Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, реферат
Целью настоящего исследования является анализ процесса формирования «новой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в настоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.
2. Анализировать принципы новой экономики.
3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.
Кроме того, расширяются
рынки организационный
Организационный капитал – знания, которыми владеет организация и которое хранится в базах данных, стандартах и инструкциях. Под организационным капиталом понимаются инвестиции в организацию новых хозяйственных процессов, производство новой продукции и подготовку работников.
Воспроизводство
организационного капитала требует
наличие умных и имеющих
Развивая знания, умения и навыки своих сотрудников, добиваясь эффективного распространения знаний и накапливая их, организация создает интеллектуальный капитал. Организационный капитал, это такой капитал который остается в организации навсегда, а человеческий капитал – это капитал который работник увольняясь, забирает с собой. В США объем такого организационного капитала составляется более 1 трлн. долл.
Статистика свидетельствует: информационная деятельность и услуги обеспечивают 80% рабочих мест в США; информационный сектор дает 60–75% ВВП США. Наблюдается форсированный рост капитала, функционирующего в сфере фондовых и валютных операций: его удельный вес в капитале, занятом вне реальной экономики возрос с 42,5% в 1960 г. до более, чем 75% к концу 90-х годов и началу 2000 г.
Итак, можно сделать вывод, что осуществляется переход от товарно-материального производства к экономике с преобладанием услуг, опирающейся на теоретическое знание и создающей на основе этих знаний новые интеллектуальные технологии.
1. Изменение масштабов общественного (государственного) сектора. Крупномасштабный и высокоцентрализованный государственный сектор, сложившийся в индустриальную эпоху, все менее соответствует возросшим требованиям новейшей экономики – непрерывному научно-техническому обновлению, структурной гибкости как первостепенным условиям экономического роста и конкурентоспособности. Тормозят развитие и такие недостатки государства, как расточительность, бюрократизм, коррупция, и т.п. «К началу 80-х годов обнаружились многие слабые стороны взятого во многих странах в 60-е годы курса на создание «государства благосостояния», приведшего к чрезмерному расширению его обязательств». Возникли противоречия между совокупностью технологических, экономических и социальных устоев общества и действующей формой экономической деятельности государства и требует существенного обновления. Вмешательство государства в экономику вышло за рамки основных функций. [8; с. 29].
Постепенно
степень вовлеченности
В процессе дерегулирования, охватившего в той или иной степени транспор, в первую очередь автомобильный и авиационный, банковские и финансовые услуги, страхование, телекоммуникации, электроэнергетику и газоснабжение, хозяйствующие субъекты освобождаются от плотной государственной опеки, начинают руководствоваться рыночными ориентирами, опираясь на организационно-технические нововведения, более полный учет параметров спроса и других сигналов рынка.
Конкретные мероприятия дерегулирования каждой отрасли и каждой страны не сходные, но повсюду в центре изменений – ослабление ограничений по ценообразованию, условиям вхождения на рынок новых производителей и другие пути расширения конкуренции. Вместе с тем немалая самостоятельность менеджмента сочетается с четкими установками государства в социальных и экономических вопросах и увеличением подотчетности по ряду показателей. Компании этого сектора функционируют в рыночной среде, но «на расстоянии вытянутой руки от государства», так как полная свобода конкуренции здесь недопустима, и место государственной монополии может занять не менее опасная частная.
Сокращение государственного сектора способствовало быстрое распространение организационно-хозяйственной модели аутсорсинга, т.е. передачи хозяйствующими субъектами тех или иных видов деятельности, преимущественно непрофильных, на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам глубокой специализации, использования новейших технологий и высококвалифицированного персонала.
В кризисах 70–80х годов аутсорсинг стал эффективным механизмом реструктуризации материальной сферы. Впоследствии эта практика распространилась на общественный сектор, придав дополнительный импульс развитию контрактной системы как эффективного аналога сделок рыночного типа в сфере хозяйственного государства.
В настоящее время контрактный механизм используется при государственных закупках товаров и услуг для собственных нужд (например: услуги по проектированию и строительству, уборке и поддержанию административных зданий, услуги банковских и других финансовых учреждений, медицинского страхования государственных служащих и т.п.), а также в сферах военных заказов и НИОКР. В частный сектор отдаются услуги, ранее выполнявшиеся в рамках общественного: городской общественный транспорт, проектирование и строительство зданий и сооружений общественного назначения, строительство и обслуживание инженерных коммуникаций, уборка улиц, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание парков, пожарной охраны и т.п.
Вне государственного сектора особенно узкоспециализированными частными фирмами удовлетворяется стремительно растущий спрос государства на высокотехнологичные услуги – юридические, аудиторские, консультационные различного профиля, бухгалтерские, новые виды коммуникаций. Частные компании ведут разработку, внедрение и эксплуатацию информационных сетей и систем в государственных учреждениях. За полтора десятилетия, с 1979 г., доля контрактов правительства США на деловые услуги в общем числе заключенных им контрактов увеличилась с 25 до 31%, их число достигло 134 тыс., а удельный вес в расходах на контракты вырос с 25 до 31%. Постепенно власти разных уровней передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка и даже содержание тюрем или управление ими. В Великобритании на аутсорсинговое обслуживание переданы информационные системы занимаются сбором федеральных налогов.
Сфера хозяйственной деятельности государства ограничивается и за счет контрактов на управление, концессионных соглашений, сдачи в аренду различного имущества, в том числе на условиях франчайз и т.п. В США, например, по контрактам с городскими властями местные университеты управляют системой школьных учреждений, частные фирмы – учреждениями стационарной психиатрической помощи, рекреационными зонами и парками, учреждениями дошкольного воспитания и т.д. Непрерывное совершенствование контрактного механизма, в частности больший упор на экономические параметры (цены, нормативы возмещения затрат, формы и сроки оплаты товаров и услуг, стандарты качества, санкции за нарушения), а также на конечные результаты повышает эффективность деятельности негосударственных структур. [8; с. 31].
2. Расширение сферы действия рыночных механизмов.
Конкуренция утверждается в той или иной форме и степени в государственном секторе. Смягчая или нейтрализуя ряд изъянов государства, в первую очередь самый крупный из них – монополизм, она способствует более рациональному распределению ресурсов и снижению затрат на каждую программу и операцию при повышении их полезной отдачи. В то же время государство, опираясь на новые технологии и богатый организационный опыт, способно держать конкурентные силы под контролем, в не опасном для общества русле.
Прежде всего рыночные подходы утверждаются в сфере взаимодействия стуктур общественного (государственного) сектора с негосударственными. Это – рыночное тестирование при заключении контрактов, конкурентные торги или конкурсы.
Сегодня помимо контрактной системы затраты и результаты деятельности в государственных учреждениях все чаще сопоставляются с соответствующими показателями близких по профилю частных структур. Так в США удельные расходы частных фирм по экспресс-доставке почты в среднем в 4 раза ниже, чем в государственной почтовой службе.
Постепенно рыночные механизмы широко применяются в рамках общественного сектора экономики: одни учреждения приобретают услуги других, если это выгоднее, чем выполнять работу собственными силами. В США, например, одни муниципалитеты заключают договоры с другими на составление бюджетов, разработку проектов и программ, если их не удовлетворяет работа собственных подразделений; полиция одних районов обслуживает по контрактам соседние.
К примеру сказать, в сфере образования в целях активизации спроса и развертывания конкуренции родителям и учащимся предоставляется возможность выбора учебных заведений и курсов на базе исчерпывающей информации об учебном процессе и его результатах. Кроме того, важно поставить объемы финансирования учреждений в прямую зависимость от результатов их работы. Это получаеться успехи при финансировании образования в форме ваучеров, то есть письменных финансовых поручительств государства с правом свободного выбора их получателями учебных заведений. В этом случае конкуренция учреждений за средства учеников стимулирует повышение качества обучения и экономию ресурсов за счет их концентрации в более продуктивных стуктурах.
Практика оплаты в США
высшего образования
В США оплачиваются продовольственная помощь населению, услуги дошкольного воспитания, городского транспорта и т.п. По программам переквалификации часто финансируют самого работника, который выбирает наиболее приемлемый для него вид профессионального обучения. Финансирование не учреждений, а самих потребителей в форме ваучеров, сертификатов и т.п. все чаще практикуют и в других социальных услугах. [8; с. 34].
3. Развитие партнерских отношений.
В настоящее время в условиях глобализации экономики усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. В этой связи неотъемлемым условием нормального функционирования многосекторной экономики смешанного типа является конструктивное взаимодействие бизнеса, государственных и общественных институтов. [3]. В том случае огромное значение придаётся совершенствованию системы регулирования и поддержки государственному и частному партнерству (ГЧП). ГЧП – это механизм предоставления частным сектором комплексных услуг государственной – социальной значимости, основанный на эффективном распределении рисков, обязательств и полученной выгоды между государством, частным сектором и пользователями. Суть ГЧП заключаются в том, что, с одной стороны, государство естественным образом заинтересовано в укреплении своего бюджета и росте налоговых поступлений, с другой стороны – бизнес более чем заинтересован в развитии производственных и социальных программ, создании благоприятных условий для своего роста, увеличения прибыльности и стабильности своего развития.
Бизнесу в схемах ГЧП предлагаются льготы и преимущества, а следовательно, возможности для роста его доходов в обмен на участие в развитии объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности. [31].
В этой связи единственным форматом поддержки малого и среднего бизнеса является государственно-частное партнерство. Сегодня механизмы ГЧП в мировой практике может применяться для реализации проектов в различных отраслях экономики, в основном для долговременного финансирования и управления строительными объектами, объектами общественной инфраструктуры, в частности, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством, здравоохранением, благоустройством и т.п. [14]. Например, как видно из таблицы 3, в которой приведены данные по реализации пилотных проектов в Западной Европе, наиболее часто партнерство государства и бизнеса встречается в проектах строительства транспортных магистралей и дорог. (см. таблицу 3).
Страна |
Государственные здания |
Оборона |
Жилищное строительство |
Здравоохранение и больницы |
Инфраструктурные технологии |
Порты |
Тюрьмы |
Железные дороги |
Дороги |
Школы и университеты |
Спорт и досуг |
Водопровод и канализация |
Австрия |
х |
х |
х | |||||||||
Бельгия |
х | |||||||||||
Дания |
х |
|||||||||||
Финляндия |
х |
х |
х |
х |
||||||||
Франция |
х |
х |
х |
х |
||||||||
Германия |
х |
х |
х |
х |
х |
|||||||
Греция |
х |
|||||||||||
Хорватия |
х |
х |
||||||||||
Ирландия |
х |
х |
х |
х |
х | |||||||
Италия |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
||||||
Нидерланды |
х |
х |
х |
х |
х | |||||||
Норвегия |
х |
х |
||||||||||
Португалия |
х |
х |
х |
|||||||||
Румыния |
х |
х |
х | |||||||||
Испания |
х |
х |
х |
|||||||||
Швеция |
х |
|||||||||||
Великобритания |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
Информация о работе «Новая экономика»: социально-экономическая природа