Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.
Задачи: 1)Олигополия
2)Сговор и соперничество в олигополии
3)Дилемма олигополистов
4) Случаи возникновения сговора
5)Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
6)Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
Введение……………………………………………………………...….3
Глава 1. Понятие и формы несовершенной конкуренции…….....4
1.1 Олигополия…………………………………………………………..4
1.2 Сговор и соперничество в олигополии…………………………….5
1.3 Дилемма олигополистов…………………………………………….7
1.4 Случаи возникновения сговора……………………………………..9
1.5 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре….....10
1.6 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика…………11
Глава 2.Монополия…………………………………..………………..13
2.1Барьеры, защищающие монопольный рынок………………………14
2.2Методы и способы борьбы монополий на рынке……………….....17
2.3 Монополия и эффективность………………………………………..20
2.4 Монополистическая конкуренция…………………………………..22
Глава 3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке….…24
Заключение…………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы……………………………..…..29
4. Вероятность продления
договорных соглашений тем
5. Сговор обусловливает
повышение цен и прибылей и
тем самым привлекает новые
фирмы. Чтобы сговор был
1.5 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
Даже если сговор является эффективным в течении некоторого времени, он часто расстраивается, как только одна или более фирм почувствуют, что они больше выигрывают, нарушая правила, нежели следуя им. Когда фирмы не могут сговориться, наиболее существенной проблемой олигополии становится вопрос выбора стратегии. Каждая фирма прогнозирует спрос, с которым она может столкнуться, и возможную реакцию соперников на свои собственные действия. Затем каждая фирма, основываясь на этом прогнозе реакции своих соперников, действует максимизируя собственные прибыли. Точно таким же образом она решает, как ей реагировать на действия своих соперников. Не существует определенных общих прогнозов относительно исходов таких взаимодействий между разъединенными олигополистами. Цена может принимать практически любое значение в промежутке между ее конкурентным и монопольным уровнями, и она может сильно варьировать во времени. То, что будет происходить на самом деле, решающим образом зависит от тех допущений, которые каждый олигополист делает относительно реакции других на свои действия. Например, если каждый полагает, что соперники не будут реагировать на его снижение цены, и все фирмы ориентируются на низкие цены, то цены могут падать до конкурентного уровня. Однако если начинается такая война цен, то, вероятно, все фирмы изменят свои мнения относительно поведения своих конкурентов. Тогда цена может расти, и даже настолько резко, что подтолкнет фирмы к новому витку снижения цен.
1.6 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
Возможность вхождения может оказывать влияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Они могут предпринимать действия, призванные или воспрепятствовать появлению новых фирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.
Чтобы сдержать проникновение новых фирм, находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольного уровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратить вхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на риск падения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общего объема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен.
Фирмы вступают на путь хищнического ценообразования, когда они снижают цену, с тем чтобы вытеснить другие фирмы из отрасли.
Как правило, «хищник» снижает цену очень резко до того уровня, при котором он теряет деньги, но при котором он надеется, конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Он готов пойти на убытки в краткосрочном периоде, с тем чтобы оттеснить другие фирмы и в результате получать сверхприбыль от своего положения в долгосрочной перспективе.
Глава 2. Монополия
Монополия является полным
антиподом совершенной
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста
к максимизации прибыли путем
установления контроля над ценой
и объемом продаж есть нарушение
свободной конкуренции и
Характерные черты монополии:
- единственный продавец (монополист);
- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
- для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
Особое место занимает
феномен «естественной
Мы еще вернемся к рассмотрению естественных монополий.
2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
Захватить рынок и стать
на нем монополистом очень сложно,
но удержать этот рынок в своих
руках еще сложнее. Поэтому издавна
монополисты научились
Существует несколько типов таких барьеров.
Юридические барьеры. Вход на
монополизированный рынок обычно очень
сильно может быть ограничен с
помощью юридических барьеров в
форме «лицензий», «авторского права»,
«товарных знаков» или «
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует
продажу и распространение
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
Патент – свидетельство,
удостоверяющее исключительные права
автора на распоряжение созданным им
благом (технологией); если фирма имеет
патент на технологию производства какого-либо
продукта, то это делает невозможным
производство данного товара другими
фирмами в течение срока
Конечно, все эти барьеры придуманы не для создания монополий – они решают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.
Естественные барьеры. В
некоторых случаях рождение монополии
оказывается практически
Итак, естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Бывают такие монополии двух видов:
1. природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и фирма купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.
2. технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.
Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
К таким барьерам относятся:
1. Высокий уровень налогов, подрывающий интерес к любой коммерческой деятельности вообще;
2. дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;
3. дефицит качественного сырья, материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;
4. отсутствие у населения собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.
К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами.
Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:
- контроля за ценами на своих рынках;
- раздела рынков;
- организации сбыта;
- выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и комплектующих.
Надо сказать, что в
этой области российские монополисты
не изобрели ничего нового – они
лишь воспользовались огромным арсеналом
явных и тайных методов, с помощью
которых монополисты издавна
защищают себя от появления конкурентов
и увеличивают размеры
1. корнер – способ, смысл которого заключается в следующем: производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход;
2. поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;
3. картель – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;
4. отраслевые холдинги – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;
5. тресты – метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.
2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
Характер борьбы внутри монополий
определяется формой монополии, будь это
картель, синдикат, трест или концерн.
Внутри картелей конкурентная борьба
сводится к следующим моментам. Так
как в картель могут входить
предприятия с различным
Информация о работе Несовершенная конкуренция на страховом рынке