Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития национального богатства России с учётом современных реалий экономического развития страны.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру национального богатства как вида экономической деятельности; - систематизировать факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране на уровне национальной экономики;
- представить систему показателей оценки состояния национального богатства на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития здравоохранения в России;
- охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов национального богатства в России;
- обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере национального богатства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..
3
1
Теоретические аспекты исследования национального богатства в России как вида экономической деятельности ………………...............

5
1.1
Национальное богатство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура………………………………………………………….

5
1.2
Факторы и условия функционирования и развития национального богатства в стране……………………………………………………………

19
1.3.
Показатели оценки состояния национального богатства в стране………
26
2
Анализ современного развития национального богатства в стране...
35
2.1
Количественные и качественные характеристики современного состояния национального богатства в России………………………...........

35
2.2
Тенденции и факторы развития национального богатства в России………………………………………………………………………...

42
2.3
Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов национального богатства стране………………………………..

51
3
Перспективы развития национального богатства в РФ………………
53
3.1
Стратегические направления развития национального богатства в стране…………………………………………………………………………...

53
3.2
Основные направления государственной политики в сфере национального богатства …………………………………………………….

65
Заключение…………………………………………………………………………..
71
Список использованных источников………………………………………………
74

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Главные перспективы  развития экономики Уральского федерального округа связаны с 2 мегакластерами: на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50 процентов экспорта Российской Федерации, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии; на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.

Консолидировать эти кластеры призван комплексный  инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающий создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор.

Уральский федеральный  округ является и в обозримой  перспективе остается главным нефтегазодобывающим округом страны, не имеющим аналогов как по запасам, так и по текущему уровню добычи углеводородов, а также по мощности магистральных трубопроводов. На территории федерального округа добыча нефти составляет 63 процента общероссийского показателя, природного газа - 87 процентов, попутного нефтяного газа - 66 процентов и конденсата - свыше 66 процентов. Ежегодный объем добычи

газ в последние  годы составляет570 - 590 млрд. куб. метров (21 процент мирового производства), нефти и конденсата - 300 - 325 млн. тонн (6 процентов мировой добычи). До45 процентов потребности в газе стран Западной и Восточной Европы обеспечивается за счет месторождений, расположенных на территории Уральского федерального округа.

Суммарная доля ресурсодобывающих отраслей составляет около трех четвертей общего объема промышленного производства Уральского федерального округа. При этом его недра содержат 
55 - 60 процентов ресурсов минерально-сырьевого потенциала России.

 При безусловном преобладании высоколиквидных углеводородов значительную роль в общероссийских запасах играют и другие виды полезных ископаемых (ванадий, графит, асбест, хромовые руды, марганец, тальк, бокситы, каолин, кадмий, цинк, железные руды, бентониты, кварциты, висмут, сера, медь, цеолит, золото, кобальт, никель, уран и другие виды сырья).

Транспортный  комплекс округа представлен всеми  видами транспорта.

 

      Трубопроводная система, обеспечивающая как внутренние, так и экспортные поставки углеводородного сырья, уникальна и не имеет аналогов в стране. При этом ее эксплуатация приближается к пределам пропускной способности (особенно в отношении жидких углеводородов) и не в полной мере реализует имеющийся потенциал развития отрасли, особенно в сфере удовлетворения потребностей независимых производителей.

Обслуживающая большую часть Уральского федерального округа Свердловская железная дорога по грузообороту занимает 2-е, по пассажирообороту 3-е место в России.

В округе находится 28 аэропортов, из них 7 - международные. Крупнейший в округе аэропорт Кольцово занимает 5-е – 6-е место в стране по объему перевозок.

Протяженность путей сообщения транспортной системы  Уральского федерального округа по состоянию  на конец 2008 года составляла 8536 километров железных дорог общего пользования, 58220 километров автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 40343 километров - общего пользования, 13007 километров - внутренних водных судоходных путей. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозились до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. тонн груза.

Объем отправления  грузов в 2000 - 2008 годах железнодорожным транспортом вырос более чем на 20 процентов, водным - в 2,7 раза, грузооборот по всем видам экономической деятельности увеличился на 44 процента. Отправление пассажиров воздушным транспортом возросло более чем в 1,4 раза, водным - в 1,8 раза.

Транспортные  коридоры и магистрали пересекают округ  как в широтном, так и в меридиональном направлении, однако транспортная инфраструктура весьма неоднородна и не обеспечивает должным образом экономические связи по направлению с севера на юг. Густота железнодорожных путей общего пользования в Свердловской области составляет 183 километра путей на 10000 кв. километров территории, в то время как в Ямало-Ненецком автономном округе - только 6 километров.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, обслуживаются 4 энергосистемами - Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской, входящими  в объединенную энергетическую систему  Урала.

Установленная мощность электростанций на территории Уральского федерального округа на начало 2010 года составила 29054,6 МВт, или 61,4 процента установленной мощности объединенной энергетической системы Урала, которая, в свою очередь, составляет около 20 процентов установленной мощности единой энергетической системы Российской Федерации.14

Дефицит Челябинской  и Курганской энергосистем покрывается  за счет объединенной энергетической системы Урала.

Уральский федеральный  округ входит в число территорий с низкой обеспеченностью сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями.  

          Общая площадь лесного фонда округа составляет около100 млн. гектаров, или 9,6 процента его площади по Российской Федерации. В общем запасе древесины на федеральный округ приходится 8 млрд. куб. метров, или 9,7 процента объема запасов древесины в стране.

 

 

 

 

______________

  14 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р // www. economy.gov.ru. (Стратегия 2020 г) 

3.2 Основные направления государственной политики в сфере национального богатства.

 

  Основные направления развития Российской Федерации определены в стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года. Реализация этих программ направлена: на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения, сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами, на укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Для достижения поставленных целей, Правительству  Российской Федерации потребуется  решить ряд важных социальных, институциональный, макроэкономических и структурно-инвестиционных задач.

Важным вопросом является сочетание экономических, административных и других рычагов управления. Выбор преобладающего метода управления во многом определяет существующий в стране предпринимательский и инвестиционный климат. В частности, активное использование административного метода управления приводит к бюрократизации и ухудшению делового климата в стране. Для обеспечения развития страны необходимо оптимальное сочетание различных методов управления, что особенно важно для России, где рыночные институты только развиваются.

При этом в системе  документов, определяющих перспективы развития, ключевое место принадлежит концепции комплексного социально-экономического развития. Разрабатывается она на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ и ее субъектов и включает следующие разделы:

1. Оценку уровня  социально-экономического развития России в целом и отдельно по регионам, характеристику выполнения ранее установленных целей и задач политики.

2. Анализ важнейших  проблем.

3. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на долгосрочный период, методы их реализации.

4. Основные направления,  цели, задачи и приоритеты политики  на среднесрочную перспективу,  методы их реализации.

Главной концепцией среднесрочной программы социально-экономического развития РФ должно явиться резкое повышение конкурентоспособности России, что предполагает реализацию антиинфляционных мер, мер по стимулированию экономического роста, предложения по развитию топливно-энергетического комплекса и отраслей, специализирующихся на создании альтернативных видов и источников энергии для бытовых и промышленных целей, а также реализацию национальных проектов.15

При этом, в качестве основополагающих принципов в реализации направлений по повышению конкурентоспособности  страны должны быть использованы следующие  принципы:

— принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития, которое приходит на смену политике выравнивания уровня регионального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах», «локомотивах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы.

 

_______________

          15 Наумова Е.В. Трансформация элементов национального богатства в условиях новой экономики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01 / Наумова Елена Валерьевна. - Саратов, 2010. - 28 с.

Поэтому экономический  рост, предпринимательская активность, инновационный процесс в «опорных регионах» отличаются наибольшей интенсивностью, оказывая влияние на другие территории, которые не входят в «полюса». В США, Великобритании, Германии можно выделить несколько почти равных по значению ведущих районов, однако на фоне других территорий страны они также резко выделяются. Таким образом, в каждом государстве в силу природных, исторических и экономических причин заметно выделяется один, реже несколько экономических центров. В Российской Федерации с учетом масштаба ее территории для обеспечения ускоренного социально-экономического роста необходимо выделить и поддержать сеть «опорных регионов»;

— принцип «преференции за реформы». Если территория не получила статуса опорного региона, государственная  поддержка должна быть направлена в  первую очередь на обеспечение равного  доступа населения этой территории к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан. На достижение данной задачи должны быть направлены меры по стимулированию региональных инициатив. В том числе должна быть трансформирована финансовая помощь регионам — она должна поддерживать социальными трансфертами отсталые территории, а депрессивные территории ориентировать на обеспечение экономического роста и увеличение налоговой базы. Должны получить развитие внебюджетные и инвестиционные инструменты поддержки стратегических проектов регионального развития, в рамках согласованных стратегических приоритетов регионального развития должна оказываться селективная бюджетная (грантовая) поддержка региональных инициатив;

— принцип синхронизации  действий («принцип синергии»). Он требует, во-первых, синхронизации основных реформ, осуществляемых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов. Во-вторых, выстраивания федеральных приоритетов в логике кооперации регионов. В-третьих, согласованности направлений поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регионального развития, используемыми федеральными органами власти;

— принцип дифференцированности государственной политики регионального  развития. Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории следующих зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные меры достижения данных целей;

— принцип субсидиарности, который предполагает децентрализацию властных полномочий и исполнение тех или иных полномочий социально-экономического развития регионов Российской Федерации (и соответствующую передачу этих полномочий) на уровне управления, на котором они могут быть исполнены наиболее эффективным образом.

Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности  использования их ресурсов возможно провести социально-экономические  преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой — провести комплекс мер по снижению уровня бедности.

Достижение  обеспечения конкурентоспособности  России и ее регионов позволит реализовать  добиться следующие преимуществ:

— создать условия  для эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

— стимулировать  развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

— сформировать конкурентоспособные в глобальном аспекте территориальные производственные кластеры, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;

— обеспечить переход  к поляризованному развитию и  созданию нового пространственного  каркаса страны из «опорных регионов».

Второе ключевое направление: консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена на:

— обеспечение  сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при  сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

— устранение барьеров на свободное перемещение рабочей  силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

— устранение препятствий  для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.

Информация о работе Национальное богатство России: количественные и качественные характеристики