Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:05, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия…………………………………………………………………....4
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии……………………………………5
1.1.2 Дилемма олигополистов……………………………………………………6
1.1.3 Случаи возникновения сговора…………………………………………….7
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре……………..8
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика…………………9
1.2 Монополия…………………………………………………………………….9
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………………10
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке………………………..12
1.2.3 Монополия и эффективность……………………………………………..14
1.3 Монополистическая конкуренция………………………………………….15
2. Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО «Газпром»………………………………………………………………………...17
3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………………20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия……………………………………………………
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии……………………………………5
1.1.2 Дилемма олигополистов………………………
1.1.3 Случаи возникновения сговора…………………………………………….7
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре……………..8
1.1.5 Сдерживание входа
на рынок и хищническая
1.2 Монополия………………………………………………………
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок……………………………10
1.2.2 Методы и способы
борьбы монополий на рынке……………
1.2.3 Монополия и эффективность……………
1.3 Монополистическая конкуренция………………………………………….15
2. Пути развития естественных
монополий в России на примере
ОАО «Газпром»……………………………………………
3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке…………………………20
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В своем реферате я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и три ее формы: олигополию, монополию и совершенную конкуренцию.
Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия – форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной конкуренции.
Олигополия и
Будет рассмотрены барьеры вхождения на несовершенный рынок: юридические, экономические, естественные.
Существует несколько точек зрения относительно эффективности монополий, о которых тоже будет сказано в работе.
Во втором разделе работы будут
на примере ОАО «Газпром»
В третьем разделе будет
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму поподробнее.
1.1 Олигополия
Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка. [ 6, с. 123]
Олигополия – это отрасль, в
которой большая часть продаж
совершается несколькими
Ее характерные черты:
- Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на
рынках товаров или услуг – эта отрасль называется олигополистической.
- Производство
- Существуют барьеры
для вступления в отрасль.
- Эффект масштаба означает,
что только крупные фирмы
Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу.
- Эффект слияния.
Поводом для слияния могут
послужить разные причины:
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии
Важной чертой олигополии, отличающей её от других видов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цена на нее будет выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.
Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.
Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для них решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. [8, c. 168]
Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующими прибыль монополистом.
Сговор – это явное или тайное соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.
Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий.
Вторая сила, влияющая
на поведение олигополиста, - это
эгоистическая заинтересованнос
Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре.
Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удается, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня. [7, c. 216]
1.1.2 Дилемма олигополистов
Рисунок 1 помогает понять, почему сговор является трудным делом. На нем представлена следующая ситуация. Две фирмы, «Альфа» и «Бета», являются единственными продавцами на рынке. Каждая может установить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую, монопольную цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 млн. руб., тогда как если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждой составят только 15 млн. руб. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна фирма устанавливает высокую цену, а другая низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получает 30 млн. руб., а фирма, имеющая высокую цену, получает только 10 млн. руб.
Рисунок 1.
Если «Альфа» и «Бета» могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Но что если каждая действует независимо, стремясь максимизировать свою собственную прибыль? Если «Бета» назначает высокую цену, «Альфа» максимизирует прибыль путем снижения цены. Если «Бета» назначает низкую цену, «Альфа» получает больше, избегая снижения прибыли, и тоже назначает низкую цену. Таким образом, «Альфа» максимизирует свои прибыли, устанавливая низкую цену, вне зависимости от того, что по ее мнению, будет делать «Бета». Расчеты «Бета» в точности такие же, так что «Бета» тоже всегда назначает низкую цену. Получается, что обеим хуже, чем в том случае, если бы они могли действовать сообща, а покупатели в результате выигрывают.
Допустим, «Альфа» и
«Бета» предпринимают попытку
1.1.3 Случаи возникновения сговора
Центральная проблема анализа олигополий состоит в предсказании того, в каком случае будет иметь место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.
1. Вероятность сговора
тем выше, чем в большой степени
правовая система
Информация о работе Несовершенная конкуренция на страховом рынке