Несовершенная конкуренция и теория игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».

Содержание

1. Введение.

1.1. Виды конкуренции.

2. Несовершенная конкуренция.

2.1. Монополистическая конкуренция.
Общие черты несовершенной конкуренции.
Основные черты рынка монополистической конкуренции.
Роль неценовой конкуренции.

2.2. Олигополия.
Основные черты олигополистического рынка.

2.3. Монополия.
Основные черты монополии.
Естественные монополии.

3. Теория игр и её применение в экономическом анализе.

4.Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

0431137_94131_nesovershennaya_konkurenciya_i_teoriya_igr.docx

— 58.77 Кб (Скачать файл)

 

Естественные  монополии.

 

В некоторых  отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это  создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем  для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные  виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

Бессмысленно  и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную  сеть, монопольно эксплуатируемую одной  компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность  независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет  устранен. Из города А в город  Б все равно можно будет  проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.

Важен и  макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными  монополиями, обеспечивают взаимосвязь  экономических субъектов и целостность  национальной хозяйственной системы. Не даром говорят. что в современной  России экономическое единство сраны  не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим  электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий  недопустимо, но это не значит, что  государство не должно вмешиваться  в их деятельность, напротив, оно  должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений  с их стороны.

 

3. Теория игр  и её применение в экономическом  анализе.

 

 

"Игра (в математике) - это идеализированная математическая модель коллективного поведения: несколько игроков влияют на исход игры, причем их интересы различны".

Регулярное  действие, выполняемое игроком во время игры, называется ходом. Совокупность ходов игрока, совершаемых им для достижения цели игры, называется стратегией.

Классификацию игр можно проводить: по количеству игроков, количеству стратегий, характеру взаимодействия игроков, характеру выигрыша, количеству ходов, состоянию информации и т.д.

В зависимости от количества игроков различают игры двух и n  игроков. Первые из них наиболее изучены. Игры трёх и более игроков менее исследованы из-за возникающих принципиальных трудностей и технических возможностей получения решения.

По количеству стратегий игры делятся на конечные и бесконечные. Если в игре все игроки имеют конечное число возможных стратегий, то она называется конечной. Если же хотя бы один из игроков имеет бесконечное количество возможных стратегий, игра называется бесконечной.

По характеру взаимодействия игры делятся на бескоалиционные: игроки не имеют права вступать в соглашения, образовывать коалиции;  коалиционные (кооперативные) – могут вступать в коалиции.

В кооперативных  играх коалиции заранее определены.

По характеру выигрышей игры делятся на: игры с нулевой суммой (общий капитал всех игроков не меняется, а перераспределяется между игроками; сумма выигрышей всех игроков равна нулю) и игры с ненулевой суммой.

По виду функций выигрыша игры делятся на: матричные, биматричные, непрерывные, выпуклые и др.

Матричная игра – это конечная игра двух игроков с нулевой суммой, в которой задаётся выигрыш  игрока 1 в виде матрицы (строка матрицы соответствует номеру применяемой стратегии игрока 1, столбец – номеру применяемой стратегии игрока 2; на пересечении строки и столбца матрицы находится выигрыш игрока 1, соответствующий применяемым стратегиям).

Для матричных  игр доказано, что любая из них  имеет решение и оно может  быть легко найдено путём сведения игры к задаче линейного программирования.

Биматричная игра – это конечная игра двух игроков с ненулевой суммой, в которой выигрыши каждого игрока задаются матрицами отдельно для соответствующего игрока (в каждой матрице строка соответствует стратегии игрока 1, столбец – стратегии игрока 2, на пересечении строки и столбца в первой матрице находится выигрыш игрока 1, во второй матрице – выигрыш игрока 2.)

Непрерывной считается игра, в которой функция выигрышей каждого игрока является непрерывной. Доказано, что игры этого класса имеют решения, однако не разработано практически приемлемых методов их нахождения.

Если  функция выигрышей является выпуклой, то такая игра называется выпуклой. Для них разработаны приемлемые методы решения, состоящие в отыскании чистой оптимальной стратегии (определённого числа) для одного игрока и вероятностей применения чистых оптимальных стратегий другого игрока. Такая задача решается сравнительно легко.

 

Запись  матричной игры в виде платёжной  матрицы

 В общем виде матричная игра может быть записана следующей платёжной матрицей [1, 2, 7] (рис. 1.1.),

 

B1

B2

Bn

A1

A11

A12

...

A1n

A2

A21

A22

...

A2n

...

...

...

...

Am

am1

am2

...

amn


Рис. 1. Общий  вид платёжной матрицы матричной  игры

 

где Ai – названия стратегий игрока 1, Bj – названия стратегий игрока 2, aij – значения выигрышей игрока 1 при выборе им i – й стратегии, а игроком 2 – j – й стратегии. Поскольку данная игра является игрой с нулевой суммой, значение выигрыша для игрока 2 является величиной, противоположенной по знаку значению выигрыша игрока 1. 

 

Каждый  из игроков стремится максимизировать  свой выигрыш с учётом поведения  противодействующего ему игрока. Поэтому для игрока 1 необходимо определить минимальные значения выигрышей в каждой из стратегий, а затем найти максимум из этих значений, то есть определить величину

Vн =  maxi minj  aij ,

или найти  минимальные значения по каждой из строк платёжной матрицы, а затем определить максимальное из этих значений.  Величина Vн называется максимином матрицы или нижней ценой игры.

Величина  выигрыша игрока 1 равна, по определению  матричной игры, величине проигрыша игрока 2. Поэтому для игрока 2 необходимо определить значение

Vв = minj maxi aij .

Или найти  максимальные значения по каждому из столбцов платёжной матрицы, а затем  определить минимальное из этих значений. Величина Vв называется минимаксом матрицы или верхней ценой игры.

В случае, если значения Vн и Vв не совпадают, при сохранении правил игры (коэффициентов aij ) в длительной перспективе, выбор стратегий каждым из игроков оказывается неустойчивым. Устойчивость он приобретает лишь при равенстве Vн = Vв = V. В этом случае говорят, что игра имеет решение в чистых стратегиях, а стратегии, в которых достигается V - оптимальными чистыми стратегиями. Величина V называется чистой ценой игры.

Например, в матрице (рис. 2)

 

 

B1

B2

B3

B4

Minj

A1

7

6

5

4

4

A2

1

8

2

3

1

A3

8

1

3

2

1

Maxi

8

8

5

4

 

Рис. 2. Платёжная  матрица, в которой существует решение  в чистых стратегиях

 

существует  решение в чистых стратегиях.  При этом для игрока 1 оптимальной  чистой стратегией будет стратегия  A1, а для игрока 2 – стратегия B4.

В матрице (рис.3)

 

B1

B2

B3

B4

Minj

A1

7

6

5

2

2

A2

1

8

2

3

1

A3

8

1

3

2

1

Maxi

8

8

5

3

 

Рис. 3. Платёжная  матрица, в которой не существует решения в чистых стратегиях

 

решения в чистых стратегиях не существует, так как нижняя цена игры достигается  в стратегии A1 и её значение равно 2, в то время как верхняя цена игры достигается в стратегии B4 и её значение равно 3.

 

 

4. Список использованной литературы.

 

  1. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 1992. - 400 с.
  2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. - М.: Дело, 1999. - 864 с.
  3. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.
  4. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1997. - 550 с.
  5. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с.
  6. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2000, - 284 с.
  7. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственный университет Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 336 с.
  8. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп.-СПб.: ИД "МиМ", 1997. - 224 с.
  9. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 520 с.
  10. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т. I. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика./В.Ф. Максимова - М.: "Соминтэк", 1992. - 168 с.
  11. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1997. - 384 с.
  12. Г.А. Кирюшкина, А.В. Михайлов. Антимонопольное законодательство - элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. - Российский экономический журнал, 1998, №11-12.
  13. Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. - Вопросы экономики, 1995, №12.
  14. А Никифоров. Изменения в законе "О конкуренции..." и борьба с установлением монопольных цен. - Вопросы экономики, 1995, №11.
  15. Экономика. Учебник./Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. - 792 с.
  16. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. - Российский экономический журнал, 2000, №3.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и теория игр