостояния, и наивысшее вознаграждение получает тот, который является более способным и трудолюбивым, перераспределения благ не существует (разновидность правила Бентама);

-  минимаксная функция показывает, что рост общественного благосостояния зависит от роста благосостояния индивида. Данная функция предусматривает перераспределение части доходов от более продуктивных экономических субъектов в пользу наиболее бедных (Дж. Роулз);

-  эгалитарная функция требует равномерного распределения, при котором все блага поровну разделены между всеми индивидами, именно при этих условиях достигается общественное благосостояние (Бергсона-Самуэлсона).

     Приверженец неоклассической экономической школы Г. Седжвик исследовал благосостояние общества, как с точки зрения общества, так и с точки зрения индивида. На основе собственных исследований он сделал вывод, что государство должно направлять распределение созданного в стране

продукта и тем самым повышать общий уровень благосостояния. В то же время Г. Седжвик отмечает, что государственное вмешательство ослабляет стимулы к труду и не должно распространяться на сферу производства. Таким образом, он объясняет природу конфликта между частными и общественными интересами.

     Представитель неоклассической экономической теории А. Пигу разграничивает экономическое и неэкономическое благосостояние. При этом он утверждает, что увеличение или уменьшение экономического благосостояния не всегда приводит к соответствующим колебаниям

 

 

 

неэкономического благосостояния. В неэкономическое благосостояние он включает такие показатели как качество жизни, условия труда и отдыха, доступность образования, условия окружающей среды, медицинское обслуживание, общественный порядок и др. В качестве индикатора экономического благосостояния А. Пигу определяет размер национального дивиденда – части материального дохода общества, которая может быть выражена в денежном эквиваленте. В то же время он выделяет отрицательные эффекты неэкономического характера – например несчастные случае на производстве, профессиональные заболевания, использование труда женщин и детей, загрязнение окружающей среды и безработица. Все эти явления вызывают уменьшение общественного благосостояния, однако особенностью неэкономических явлений является то, что они почти не поддаются измерению, но ведут к существенным потерям в общественном благосостоянии. Достижение общественного благосостояния А. Пигу предлагает осуществить при помощи собственной полезности частного интереса с иной стороны и вмешательством государства для выражения интересов общества - с другой стороны. Основными критериями улучшения общественного благосостояния А. Пигу называет возрастание суммы полезностей, которые подлежат распределению без увеличения расходов производства и равномерное распределение доходов в обществе на основе определения социальной стоимости. Она состоит из рыночной оценки необходимых человеку благ и

государственного регулирования с целью удовлетворения основных потребностей человека, которые он не может удовлетворить на конкурентной основе.

     Представители институционального направления К. Виксель, Дж. Стиглер предлагают решать проблему общественного благосостояния на основе этических категорий. Поведение индивида исследуется на основе Homo economicus – рационального, эгоистического максимизатора собственного благосостояния. При этом каждый индивид имеет собственную оценку

 

ценностей, и именно индивиды несут ответственность за существование в определенных условиях в определенном обществе. Неоинституционалисты признают влияние отношений собственности, а также политических процессов на аллокацию ресурсов.

     Проблемами поиска социального благосостояния для всех членов общества активно занимались представители социального направления новой исторической школы Р. Штольцманн, Р. Штаммлер, О. Шпанн. Формирование этого направления началось в 90-е года XIX века. Основными идеями данной школы является признание неэкономических факторов основными для социально-экономического развития, стремление обеспечить достойное существование всех членов общества, особое внимание к соблюдению социальной справедливости, активный характер социальных реформ, а через них и достижение социально-экономического прогресса в рыночной экономике.

     Одним из наиболее важных направлений развития теории общественного благосостояния является подбор и совершенствование системы показателей для оценки уровня общественного благосостояния в отдельно взятой стране. Основная сложность заключается в многогранности благосостояния и подборе соответствующих показателей. К основным показателям для оценки благосостояния общества относят:

-  показатели доходов населения;

-  уровень распределения доходов  между отдельными группами населения;

-  показатели личного потребления;

-  показатели бедности населения;

-  показатели экономической  активности населения;

-  показатели культурно-образовательного  уровня населения;

-  показатели, оценивающие здоровье  населения;

-  демографические показатели;

-  показатели социального обеспечения  населения;

-  показатели социального напряжения  в обществе.

Глава 3. Национальное богатство.

3.1. Мировые тенденции4.

     Мировое богатство может увеличиться на 50% в ближайшие 5 лет, достигнув уровня 345 трлн. долларов. Такой прогноз содержится  в докладе швейцарского банка «Креди сюисс». Как отмечается в исследовании, к 2016 году средний счет в банке взрослого жителя планеты составит 70,7 тыс. долл., что на 40% превысит показатели нынешнего года. При этом Соединенные Штаты останутся самой богатой страной мира, где общее благосостояние семей достигнет к 2016 году 82 трлн. долл. Китай сместит Японию со второй строчки рейтинга самой богатой страны - совокупное богатство жителей Поднебесной вырастет с нынешних 18 до 39 трлн долл. За КНР будут следовать Франция и Германия с 20 трлн. долл. каждая.    

     В настоящее время, развивающиеся страны являются основной движущей силой приумножения мирового богатства, при этом лучше всего в этой области идут дела в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Эксперты «Креди сюисс» замечают, что, несмотря на финансово-экономический кризис в мире, общий объем богатства увеличился с 203 трлн. долл. в январе 2010 года до 231 трлн. долл. в июне 2011 года.

     Если же рассматривать среднее состояние на человека, то здесь лидируют граждане Швейцарии, Австралии и Норвегии. Швейцария стала единственной страной, преодолевшей рубеж в полмиллиона долларов на взрослого человека. В среднем на счету каждого швейцарца лежит 540 тыс. долл.

     Прогнозу швейцарского банка «Креди сюисс» свидетельствуют современные статистические данные. Неуклонно растут такие показатель как ВВП, Валовое Накопление Основного Капитала , промышленное производство, эффективность труда, рост зарплаты и т.д.(см. приложения 1-4).

      Основной же тенденцией национальных экономик развитых стран является то, что на человеческий капитал приходится более половины национального

 

богатства. Увеличение этого соотношения свидетельствует об уровне развития национальной экономики, так как человеческие ресурсы составляют основу экономического роста.

 

3.2. Национальное богатство России.

3.2.1. Природные ресурсы.

     В России структуру национального богатства составляют: 90% – основной капитал, и оставшиеся 10% распределяются между имуществом домашних хозяйств и оборотным капиталом5. Общий объем национального богатства оцениваетсяв 60 трлн долл., более 30 трлн долл. составляет природно-ресурсный. Н. П. Федоренко считает, что в период 1895-2000 гг. физический объем национального богатства России увеличился в 32 раза.

     Наращивание национального богатства происходило крайне неравномерно, под влиянием различных как объективных, так и субъективных причин. Темпы его увеличения находились в прямой зависимости от мировых экономических кризисов и возникавших внутренних политических проблем.

Разрушение СССР и образование Российской Федерации по причине неэффективных экономических реформ привели к снижению объемов национального богатства в 1991 – 1999 гг.

     Стабилизация объемов национального богатства произошла только в 2000 г., связано это было с утверждением в должности Президента РФ В. В. Путина. Проводимая М. Е. Фрадковым политика в отношении национального богатства связана с работой по приоритетным национальным проектам, таким как здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т. д.

     Как показывает практика, ни при одном существовавшем в России государственном режиме так и не была сформирована эффективная система

использования и увеличения национального богатства. Достигнутые показатели его использования в большинстве своем состоят из природно-ресурсного

 

потенциала. Это простая эксплуатация ресурсов. По этой составляющей национального богатства Россия во много раз превосходит другие страны мира и постоянно увеличивает этот отрыв.

     Выраженная однополюсная структура мирового хозяйства ведет к тому, что Россия существенным образом утрачивает степень контроля за своим национальным богатством. Оно все больше становится предметом передела между экономически развитыми странами, вследствие чего существует реальная угроза превращения страны в «сырьевой придаток».

     Ориентация на добычу и продажу сырья является отличительной чертой экономики современной России. Как показывает практика, подобного рода ориентация ведет к тупиковому развитию экономики и делает ее излишне зависимой от мировой экономической конъюнктуры.

     Вполне объективно назрела потребность в разработке новых механизмов эффективного использования природно-ресурсного потенциала страны для обеспечения инфраструктурной трансформации национальной экономики и выведения ее на позиции устойчивого роста и развития. Существует реальная потребность в изменении функционирования национальной экономики с сырьевой ориентации на инновационную. Стимулирование развития

наукоемких отраслей экономики позволит повысить эффективность и рациональность использования национального богатства и увеличить участие в нем человеческого потенциала.

     В недрах нашей страны хранятся невероятные запасы сырья и энергетических ресурсов: руд, каменного угля, нефти и газа. По запасам многих ископаемых Россия в несколько раз опережает своих ближайших преследователей.

     Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. И, в отличие от других стран, очень существенная часть. Природа и труд предыдущих поколений богато одарили Россию. В России живет менее 3%

 

 

населения планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического сырья. При их суммарной оценке каждый

гражданин России оказывается в 35 раз богаче американца и в 10 -15 раз – любого европейца6. Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины, медикаменты, многие другие жизненно важные блага.

     Особенность минерально-ресурсного потенциала России, т.е. сердцевины природного актива страны – его крупномасштабность и комплексность. Ни у одной другой страны мира нет минерально-сырьевой базы такого объема и спектра: от нефти, газа и угля до практически всех металлических и некоторых других видов минерального сырья и неметаллических полезных ископаемых. Национальное богатство России оценивается специалистами на сегодняшний день следующим образом (минимально):

Информация о работе Национальное богатство России