Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, реферат
Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.
2. Анализировать принципы новой экономики.
3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.
Наиболее масштабно влияние информационных технологий на современный мир проявляется в экономической сфере. Благодаря этим технологиям меняются условия и содержание трудовой деятельности миллионов людей, радикально ускоряется решение сложнейших производственных задач, значительно повышается эффективность управления. Возникают новые профессии и рабочие места, формируются не существовавшие доселе отрасли производства, меняется функционирование традиционных отраслей.
1. В конце двадцатого столетия экономика вышла на новый этап своего развития. Появление единого информационного пространства, нарастание интеграционных тенденций привели к формированию новой экономики, глобальной по своим масштабам.
Общество переориентировалось
с материальных ресурсов на информацию,
знания, с массового производства
и потребления товаров на индивидуальную
реализацию интересов, ожиданий и потребностей
через потребление
Новая экономика обладает специфическими чертами, проявляющиеся как на макроуровне, так и на микроуровне. Основной капитал новой экономики – интеллектуальный, то есть она основывается не на экстенсивном потреблении исчерпаемых природных ресурсов, а на знаниях. Это объясняется тем, что обработка информации становится более прибыльной и эффективной по сравнению с использованием материальных ресурсов. Так, продажа 1 кг нефти приносит примерно 20 центов прибыли, 1 кг бытовой техники – 50 долл., 1 кг авиационной техники – 1 тыс. долл., а 1 кг электронной и информационной техники – 5 тыс. долл.
«За последние 20 лет объемы продаж в наукоемком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности». В настоящее время, результаты научных исследований и разработок широко применят в практике авиа – и космической индустрии, автомобилестроения, энергетики, образования, здравоохранения, в производстве сложного высокоавтоматизированного оборудования, полупроводников, медицинских приборов и средств диагностики, систем с высокой разрешающей способностью, элементов искусственного интеллекта, в создании новых полимерных материалов, конструкционной керамики, сверхлегких сплавов, оптоволоконных веществ и т.д. Практика показала, что инвестиции в знания в развитых странах увеличиваются быстрее, чем в основные фонды. «Из всего объема знаний, которыми располагает человечество, измеренных в физических единицах, 90% получено за последние 30 лет, так же, как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, являются нашими современниками». Это доказывает признаки перехода к экономике, основанной на знаниях, к новой экономической модели, в которой образование и наука, исследования и внедрение их результатов играют ведущую роль. [15].
На долю новых
и усовершенствованных
Ирландия |
46,9 |
Швейцария |
42,9 |
Южная Корея |
33,0 |
США |
32,9 |
Китай |
32,8 |
Венгрия |
31,9 |
Нидерланды |
28,7 |
Великобритания |
28,6 |
Мексика |
28,4 |
Израиль |
25,0 |
БРИК |
24,6 |
Япония |
23,1 |
Франция |
22,8 |
ОЭСР |
22,6 |
Финляндия |
20,1 |
ЕС 19 |
19,8 |
Швеция |
19,2 |
Дания |
19,0 |
Германия |
18,8 |
Индонезия |
9,1 |
Бразилия |
8,3 |
Индия |
5,8 |
Россия |
2,3 |
Итак, можно сказать, что активное применение новых и усовершенствованных технологий способствует появлению «нового производства», в котором важнейшими активами являются не материальные ресурсы – сырьё, рабочая сила, оборудование, а нечто неосязаемое – интеллект, информация, знания.
2. Очевидно, основной выигрыш «нового производства» определяется тем, что оно стимулирует инновации в сфере управления и организации бизнеса.
Происшедший в
последние годы резкий всплеск ожиданий,
связываемых лидерами большого бизнеса
с информационными
«Интернет – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7–10%». Интернет рассматривается как ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всем мире, одна с другой. [30]. Можно сказать, что Интернет – это начало эпохи электронной коммерции и постепенно становится все более значимым фактором общемировой экономики. Вначале Интернет не носили коммерческого характера и предназначались в основном для облегчения обработки информации и облегчения обмена новой информацией. Но в противоположность традиционным средствам коммуникации, основная функция которых состоит в доставке информации, Интернет является не просто передатчиком информации, а значительно больше – глобальным виртуальным рынком. В то время для традиционных носителей можно сказать, что «среда – сообщение», для Интернет справедливо выражение: «Интернет – рынок». Существование электронного рынка в среде Интернет обусловлено возможностью реализации в Интернет платежных стем, позволяющих интерактивно оплачивать товары и услуги.
Особенностями электронного рынка Интернет состоят в том, что он является, во-первых, открытым, то есть доступным как для компаний любых размеров, так и для потребителей, а, во-торых – глобальным, то есть доступ к нему возможен из любой очки земного шара. Открытость рынка обусловлена также тем, что он характеризуется достаточно низким барьером для входа на него фирм.
Интернет предоставляет возможность сокращения каналов распространения товаров и ликвидации промежуточных звеньев, таких как дистрибьютор и оптовый продавец, на смену которым приходит прямая связь производитель – покупатель. Причиной сокращения каналов распространения является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так как Интернет обладает более эффективной возможностью взаимодействия с потребителями и одновременно позволяет отслеживать информацию о потребителях. С технической стороны это обусловлено развитием технологий построения и ведения баз данных и автоматической обработкой поступающих запросов.
Рассмотрим особенности Интернет как средства розничной торговли:
Таким образом, в качестве преимуществ рынка Интернет можно выделить: активную позицию потребителя, сравнительно меньший объем вкладываемых средств для выхода на рынок со стороны фирм, глобальный характер рынка, круглосуточную доступность рынка, возможность получения необходимого объема информации [22].
Интернет становится
все более популярной в деловом
мире. В следующие годы мы заметим
объединения в Интернете более
миллиарда пользователей
Прогнозы предрекают дальнейший бурный рост электронной коммерции. По прогнозам ведущего аналитика J.P. Morgan Имрана Кана (Imran Kahn), цитируемого TechCrunch, розничная онлайн-торговля в США в 2011 году вырастет на 13,2%, а чистый доход электронной коммерции к концу года достигнет 187 миллиардов долларов к концу года.
Тот же самый
источник указывает, что в период
с 2010 по 2013 годы ежегодный темп роста
американского рынка
Что касается всего
мира в целом, то в J.P. Морган ожидают,
что всемирный доход
В развитых странах число людей, делающих покупки онлайн, также растет. Например, сейчас 38% американских потребителей покупают через интернет, по крайней мере, раз в месяц. А процент людей, совершенно не использующих интернет для покупок, напротив, снизился с 20% в 2007 году до 12% в 2010 году. [29].
В результате мировая экономика начинает рассматривать электронную коммерцию как «idee fixe» своего развития. «Новые технологии» начинают ломать сложившуюся хозяйственную структуру. Происходит своеобразный переход от «материальной» к «виртуальной» экономике.
Итак, можно сделать вывод, что термин «новая экономика» в сознании большинства аналитиков связывается с понятием «электронный рынок». Это неслучайно, поскольку наиболее очевидной особенностью современного социально – экономического и научно – технического развития является «информационный взрыв». Однако, мы должны подчеркивать, что в новой экономике важнейшим производственным ресурсом общества является не информация, как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, а знания – информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания. Поэтому, на наш взгляд, свойства современной хозяйственной системы наилучшим образом могут быть выражены понятием «экономика знаний», а не «информационная экономика».
Новое качество
рабочей силы явилось ключевым фактором,
послужившим катализатором
Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, предпосылка и инструмент создание экономики знаний – качество человеческого потенциала. При этом развитие человеческого потенциала является исключительной прерогативой государства [27]. Примером успешных усилий по достижению успехов в этом направлении может служить стратегия США по созданию новой экономики посредством инвестирования в человеческий потенциал. Ключевым направлением реформ госуправления стали меры по стимулированию новой экономики посредством усилий по развитию человеческого потенциала. В частности, эксперты констатируют увеличение ассигнований на эти цели в течение последнего десятилетия. Так удельный вес расходов на развитие человеческого потенциала вырос в США с 4,3% ВВП в 1940 г. до 13% в 2005 г. [20, с. 53]. В общей сумме расходов федерального бюджета США эти затраты в 1990 г. составили 49.4%, а в 2000 г. 62% [19, с. 133].
Специалисты высокого класса («профессионалы»), имеющие самостоятельные суждения, обладающие высокой ответственностью и способные дать экспертные оценки, составляют более 40% рабочей силы. На профессии с преобладанием интеллектуального труда приходиться основой прирост занятости (85% – в США, 89% в Германии, 90% – в Японии и 95% – в Великобритании).
Информация о работе «Новая экономика»: социально-экономическая природа