Неравенство доходов как проблема рыночной экономики. Кривая Лоренца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 15:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является приобретение навыков научно-исследовательской работы в рассмотрении проблемы неравенства доходов в Республике Беларусь.
В задачи курсовой работы входят рассмотрение проблемы неравенства доходов и пути сглаживания неравенства, кривой Лоренца, проблемы современной дифференциации доходов населения, современные направления социальной защиты в Республике Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

про доходы.docx

— 84.33 Кб (Скачать файл)

Некоторыми экономистами неравенство рассматривается как источник неудовлетворенности и стимул человеческого прогресса. Шумпетер назвал капитализм цивилизацией неравенства. Источником богатства или бедности является не капитализм, а экономическое развитие. Саймон Кузнец провел исследование динамики доходов на протяжении ряда десятилетий в некоторых развитых странах (США, Великобритании, Германии) и выявил тенденцию к уменьшению неравенства индивидуальных доходов по мере экономического роста, получившей название закона Кузнеца. Сокращение неравенства становится более ощутимым по мере развития политики прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов.

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения.

Чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет также на качество жизни людей, обуславливает относительно большую долю бедняков в составе населения страны.

 Чрезмерное неравенство  в доходах может угрожать политической  стабильности в стране. Когда  большое число людей не удовлетворено  своим положением в обществе, труднодостижимы политические компромиссы  между богатыми и бедными. Политическая  нестабильность наносит огромный  ущерб перспективам экономического развития страны, увеличивая риск инвестирования в экономику страны, отпугивая потенциальных инвесторов.

Высокий уровень неравенства в доходах ограничивает возможности применения важнейших рыночных методов регулирования экономики, таких, как повышение цен или обложение налогами и штрафами. Например, существенное повышение коммунальных платежей могло бы стать решающим способом повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства, однако в условиях острого неравенства доходов такие меры могут привести к неприемлемым лишениям среди беднейших слоев населения.

С другой стороны, слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики. Минимальные различия в доходах (при искусственно выровненных уровнях оплаты труда разной сложности) не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности, к добросовестному труду. Поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

К тому же нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью неравенство доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.

  Таким образом, неравенство  доходов – это  та  цена,  которую  обществу

приходится платить за ускорение  роста  общего  уровня  благосостояния  всех граждан страны.

 

  1. Понятие и способы выравнивания доходов в рыночной экономике.

Итак, важным условием социального мира в любой  стране  является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых  бедных граждан, т.е. выравнивание доходов. Выравнивание доходов – целенаправленная политика государства по нивелированию разницы в личных доходах различных категорий населения. Она осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения  доходов  и  систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации  доходов  создан в  развитых  странах  мира  для  разрешения  противоречия   между   неравной одаренностью  людей  и  размерами  собственности,   с   одной   стороны,   и необходимостью обеспечить всем людям  хотя  бы  минимально  достойный  образ жизни – с другой.

В основе этого механизма лежат три элемента:

    1. разделение функций работодателей и государства;
    2. прогрессивное налогообложение личных доходов;
    3. система государственной социальной поддержки  беднейших  граждан  и создание им равных «стартовых» возможностей;

      Смысл первого  из этих элементов очевиден  – работодателей не интересует социальная справедливость. Они озабочены уровнем доходности  фирм  и  потому стремятся платить людям только за фактический результат их труда – за  вклад в успех фирмы.

      Государство  же имеет дело  с  народом  «в  целом»  и  решать  проблемы стимулирования  роста  производительности  и   качестве   труда   отдельногоработника не может.

      Зато,  в  отличие  от  конкретных  фирм,  государство  всегда   крайне озабочено поддержанием  по  всей  стране  социального  мира  и  политической стабильности.[2]

      Ради  предотвращения  социальных  взрывов,  вызванных   озлобленностью всевозрастающего числа граждан,  живущих  в  нищете,  государство  старается обеспечить всем своим подданным приемлемые условия существования и  смягчить различия в доходах.

      Достигается  это  на  основе  использования  двух  остальных  элементов упомянутого выше механизма.

      Правительства  многих стран давно пришли  к выводу, что одним  из  самых простых  и  удобных  способов  смягчения  неравенства  в  доходах   является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия  доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в  доходах  получил название  прогрессивного  налогообложения  личных   доходов.   Прогрессивное налогообложение построено так, чтобы не нарушать  равноправия  граждан.  Его суть состоит в том, что более богатые граждане отдают  в  казну  государства большую  долю  своих  доходов,  чем  бедные.  Прогрессивное  налогообложение облегчает государству сбор средств для помощи беднейшим слоям общества.

Следовательно, цель прогрессивного налогообложения доходов может  быть сформулирована  как  сокращение  масштабов   превышения   доходов   наиболее состоятельных граждан над средним уровнем дохода  граждан  страны  в  данный период времени.

Чтобы такая система налогообложения могла работать,  необходимо  знать общую сумму всех доходов гражданина за  год.  Ведь  если  человек  имел  2-3 источника доходов, то в каждом из мест  его  доходы  могли  и  не  превысить нижнего  порога  налогообложения.  А  вот  общая   сумма   могла оказаться существенно выше.[10]

Решение этой задачи на практике осуществляется с  помощью  составления налоговых деклараций, учитывающих все заработки налогоплательщика за  год и определяющих сумму, которую он должен государству доплатить.

Закон строго наказывает тех граждан, которые не представили  налоговую декларацию, если обязаны были это сделать. Такая обязанность  возникает  для всех граждан, чьи суммарные доходы за  год  превысили  диапазон,  в  котором действует  минимальная  ставка  налогообложения.  Наказывается  и   неверное указание в декларации истинной величины своих доходов.

Во  многих   странах   мира   наказание   за   сокрытие   доходов   от налогообложения часто бывает более  строгим,  чем  за  нарушение  уголовного кодекса.

Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших  граждан,  смягчению экономического  неравенства  способствуют  также  налоги  на   имущество   и наследство.

Наконец, еще один важнейший  способ   смягчения   экономического неравенства – это передача части  доходов,  изъятых  у  богатейших  граждан, беднейшим группам населения через программы социальной помощи.

  Смыслом третьего элемента является помощь  осуществляемая,  как  правило,  в  форме  различного  рода программ социальной поддержки.

      Первый  и  самый  очевидный  способ  такой  поддержки  –  дать  бедным дополнительные денежные средства или  возможность  получения  части  товаров бесплатно, либо приобретения  их  по  сниженным  ценам.  Эту  задачу  обычно решают с  помощью  социальных  трансфертов. Социальные трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [10]

     Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.

Нет сомнений в том, что система поддержания уровня доходов, не  говоря уже  о  муниципальной  помощи,  субсидиях  на  жилье,   законодательстве   о минимальной  заработной  плате,  субсидиях,  пособиях   ветеранам,   частных пожертвованиях через  благотворительные  общества,  пенсиях,  дополнительных пособиях по безработице и т.д., оказывает существенную помощь  в  уменьшении бедности. С другой стороны, эта система вызвала в последние  годы  множество разнообразных критических замечаний.

  1. Неэффективность  управления.   Оппоненты  утверждают,  что   вынужденное  увеличение  числа  благотворительных  программ  создает   неповоротливую, неэффективную бюрократическую систему, зависящую    от огромного управленческого  аппарата.  Управленческие  расходы  составляют  довольно большую долю всего бюджета многих программ.
  2. Несправедливость.  Благотворительные  программы  порождают  существенную несправедливость, потому что люди, в равной степени нуждающиеся, получают неодинаковые пособия.
  3. Стимулы к трудовой деятельности. Главный  контраргумент  состоит  в  том, что большинство программ по поддержанию уровня доходов ослабляет  стимулы к труду, ослабляет заинтересованность наименее трудолюбивых, одаренных  и активных граждан в более  интенсивной  работе  ради  заработка,  так  как пособия позволяют им достичь вполне приемлемого  соотношения  «заработок-усилия».Этот аспект – развращающее воздействие мер  социальной  поддержки на  бедняков.  Также  они  подрывают стимулы к  более  производительной деятельности  у  наиболее  трудолюбивых,  одаренных  и активных членов общества: ведь по мере роста доходов им приходится через налоги  отдавать все большую их часть на помощь беднейшим.[12]

    Таким  образом,  расширение  масштабов  социальной  поддержки   требует усиления налогообложения  фирм  и  наиболее  активных  состоятельных  членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.

    Между тем при  нормально отрегулированной экономической  системе  именно повышенная экономическая активность  наиболее  одаренных,  трудолюбивых или предприимчивых  граждан  объективно  движет  экономический  прогресс   всего общества, ведет к росту «пирога благ», который может быть поделен  в  данный момент времени. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы. Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена - зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности

Одним из основных направлений государственной политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Для подсчета индекса потребительских цен ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи потребительского бюджета.

    Таким образом бороться с бедностью необходимо не только  и,  может  быть, даже не столько за счет  социальных  трансфертов,  сколько  за  счет  помощи беднейшим  гражданам  в  увеличении  их  заработанных,   а   не   дарованных государством доходов.

    Наиболее  результативными при этом являются  следующие способы:

  1. Создание равных «стартовых условий» для всех граждан. Это  означает, что успех карьеры каждого должен определяться только его врожденными способностями  и  никакие  социальные  условия  не   должны   мешать , гражданам стартовать в равных условиях. На практике для этого  нужно запретить любую дискриминацию  при  приеме  на  работу  по  расовым, социальным или иным  признакам,  обеспечить  всем  детям  нормальные условия для развития (это затрагивает проблемы питания,  воспитания, медицинского обслуживания, среднего и высшего образования);
  2. Расширение возможностей  найти  работу  даже  для  тех,  кто  одарен природой менее щедро.

Информация о работе Неравенство доходов как проблема рыночной экономики. Кривая Лоренца