Национальный продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть и проанализировать основные макроэкономические показатели национальной экономики Республики Беларусь.
Данная цель обусловила необходимость решения данных задач:
- рассмотреть понятие национального продукта и основные подходы к его измерению;
- проанализировать основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения;
- привести динамику основных макроэкономических показателей в РБ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального продукта и основные подходы к его измерению.
Основные макроэкономические показатели. (ВВП, ВНП и др. взаимосвязанные показатели) и методы их измерения………………………...5
Динамика основных макроэкономических показателей в РБ…………….15
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………...…42

Вложенные файлы: 1 файл

33 к. р. макроэкономика - Основные макроэкономические показатели национальной экономики и их динамика в РБ.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

Основную часть  внешней торговли составляет торговля товарами – 91% общей суммы торговли товарами и услугами. Объем внешнего товарооборота, по данным торгового баланса, в январе-июне 2007 года составил 23 222,8 млн. долл. США, или 119,1% к уровню  января-июня 2006 года. Из обшей суммы 56,1%  внешнего товарооборота приходилось на страны СНГ (вместо 54,6% в январе-июне 2006 года). Объем торговли с ними возрос на 22,3%, со странами дальнего зарубежья – на 15,1%.

Рис. 6. Консолидированный  торговый баланс

 

За шесть  месяцев 2007 года экспортировано товаров  на сумму 10 714,7 млн. долл. США, что на 15,3% больше, чем в январе-июне 2006 года, рис.6. Увеличение стоимостного объема экспорта обусловлено ростом цен  на экспортируемые товары на 11,5% и его  физического объема на 3,4%. Более половины (53,9%) белорусского экспорта приходилось на страны вне СНГ. При этом стоимостной объем экспорта в эти страны увеличился на5,3% по сравнению с январем-июнем 2006 года, в страны Содружества он увеличился на 29,9%.

Экспорт товаров в Российскую Федерацию в I полугодии 2007 года вырос относительно того же периода 2006 года на 28,7% (физический объем – на 9,9%, средние цены экспорта увеличились на 17,1%), составив 3 935 млн. долл. США, и занял 36,7% общего объема экспорта. Импорт российских товаров увеличился на 16,1%. В структуре импортных потоков доля России составила 58,1%. Увеличение стоимости российского импорта вызвано значительным ростом цен на импортируемые товары  - на 21,8% при снижении физического объема поставок на 4,7%. В результате дефицит в торговле с Россией составил 3 336,7 млн. долл. США вместо 3 206,4 млн. долл. США в январе-июне 2006 года. В целом товарооборот с Россией за шесть месяцев 2007 года увеличился на 20,2% по сравнению с январем-июнем 2006 года, составив 11 206,7 млн. долл. США, и занял 48,3% всего внешнего товарооборота республики.

Товарные потоки из стран вне СНГ возросли на 31,2%. При этом положительное сальдо экспортно-импортных  операций с ними составило 1 370,5 млн. долл. США против 2 127,6 млн. долл. США в январе-июне 2006 года. 

В I полугодии 2007 года сложилось отрицательное сальдо в торговле товарами в размере 1 793,4 млн. долл. США. В январе-июне 2006 года дефицит в торговле товарами составлял 927,9 млн. долл. США.

Основными торговыми  партнерами республики в январе-июне 2007 года являлись: Россия – 48,3% в общем товарообороте, Нидерланды – 8,8%, Германия – 5,4%, Украина – 5,5% Польша – 3,8%.

По предварительным  данным государственной статистической отчетности о внешней торговле услугами, внешний оборот услуг за шесть месяцев 2007 года составил 2 019,6 млн. долл. США (экспорт – 1 381,7 млн. долл., импорт – 637,9 млн. долл.) и вырос по сравнению с январем-июнем 2006 года на 41,3%. При этом экспорт услуг увеличился  на 36,1%, импорт – на 54,3%. В торговле услугами сложилось положительное сальдо в размере 743,8 млн. долл. США.

Торговля услугами более динамично развивалась  со странами вне СНГ, прирост составил 53,3% по сравнению с январем-июнем 2006 года. Со странами Содружества объемы торговли услугами увеличились на 30,1%, в том числе с Россией – на 30,8%. На долю стран вне СНГ приходилось 49,5% общего объема экспорта услуг республики и 59% - общего объема импорта услуг.

В январе-июне 2007 года в консолидированный бюджет поступило 21 897,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 51,3% годового плана (за аналогичный период прошлого года - 50,3% годового плана).  Из них на долю НДС, налога на прибыль и доходы, акцизов и подоходного налога приходится 37,8%. При этом 18,1% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН  профинансированы в сумме  20 089,3 млрд. рублей, что составляет 45,1% годового плана. В реальном выражении это на 12,2%  больше, чем за январь-июнь 2006 года при реальном росте доходов на 17%. Профицит  консолидированного бюджета за  январь-июнь 2007 года  составил  1808,6  млрд. рублей,  или  4,3%  к  ВВП  (за январь-июнь  2006 года  профицит  - 2,2%  к  ВВП).

Данные анализа  доходов свидетельствуют о том, что централизация доходов консолидированного бюджета к ВВП в первом полугодии 2007 года составила 51,7% (в январе-мае 2007 г. – 52,7%). (Табл. 5).

 

Таблица 5 Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели 

Ед. изм.

2006 г., 
 январь-июнь  

2007 г., 
январь-июнь

1. Валовой внутренний  продукт

млрд. руб.

34677,1

42386,9

2. Доходы консолидированного  бюджета 

млрд. руб.

17430,9

21897,9

3. Недоимка по  доходам и поступлениям

млрд. руб.

227,8

221,5

4. Уд. вес недоимки  по доходам и поступлениям  к доходам консолидированного  бюджета 

%

1,3

1,0

5. Централизация  с учетом недоимки

%

51,0

52,2

 в том  числе:

     

уд. вес доходов  консолидированного бюджета  в  ВВП (централизация)

%

50,3

51,7

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,7

0,5


 

Одним из факторов повышения уровня централизации  бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности  доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за первое полугодие  2007 года  энергетичность доходов составила 1,08, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на  8,4 п.п.),  и,  во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более  чем на единицу (для сравнения отметим, что в  первом полугодии 2006 года энергетичность доходов была 1,03).

Задолженность по платежам в бюджет (с учетом государственных  целевых бюджетных фондов) по состоянию  на 1 июля 2007 года составила 221,5 млрд. рублей (на 1 июня 2007 года - 234,8 млрд. рублей). Отношение  недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,13% на 1.07.2006 г. до 0,59% на 1.07.2007 г., т.е. почти в два раза.

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН)  за  первое полугодие  2006-2007 годов, табл. 6. Как видно из таблицы, в январе-июне 2007 года налоговые доходы в структуре доходов сократились на 1,6 п.п. по сравнению с январем-июнем 2006 года, а доля их в ВВП осталась неизменна при сокращении недоимки.

Таблица 1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета 
за январь-июнь 2006-2007 гг., %

Показатели

январь-июнь 2006

январь-июнь  
2007

 Налоговые  доходы - всего

70,7

69,1

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль 

16,1

15,0

 в т.ч.  -  подоходный налог

6,5

6,2

  • Налоги на фонд заработной платы

1,8

0

  • Налоги на собственность

3,4

3,4

  • Налоги на товары и услуги

38,5

34,6

 в т.ч.  - НДС

19,1

18,1

- акцизы

7,2

5,6

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

5,6

12,2

 Взносы на  государственное социальное страхование

25,1

24,3

 Неналоговые  доходы 

4,2

6,6

 Итого  доходов 

100,0

100,0


 

Расходы консолидированного бюджета в I полугодии 2007 года профинансированы в сумме 20 089,3 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 4 818,9млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 303,6 млрд. рублей (в первом полугодии 2006 года - 257,1 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к скользящим годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,1% на 1.07.2006 г. до 0,87% на 1.07.2007 г. (на 0,2 п.п.).

В январе-июне текущего года при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 12,2% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли общегосударственные расходы – 43,2%, расходы на жилищные и коммунальные услуги увеличились на 12%, социальную политику – 13,9%. Финансирование национальной экономики сократилось на 4,6% в реальном выражении.

В I полугодии 2007 года по сравнению с I полугодием 2006 года на 2,9 процентных пункта сократилась доля расходов бюджета на поддержку национальной экономики при росте удельного веса общегосударственных расходов на социальную политику на 0,4, на жилищные и коммунальные услуги – на 0,2 процентных пункта, рис. 7.

Рис. 7. Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу

Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилась на расходы  по четырем подразделам: "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 51,5% всех расходов на национальную экономику, "Дорожное хозяйство" – 21,8%, транспорт – 10,8% и "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 9,3%.

Расходы социального  характера по разделам: "Социальная политика", "Образование", "Здравоохранение", "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" составили 56,1% всех расходов консолидированного бюджета. В I полугодии 2006 года доля этих расходов составляла 56,8%.

В расходах консолидированного бюджета за январь-июнь 2007 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 84,4%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 24,4%, субсидии и текущие трансферты – 44,1%. Доля капитальных расходов составила 14,8%.

Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) составили 11 189,4 млрд. руб., или 121,7% (в реальном выражении) к уровню I полугодия 2006 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 10 050 млрд. руб., что на 10,8% больше, чем в январе-июне 2006 года.

Почти четверть (24,8%) всех поступлений в республиканский  бюджет (без учета ФСЗН) обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. По сравнению с I полугодием 2006 года его объем увеличился на 10,6% в реальном выражении. В 2,5 раза возросли налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 23,8%.

В финансировании из республиканского бюджета в разрезе  функциональной классификации имелись существенные различия по сравнению с I полугодием 2006 года. Расходы на поддержку национальной экономики сократились на 12,6% в реальном выражении, на жилищно-коммунальные услуги – на 4,5%. Финансирование общегосударственных расходов увеличилось на 33,1%, здравоохранения - на 5,2%. Всего расходы социального характера по разделам: «Социальная политика (без ФСЗН)», «Образование», «Здравоохранение», «Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации», составили18,7% всех расходов республиканского бюджета.

В январе-июне 2007 года доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы  на 1 139,4 млрд. рублей, или 2,7% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета  составил 1 688,4 млрд. рублей, или 4% ВВП.

В целом тенденции  в налогово-бюджетной  сфере страны адекватны экономическим процессам,  происходящим в   государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2007 году, как и ранее, будет подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны. (Приложение 1)

По оценке Министерства статистики и анализа Беларуси, валовой внутренний продукт в первом квартале 2008 г составил 25,8025 трлн рублей и возрос в сопоставимых ценах на 10,5% (против 8,2% в январе-марте 2007 г). В то же время, в долларовых условиях экономика Беларуси за последние четыре квартала возросла сразу на 23,1% до рекордных 47,615 млрд долларов. В свою очередь, в расчете на душу населения объем ВВП достиг уровня в 4,9 тыс долларов (в текущих ценах).

Интересно также  взглянуть на результаты расчетов ВВП Министерством статистики и анализа по методу конечного использования и распределительным методом за 2007 г. Как правило, перечисленные способы в силу ряда факторов (например, наличия теневой экономики) далеко не всегда дают идентичный результат.

Так, по итогам 2007 г статистическое расхождение между ВВП, рассчитанным производственным методом и методом конечного использования, составило +2,1% (в 2006 г +1,3%). Иными словами, ВВП по методу конечного использования оказался на 2,1% меньше, чем ВВП, рассчитанный производственным способом.

Добавим, что  вклад чистого экспорта (экспорт  за минусом импорта) в ВВП по итогам 2007 г характеризуется отрицательной величиной - минус 6,2% против минус 4,2% год назад, что отражает существующие негативные тенденции во внешней торговле страны.

Информация о работе Национальный продукт