Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:43, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.Считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных.
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Сущность рынка труда, его типология и структура....................................................5
1.1Эволюция понятия «рынок труда» .....................................................................................5
1.2Рынок труда и заработная плата .........................................................................................7
1.3 Особенности рынка труда.................................................................................................10
Глава2. Спрос и предложение на рынке труда.........................................................................17
2.1Спрос на рынке труда.........................................................................................................17
2.2Предложение на рынке труда............................................................................................20
2.3Безработица как неравновесие на рынке труда...............................................................21
Глава3. Анализ и перспективы рынка труда в России.............................................................28
3.1Трудовая миграция в России. Ее влияние на спрос и предложение рабочей силы на
рынке труда..............................................................................................................................28
3.2 Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год ..................................33
3.3 Прогноз ситуации на рынке труда...................................................................................35
Заключение...................................................................................................................................38
Список литературы...............................
В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку государства. Кроме того государство собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.
Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.Дополнительные бюджетные средства выделяются в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.
Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета.
Остальные средства будут перечисляться в регионы незамедлительно в зависимости от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих линий". Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительство предпримет ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.
Рынок труда находится в постоянной динамике, развитие которой определяется рядом факторов, в том числе социально-экономическим положением, внесением изменений в законодательство РФ, структурными изменениями. С октября 2008 года в связи с ухудшением экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности в результате влияния мирового экономического кризиса, в сфере занятости и на рынке труда начались негативные процессы, главными из которых является рост безработицы. Но, несмотря на это, в скором будущем ожидается обратный процесс, а именно - дефицит трудовых ресурсов, что полностью искоренит безработицу и усилит иммиграцию иностранных специалистов из других стан. По прогнозам Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития России, численность трудоспособного населения к 2016 году уменьшится на 9,8 млн. человек и будет составлять 58% в общей численности населения. Такая ситуация сохранится вплоть до 2030 года.
Стоит ожидать также усиление движения персонала из компании в компанию. Поэтому большее значение приобретут мотивационные программы. Наиболее значимым фактором для мотивации станет наличие «белой» зарплаты, это связано с развитием ипотеки и программ кредитования населения. «Социальный пакет» приобретает все больший вес. В нем устоится в частности: медицинская страховка для всех членов семьи, включая стоматологию, сопровождение родов с 4-х месяцев, оплата д/сада для детей, бесплатное корпоративное питание, пенсионная программа и др. Будет разработана специальная программа поддержки и адаптации сотрудников при переезде из регионов.
Решение проблем нехватки персонала будет идти по нескольким направлениям. Например, произойдет снижение требований к трудовому стажу сотрудников. Уже сейчас начинается борьба за выпускников ведущих ВУЗов. Но пока этот сегмент осваивают только крупные западные корпорации. Так, достаточно открыть любую газету, распространяемую в ВУЗах, и увидеть на каждой странице рекламу, призывающую выпускников и студентов последних курсов проходить стажировки и устраиваться на работу в эти компании. Даже прохождение практики и стажировок уже оплачиваться.
Вырисовывается тенденция старения персонала. По позициям, на которые раньше требовались кандидаты «до 35 лет», уже сейчас эта цифра увеличена «до 45 лет». Эта тенденция продолжится.
Возрастет роль привлечения персонала из других регионов, хотя в России традиционна низкая мобильность трудового населения. Уже сейчас государство разрабатывает программы по повышению мобильности населения, но пока это носит декларативный характер.
В долгосрочной перспективе потребность в персонале будет расти, особенно в сфере Информационных технологий и Телекоммуникаций (беспроводные технологии, внедрение и развитие ERP-систем и др.), финансов и инвестиций (IPO, банковская розница), медицины (включая специалистов по биотехнологиям и генной инженерии), производства (инженеры и технологи).Можно с уверенностью сказать о дальнейшем увеличении разрыва между спросом и предложением на рынке труда. Следовательно, для привлечения и удержания квалифицированных сотрудников компаниям придется тратить все большее количество денежных средств, разрабатывать мотивационные программы, более гибко подходить к требованиям по опыту кандидатов, снимать возрастные ограничения.
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный глобальным экономическим кризисом. Резкое снижение спроса у потенциальных покупателей привело к спаду производства, а точнее перепроизводство, приведшее к перенасыщенности рынка, а также ряд других процессов происходящих на ипотечном и финансовом рынке США, привело к обвалу мировой экономики, и, соответственно, к резкому росту безработицы в большинстве стран. Наша страна не стала исключением. Сегодняшний сценарий рынка труда России напоминает ремейк ситуации 90-х годов, а именно предложение рабочей силы в несколько раз превышает спрос. На данный момент безработица охватила почти четверть всей рабочей силы и составила уже 9,5%. Заработные платы тех, кто сохранил за собой место, были подвержены пересмотру. В 2008 году рынок труда был просто перегрет. Кадровый голод компаний достиг своего пика, и фирмы принимали на работу всех подряд, при этом произошло удорожание рабочей силы. Сейчас ситуация изменилась: неэффективных сотрудников сократили, слабоэффективных перевели на сокращенную неделю. Компании пересмотрели свою кадровую политику, снизив всем без исключения, ранее завышенные заработные платы. Но все-таки даже в нелегкой экономической ситуации многие фирмы продолжают поиск высококвалифицированных сотрудников, способных приносить реальный доход компании. В работе был также поставлен вопрос о необходимой вмешательства государства в экономику, для стабилизации ситуации на рынке труда, в нынешних условиях финансово-экономического кризиса. В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу обеспечивается и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления. Еще был рассмотрен вопрос дальнейшего развития рынка труда. И здесь была отмечена, абсолютно противоположная сегодняшней массовой безработицы тенденция, а именно, речь идет о демографической ситуации, сложившейся в начале прошлого десятилетия. Произойдет резкий дефицит трудовых ресурсов, что потребует и от государства, и от работодателя другого, абсолютно иного подхода к поддержанию баланса на рынке труда.
1. Конституция Российской
2.О занятости населения в Российской Федерации : закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 // Собрание законодательств Российской Федерации. – 2011. - №1. – С. 187 – 197.
3. О регулировании рынка труда: Закон Российской Федерации от 19.12.2008. – № 1. – С. 156 – 162.
4. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Закон Российской Федерации от 24.11.2008 – № 6 . – С. 132 – 143.
5. Абрамова, Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Абрамова // Социс. - 2007. - №4.- С. 18 – 21.
6 . Адамчук, В. В. Экономика и социология труда / О. В Томашов, Сорокина М. Е – М. : Бином-Пресс, 2005. – с. 243.
7. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом организаций / Т. Ю Базаров // – М. : Проспект. - 2006. – 197 с.
8 .Бреев, Б. А. Экономические последствия безработицы: оценка потерь / Б. А. Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян // Общество и экономика. - 2002. - № 5. – C. 12 - 15
9. Буланова, В. С. Рынок труда: учебник для вузов / В. С. Буланова– М. : Бином- Пресс, 2008. – 350 с.
10. Гавриленков, Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики / Е. Гавриленков // Вопросы экономики. – 2000. – № 4. – С. 21-35.
11. Дорофеев, А. Развитие кадрового потенциала АПК в регионе / А. Дорофеев // АПК: экономика, управление . – 2007. - № 5. - С. 39 – 42.
12.Иохин, В. Я. Экономическая теория: Учебник / В. Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2001. – 861 с.
13. Кузнецова, А. Опыт российских регионов по закреплению молодых специалистов в аграрном секторе экономики / А. Кузнецова // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2008. - № 1. - С. 23-26.
14. Киян, Л. П. Маркетинг рынка труда / Л. П. Киян. – Воронеж: Изд–во Воронеж. ун–та, 1995. – 96 с.
15. Нанавян, А. Кто становится безработным и почему / А. Нанавян // Общество и экономика. - 2005. - № 6. – С. 7 – 9.
16. Попов, А. И. Экономическая теория: Учебник / А. И. Попов. – СПб. : Питер, 2001. – 464 с.
17. Рофе, А. И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / А. И. Рофе, Б. Г. Збышко, В. В. Ишин; под ред. А. И. Рофе. – М.: МИК, 1998. – 154 с.
18. Рубцов, Л. Уровень оплаты труда и текучесть кадров: зависимость обратная / Л. Рубцов, В. Гагарин // Человек и труд. – 2002. – №7. – С. 69-71.
19. Сажина , М. А. Основы экономической теории: Учебник для вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. – М.: НОРМА, 2001. – 456 с.
20. Скутнева, С. В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере/ С. В. Скутнева // Социс 2008. - №5. - С. 25-29.
21. Фалмер, Р. М. Современное управление кадрами предприятий и организаций/ Р. М. Фалмер // – М., Эксмо, 2006. – 420 с.
22. Антикризисные меры для рынка труда // KeyWork, http://www.keywork.ru – М., 2009.
23. Борьба с безработицей как основа модернизации // ВЦИОМ, http://wciom.ru – М., 2009.
24. Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года // Федеральная служба государственной статистики «Росстат», http://www.gks.ru – М., 2009
25. Кризис и рынок труда России // Занимаем.ру, http://www.zanimaem.ru – М., 2009
26. Ситуация на рынке труда в ряде регионов РФ может стать угрожающей // HRMonitor – М., 2009
27. Состояние рынка труда // StartCapital, http://www.start-capital.ru – М., 2009
28. Уровень безработицы в РФ в I квартале // AK&MOnlineNews, http://www.akm.ru – М., 2009
29. Эксперты: безработица лучше способа сохранения высокой занятости // Рокфеллер в деньгах счастья, http://rokf.ru – М., 2009
30.Проект концепции действий Правительства РФ на рынке труда на 2007-2010 годы //http://www.government.ru Социально-экономическое положение России. М.: Росстат, 1999-2006.
1 Подробнее методика расчетов представлена в статье А. Нанавян «Кто становится безработным и почему» (Нанавян, 2005).
22 См.: Анализ подходов к проблеме оценки потребностей в трудящихся-мигрантах и планирование миграции рабочей силы: Россий