Новые банковские продукты и услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучения новых банковских услуг, их характеристики и перспектив внедрения.
Исходя из этой цели, были поставлены задачи:
раскрыть понятие банковских продуктов и услуг;
исследовать виды банковских продуктов и услуг;
провести анализ банковских продуктов и услуг;
оценить проблемы и тенденция развития рынка банковских продуктов и услуг в РФ;
исследовать тенденции развития банковских услуг в России.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Сущность и значение банковских продуктов и услуг
5
1.1. Понятие и виды банковских продуктов и услуг
5
1.2. Новые банковские продукты и услуги
Глава 2. Анализ банковских продуктов и услуг и исследования
банковского рынка
11

21
2.1 Обзор российского рынка банковских продуктов и услуг
2.2. Исследования динамики банковского рынка в период первого полугодия 2009
Глава 3. Применение в России новых банковских продуктов и
услуг
3.1 Тенденции развития банковских услуг в России 34
3.2 Проблемы применения в России новых банковских продуктов и услуг 40

Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 170.57 Кб (Скачать файл)

 

Банкомат как элемент электронной системы платежей

Банкоматы (ATM -Automated Teller Machine) - это многофун-циональные автоматы, так называемые автобанки, управляемые  последним поколением магнитных  пластиковых карточек. Первые ATM появились  в конце 60-х гг, Большинство первых автоматов выдавало лишь небольшие  суммы наличных денег. В конце 60 - начале 70-х гг. наблюдались большие  трудности с использованием кассовых автоматов (поломки автоматов, частые повреждения персональных карточек или задержки карточек после совершения операций). В результате большинство клиентов банков предпочитали выполнять свои операции традиционным способом

непосредственно в банке.

Использование банкоматов для  выполнения простых банковских операций высвобождает банковских служащих, позволяя им сосредоточиться на оказании более  специализированных видов услуг, и  дает возможность в долгосрочной перспективе сократить затраты  на предоставление услуг населению. [12]

К недостаткам пользования ATM относят: а) списание средств со счета клиента в день проведения операции (за исключением субботы и воскресенья), а не через определенный промежуток времени, как в случае обращения в отделение банка (кроме отделения, в котором открыт счет клиента); б) возможные потери и кражи карточек (например, в США для предотвращения несанкционированного пользования банкоматами в некоторых автоматах установлены фотокамеры стоимостью до 5 тыс. долл., которые начинают действовать в момент набора клиентом персонального

номера на клавиатуре банкомата);

 

Межбанковские электронные  переводы денежных средств в торговых организация

Важным направлением обслуживания клиентов банков с использованием новейшей электронной техники является предоставление им электронных услуг в магазинах. В системах межбанковских электронных переводов денежных средств в торговых организациях осуществляется перечисление средств со счета покупателя на счет продавца в момент покупки или в отдельных случаях с отсрочкой платежа по желанию клиента. Большинство операций выполняется при помощи пластиковых карточек, которые вышли на передовые позиции в организации платежного оборота высокоразвитых стран Запада, постепенно вытесняя чеки и чековые книжки.

 

«Home banking»-банковское обслуживание клиентов на дому и на рабочем месте

Наряду с использованием банкоматов, электронных систем расчетов и платежей ведение банковских операций на дому ("home banking") представляет собой  самостоятельную форму банковских услуг населению, основанных на использовании  электронной техники.

Пользователи систем электронных  банковских услуг на дому самостоятельно приобретают необходимое оборудование, а банк консультирует клиентов по вопросам оборудования домашних терминалов и приобретения необходимого программного обеспечения. Подобные системы позволяют  клиенту банка, используя экран  монитора или телевизора, персональный компьютер, подключиться по телекоммуникационным линиям связи (телефон или видео) к банковскому компьютеру. В данном случае банковские операции могут осуществляться 7 дней в неделю круглосуточно. Перед  началом каждой операции владелец счета  использует "ключ" в коде защиты от неправомочного подключения к  системе. Пользование данной системой позволяет управлять текущим  счетом, вкладом, расчетами клиента  с бюджетом, счетами платежей и  сбережений.

 

Хранение ценностей

Хранение ценностей обеспечивается банком в двух формах:

 а) предоставление сейфов во временное пользование для хранения

ценностей;

 б) хранение ценностей  в стальной камере.

Банк, предоставляя сейф и  обеспечивая услуги, связанные с  хранением,

контролирует доступ к  сейфу. А хранение ценностей в  стальной камере

отличается от услуг по предоставлению сейфов, так как в  этом случае сам банк принимает на хранение ценности и выступает в роли агента. При этом небольшие банки, не имеющие собственных хранилищ, пользуются услугами крупных банков.

Форфейтинговые операции банков

Форфейтирование - это один из альтернативных подходов в финансировании международной торговли, который  представляет собой покупку экспортных требований форфейтером (коммерческим банком или специализированной компанией  по финансированию) с исключением  права регресса на экспортера (форфейтиста) в случае неуплаты.

Важнейшими предпосылками  его развития служит усиление международной

интеграции, рост конкурентоспособности  банков, устранение государственных  ограничений на экспортную торговлю, а также рост рисков, которым подвергаются экспортеры.

Итак, форфейтинг (или, используя  французское выражение, -a forfait) –  это покупка долга, выраженного  в оборотном документе, таком, как  переводной или простой вексель, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство  об отказе - форфейтинге - от своего права  на обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности  получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства  происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга  используется в двух видах сделок:

 • в финансовых  сделках - в целях быстрой реализации  долгосрочных

финансовых обязательств;

 • в экспортных  сделках для содействия поступлению  наличных денег

экспортеру, предоставившему  кредит иностранному покупателю.

 

Опционы, фьючерсы, свопы

Опционы, фьючерсы и свопы  являются важными финансовыми инструментами  спекулятивной игры на ценах (товаров), курсах (валют, ценных бумаг), ставках (процентов  и т.д.), хеджирования рисков. Они  представляют собой так называемые деривативы - производные ценные бумаги.

Форвардный опцион (option) - это контракт, заключенный двумя контрагентами,  один из которых выписываети продает опцион (при этом он является продавцом опциона), а другой покупает его и получает право в течение оговоренного в условиях опциона срока либо купить по фиксированной цене определенную сумму иностранной валюты у продавца опциона (в случае валютного опциона на покупку), либо продать определенную сумму валюты продавцу опциона (опцион на продажу). Таким образом, особенность опциона заключается в том, что в сделке купли-продажи покупатель приобретает не титул собственности (т.е. иностранную

валюту), а право на ее приобретение. При этом покупатель опциона выплачивает продавцу своеобразные комиссионные, которые именуются  премией. В этой сделке продавец контракта  принимает на себя определенные обязанности (продать или купить определенную сумму валюты) в зависимости от условий опциона. Покупатель же опциона получает право купить или продать определенную сумму валюты.

Формально фьючерсный контракт (futures) - это законное связывающее две стороны соглашение, в соответствии с которым одна сторона соглашается осуществить, а другая - принять поставку определенного количества и качества конкретного товара в определенный срок или сроки в будущем по цене, устанавливаемой во время заключения контракта.

Существует несколько  отличительных особенностей финансовых фьючерсных контрактов и способов их осуществления. Во-первых, финансовые фьючерсы – это высоколиквидные  стандартизованные контракты, которые  предполагают торговлю по открытому  выкрику или введению определенной информации в компьютер (торговый терминал) на централизованных и регулируемых биржах. Второе важное отличие фьючерсов  от других форвардных контрактов касается метода расчета и поставки.

Операции "своп" ("swap") - это одновременная продажа, например, иностранной валюты на приблизительно равные суммы при условии расчетов по ним на разные даты. Нередко используют и иное определение операций "своп" - это покупка или продажа иностранной валюты на ближайшую дату с одновременной контрсделкой на определенный срок.

Операции "своп" почти  полностью устраняют валютный риск. Но хотя валюта покупается и продается  одновременно при условии расчета  на разные даты, и теоретически можно  сказать, что каждая из операций является самостоятельной, на практике рынок  использует "своп" в качестве базы для срочных сделок. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Анализ банковских продуктов и услуг  и исследования банковского рынка

 

 

2.1 Обзор российского рынка банковских  продуктов и услуг

По  данным агентства Statbanker.ru, в течение полутора  лет до начала мирового финансового кризиса, начиная с января 2007 года средний ежемесячный прирост вкладов граждан в банках РФ в долларовом выражении составлял 3,5%, и определялся приростом вкладов в государственных, частных и иностранных банках. В этот период портфель депозитов физических лиц в государственных банках ежемесячно прирастал в среднем на 3%, а в иностранных и в частных российских банках ежемесячный рост составлял 4%. По данным экспертов, до начала финансового кризиса 2008 года портфель депозитов физических лиц в российской банковской системе стабильно рос.

В августе 2008 года общий объём средств граждан  в банках РФ достиг 236 миллиардов долларов (Приложение 1). Из них на государственные банки приходилось 144 миллиарда (61% от всех вкладов физических лиц). На частные российские приходилось 79 миллиардов (34% от общего портфеля вкладов физических лиц). [21] На иностранные банки приходилось 13 миллиардов или 5% от всего портфеля вкладов физических лиц.

В четвертом  квартале 2008 года впервые с 1999 года принципиально изменился характер экономических процессов, сложилась  тенденция к падению спроса и  сокращению производства во многих основных видах экономической деятельности. К концу года следствием развития негативных тенденций явилось сокращение доходов, повлекшее за собой снижение внутреннего спроса и уменьшение объемов производства в ключевых отраслях экономики. С началом острой фазы кризиса граждане начали активно  изымать свои накопления из банков. В течение второй половины 2008 года население ежемесячно опустошало банковские счета в среднем на 12 миллиардов долларов. Вместе с девальвацией рубля это привело к уменьшению депозитной подушки банковской системы РФ на 70 миллиардов долларов.

Таким образом, можно констатировать, что во время  кризиса россияне выбирают другие способы  вложения денежных средств. По данным агентства топ-эксперт, проводившего исследования на данную тему в Москве, 53,75% москвичей хранят свои денежные средства на банковских депозитах (Приложение 2). 17% предпочитают в качестве инвестиционной деятельности совершить покупку автомобиля. 7% верит в рынок московской недвижимости. 4,1% москвичей желают хранить деньги у себя дома, 1,8% определяют свободные средства в банковскую ячейку. Вероятно, что доля респондентов, хранящих деньги в «чулке», была бы больше, так как некоторые респонденты из соображений личной безопасности все-таки пытаются скрывать свое отношения к такому виду инвестиций. [24]

Кризис  стал причиной целого ряда изменений  на рынке банковских услуг. Так, в 2008 году количество действующих кредитных  организаций сократилось с 1136 до 1108. Были отозваны (аннулированы) лицензии у 36 кредитных организаций, исключены  из реестра государственной регистрации  кредитных организаций в связи  с реорганизацией в форме присоединения 5 кредитных организаций, стали действующими (имеющими лицензии на осуществление  банковских операций) 13 новых кредитных  организаций.

Однако  в 2008 году продолжилось развитие филиальной сети кредитных организаций, в том  числе развитие самостоятельных  региональных банков, доля региональных банков по объемам выданных кредитов реальному сектору экономики  превысила долю московских банков. Количество филиалов действующих кредитных  организаций без учета Сбербанка  увеличилось с 2646 до 2695.

За 2008 год  число региональных банков сократилось  с 568 до 552. Деятельность региональных банков в 2008 году, как и в предшествующие годы, была прибыльной, их прибыль составила 56,7 млрд. рублей, однако по сравнению с 2007 годом она уменьшилась на 24,7%.

За год  претерпела изменения и структура  вкладов россиян. С развитием  кризиса росло недоверие наших  граждан к частным банкам, и  уверенность, что в иностранных  и государственных банках средства будут находиться в большей сохранности, и в итоге частные российские банки к началу 2009 года потеряли чуть больше 28 миллиардов долларов и  уменьшили свою рыночную долю на 3%(приложение 3).

За этот период у иностранцев рыночная доля выросла до 6%, а у госбанков  до 64%.

Однако, по данным национального агентства  финансовых исследований (НАФИ), за год  в общем по России число пользователей  финансовыми услугами осталось прежним, в обеих столицах доля пользователей  снизилась с 61% до 54% (Приложение 4), в малых городах с 55% до 50%, а в селах, наоборот, выросла с 42% до 46% .

С начала 2009 года в банковской системе РФ снова наблюдается рост депозитного  портфеля в среднем на 3 процента ежемесячно. За 8 месяцев 2009 года общий  накопленный депозитный портфель вырос  в процентном выражении на 37%, или  на 44 миллиарда долларов. Из них 4 миллиарда  принесли в иностранные банки, 15 миллиардов - в частные российские банки и 25 миллиардов долларов - в  государственные банки. Быстрее  всех росли иностранцы. Там ежемесячный  прирост составлял 7%. В свою очередь  частные российские банки ежемесячно прибавляли 3,3%, а госбанки - 2,7%. В  результате, в октябре 2009 года иностранные  банки удерживают свою рыночную долю на уровне 6%(Приложение 5) а частные российские банки смогли увеличить свою долю до 32% за счёт падения доли государственных банков, которая в настоящее время составляет 62% .

По данным агентства Profi Online Research, напряжение в  обществе, связанное с финансовым кризисом, постепенно спадает. Об этом говорят результаты исследования агентства: в 4 квартале 2008 года людей, планировавших открыть депозит в ближайшее время, было несколько меньше, чем во 2 квартале 2009 года. Зимой прошлого года люди, напуганные финансовым кризисом, начали забирать деньги из банков и относить их, либо в другие, считающиеся более надежными, банки, либо домой. В конце 2-го квартала текущего года более 40% россиян уже подумывали об открытии нового вклада, что свидетельствует о росте доверия наших соотечественников банковской системе России.

Однако  клиенты стали более внимательно  относиться к выбору банка, в котором  они планируют открыть сберегательный счет. Сейчас главным критерием, обеспечивающим высокую степень доверия к  банку, является факт его поддержки  государством.

По данным национального агентства финансовых исследований (НАФИ) по состоянию на апрель 2009 года, россияне чаще всего  пользуются пластиковыми картами для  получения пенсии, зарплаты, стипендии (Приложение 6); потребительским кредитом, а также имеют текущий счет или вклад «до востребования».

Однако, по данным агентства, если число пользователей  пластиковых карт с прошлого года не изменилось (24% опрошенных), то потребительским  кредитом по сравнению с июлем 2008 года стали пользоваться чуть реже (19% в 2008 году и 15% - в 2009)

По результатам  исследования, проведенного холдингом  «Ромир», доверие россиян к банкам оценивается в 4,4 балла по 10-балльной шкале, при этом самый высокий  показатель доверия к ним зафиксирован на Дальнем Востоке (4,9) и в Центральном  Федеральном округе (4,9). Наибольший скептицизм в данном исследовании проявили жители Поволжья, чей уровень доверия  оказался ниже общероссийского показателя (3,5).

Аналитики холдинга «Ромир» отмечают также, что  уровень доверия к банкам растет параллельно численности населения  российских городов (Приложение 7), и жители «миллионников» и мегаполисов с населением от 500 тыс. до 1 млн (4,8) более положительно относятся к банкам, чем жители российских городов с населением менее 500 тыс. человек (4,1). В то же время россияне, живущие в сельской местности, доверяют банкам больше (4,3), чем наши соотечественники из малых и средних по численности населения городов.

По данным исследования агентства Profi Online Research, большая  часть россиян имеют на сегодняшний  день по 1-2 вклада. Причем, число тех, у кого единовременно открыты  несколько сберегательных счетов ко 2-му кварталу 2009 года увеличилось, и  составило 38%, а по итогам 4 квартала 2008 года доля таких вкладчиков составляла 34%. Поскольку наши соотечественники в начале кризиса активно скупали  иностранную валюту, на сегодняшний  день, у многих оказались открыты  сразу несколько вкладов, к примеру, рублевый и валютный. Однако сократилось  к этому времени и число  вкладчиков, имеющих только 1 депозит.

Согласно  результатам этого же исследования, большинство россиян предпочитают такие вклады, которые, при наличии  возможности, можно пополнять, капитализация  процентов также играет немаловажную роль в выборе наших соотечественников. Этими двумя показателями могут  быть охарактеризованы депозиты более  чем половины респондентов. Еще около 1/3 участников исследования отметили, что имеют сберегательные счета, активами которых могут пользоваться в течение всего времени, на которое  открыт вклад.

Видимо, эти люди либо не уверены в стабильности своего финансового положения, предполагая, что в любой момент у них  может возникнуть необходимость  воспользоваться отложенными деньгами, либо они не доверяют государственной  системе, поэтому готовы вкладывать свои деньги под меньшие проценты, но зато с возможностью их изъятия  из банка в любой опасный момент.

Финансовый  кризис положительно влияет на знания и потребительские практики россиян  в финансовой сфере. Так, по результатам  исследования, проведенного национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), с октября 2008 года выросла доля россиян, которые знают какие-либо банки. Рост узнаваемости банков объясняется тем, что в условиях кризиса резко увеличилось количество информации о банках и их положении, а также объем рекламы в рамках маркетинговых программ с целью удержания прежних и привлечения новых клиентов.

Первую  позицию в рейтинге узнаваемости банков занимает Cбербанк – доля россиян, знающих этот банк, составляет 98% (Приложение 8). Второе и третье места  в рейтинге занимают Банк Русский  Стандарт (64%), и ВТБ 24 (63%). Также в  пятерку лидеров по узнаваемости вошли Альфа-банк (59%) и Газпромбанк (55%). Эксперты объясняют данный факт тем, что Газпромбанк наряду со Сбербанком и ВТБ 24 вошел в список системообразующих  банков, которым была оказана государственная  поддержка. В рейтинге известности  Сбербанк так же находится на первой строчке - его смогли назвать 82% россиян. Со значительным отрывом на втором месте оказался банк ВТБ 24 (23% респондентов). Замыкает тройку лидеров банк Русский  стандарт, который смогли назвать 17% опрошенных. На четвертом месте - Альфа-банк (13%).

Что касается предпочтений клиентов при выборе банка, то согласно результатам исследований компании Profi Online Research, выбирая между  банком «удобным» и банком «надежным», человек останавливается на последнем. На первом месте по параметру «готовность  пользоваться» с 47% находится «Сбербанк» (Приложение 9), поскольку он был поддержан государством, и его многолетняя история успеха укрепила степень доверия со стороны потребителей. Кроме того, этот банк имеет хорошо развитую сеть отделений и банкоматов не только в столице, но и в других регионах России, что является одним из самых важных показателей, влияющих на принятие решения людей стать клиентами того или иного банка. Второе место по данному параметру принадлежит банку «ВТБ 24» (22%). Это свидетельствует о том, что к данным банкам большинство людей относится как к альтернативе своему основному.

По результатам  исследований компании Profi Online Research, для  большей части респондентов при  выборе банка самым важным является величина спектра предлагаемых им услуг (67%). На втором месте находится мнение о банке, сложившееся у друзей и знакомых. Наличие большого количества банкоматов – фактор, который находится  на третьем месте по степени важности при выборе банка.

По прогнозам  экспертов, в дальнейшем динамика развития российского банковского сектора  будет определяться, как и ранее, макроэкономической ситуацией в  стране. Стабильный экономический рост в течение последних восьми лет  поддерживал рост банковского кредитования на уровне 40% и более процентов  в год. Агентство Moody's ожидает, что  экономика России в 2010 году покажет  слабый рост на уровне 1,7%, который усилится в 2011 году. В этой связи многим банкам в ближайшие 12 месяцев потребуется  снизить размер активов; одновременно банки должны будут решить проблему плохих кредитов, найти возможности  для привлечения нового капитала и погашения внешнего долга, а  также пересмотреть свою стратегию  фондирования.

До начала финансового кризиса портфель депозитов  физических лиц в российской банковской системе стабильно рос. Прирост  вкладов был характерен для государственных, частных и иностранных банков.

 Сокращение  доходов населения вследствие  кризиса способствовало тому, что  граждане начали активно изымать  свои накопления из банков. Доверие  населения банкам стало падать, и во время кризиса многие  соотечественники предпочли банковским  вкладам другие способы вложения  средств. 

Тем не менее  в настоящее время ситуация стабилизируется. За последний год наблюдается  перераспределение рыночных долей  между государственными и частными российскими банками. Растет доля частного банковского сектора.

 Однако  клиенты стали более внимательно  относиться к выбору банка,  в котором они планируют открыть  сберегательный счет. Важным критерием,  обеспечивающим высокую степень  доверия к банку, является факт  его поддержки государством

В условиях кризиса резко увеличилось количество информации о банках, а также объем  рекламы в рамках маркетинговых  программ с целью удержания прежних  и привлечения новых клиентов. Лидером как по узнаваемости, так  и по известности, а также готовности россиян воспользоваться услугами, является «Сбербанк».

 

2.2. Исследования динамики банковского  рынка в период первого полугодия  2009

 

За последние  пять лет роль банковской системы  в экономике страны выросла: отношение  активов банковской системы к  ВВП увеличилось с 42,3% до 67,5%. В  течение периода устойчивого  экономического роста 2004-2008 активы банковского  сектора выросли в 5 раз. Начиная  с 3-го квартала 2008 года, под влиянием последствий финансовых проблем  в банковском секторе темпы роста  активов российской банковской системы  замедлились. Устойчивый экономический  рост сопровождался увеличением  в 2004-2008 спроса хозяйствующих субъектов  на кредитные ресурсы. Соответственно, банки активно развивали операции кредитования. В структуре активов  банков доля ссудных портфелей юридических  лиц и населения увеличилась  с 46,4 до 60,2%. При этом ссудная задолженность  юридических лиц за отчетный период выросла в 5,6 раза, а ссудная задолженность  населения возросла в 13,4 раза, - ее удельный вес в совокупных активах банковской системы вырос с 5,4% до 14,3%. Наряду с развитием кредитных операций банки увеличивали и вложения в ценные бумаги, однако, остаток  вложений в ценные бумаги в рассматриваемом  периоде вырос всего в 2,4 раза, что в два раза ниже темпов прироста активов, а доля портфеля ценных бумаг  в активах банковской системы  снизилась с 17,9 до 8,4%. Одним из факторов сокращения инвестиционной привлекательности  вложений в ценные бумаги стало сужение  рынка и снижение доходности государственных  ценных бумаг, вследствие упрочнения государственных финансов в 2004-2008 гг. Другим фактором (начиная с 2008 года) повлиявшим на сокращение рынка ценных бумаг стал мировой финансовый кризис, отрицательно повлиявший на планы компаний по выпуску долговых обязательств и увеличивший риски вложений в долговые инструменты. В 2008 году, вследствие влияния мирового кризиса, существенно замедлился рост клиентских средств в пассивах банковской системы, что повлияло на динамику формирования пассивов банковской системы в целом. В результате по итогам пяти прошедших лет вклады населения выросли всего в 3,8 раза, а средства юридических лиц - в 4,2 раза. Соответственно, в пассивах банковской системы доля вкладов населения снизилась с 27,5 до 21,1%, а доля средств юридических лиц снизилась с 35,7 до 29,9%. Значительное влияние на динамику доли клиентских средств оказали средства Банка России, предоставленные банковской системе для поддержания ликвидности в период обострения мирового финансового кризиса. Доля средств Банка России и государства в пассивах банковской системы выросла в целом за анализируемый период с 0,002% (по состоянию на 01.01.2004.) до 12,0% (на момент 01.01.2009.). Валютная структура ресурсной базы также претерпевала в анализируемый период значительные изменения. Так, в период укрепления реального курса рубля к доллару США – в период с 2004 до середины 2008 г., удельный вес вкладов в валюте (в рублевом эквиваленте) в совокупном объеме вкладов населения снизился с 30,2% по состоянию на 01.01.2004 до 12,9% на 01.01.2008. Однако во 2-м полугодии 2008 г., в период существенной девальвации курса рубля, доля валютных вкладов начала расти и в результате в конце 2008 достигла уровня 26,7%. Несмотря на значительные снижение темпов роста прибыли банков во 2-м полугодии 2008 г., в целом, по итогам 2008 г. объем прибыли кредитных организаций в 2,3 раза превысил аналогичный показатель по итогам 2004.

По итогам первого полугодия 2009 года активы банковской системы сократились на 0,9%. Прирост  активов за аналогичный период прошлого года был положительный и составлял 6,0%. Одним из факторов, обусловившим снижение активов банков, был возврат средств, привлеченных ими от Банка России в условиях повышенного риска разрастания финансового кризиса в конце 2008 года. Темпы прироста остатка ссуд, предоставленных банками юридическим лицам, значительно замедлились, но сохранили положительное значение: 2,6% (в 1-ом полугодии 2008 года прирост составлял 21,1%). При этом остаток ссуд, выданных физическим лицам, сократился на 7,9% за первое полугодие 2008 года, - прирост в сегменте составлял 20,8%. За полугодие 2009 года у банков выросла доля просроченной задолженности в портфелях ссуд юридических лиц, - с 2,1 до 4,7%. Также увеличилась доля просроченной задолженности по кредитам физических лиц, - с 3,7 до 5,7%. Возросшие кредитные риски потребовали от банков ускоренного создания резервов на возможные потери по ссудам, в результате объем данных резервов за полугодие вырос на 52,6%. В первом полугодии 2009 года вклады населения увеличились на 9,9% при росте объемов вкладов за тот же период прошлого года на 11,9%. Определенную роль в данном росте сыграл прилив средств на валютные счета и их положительная переоценка в период ускоренного роста курса иностранной валюты. Во втором квартале в условиях стабилизации курса рубля возобновился приток средств на рублевые вклады. Средства юридических лиц, привлеченные банками, за полугодие выросли незначительно, - на 2,4%. В прошлом году за аналогичный период прирост объемов данных ресурсов составлял более весомую величину - 15,1%. Возврат банками денежных средств, полученных от Центрального Банка России и других финансовых органов на поддержание банковской ликвидности, обусловил снижение доли указанных ресурсов в пассивах банков, - с 13,1% по состоянию на 01.01.2009. до 9,6% на дату 01.07.2009.По итогам полугодия балансовая прибыль банковской системы составила 7,1 млрд. рублей, что более чем в 10 раз меньше показателя за аналогичный период прошлого года - 91,6 млрд. рублей. Из более чем 1000 кредитных организаций с убытками полугодие закончили 119 организаций, их совокупный убыток без учета выплаты налогов составил 123,8 млрд. рублей.

2. Анализ  результатов работы банка Сбербанк  январь – июнь 2009

Сбербанк  России уверенно сохраняет за собой  позиции лидирующего кредитного института Российской Федерации  в активах банковской системы, в  кредитовании и привлечении средств  населения и юридических лиц. По состоянию на 1 июля 2009 года доля Банка в активах банковской системы  составила 25,1%, в капитале – 32,3%.На рынке  кредитования физических лиц на долю Сбербанка России приходилось 31,7%.На рынке кредитования юридических  лиц доля Сбербанка России составила 31,6%. Более половины - 50,4% совокупного  объема всех размещенных в российской банковской системе сбережений населения  приходилось на Сбербанк России. Доля Сбербанка России на рынке привлечения  средств юридических лиц составила 18,1%.

2.1 Конкуренты  Сбербанка 

Кроме Сбербанка, как лидера в банковском сегменте, на сегодняшний день основными конкурентами Сбербанка России на различных сегментах  российского финансового рынка  являются крупнейшие российские банки  и их банковские группы, кредитные  организации со 100% иностранным капиталом. Также конкурентами Сбербанка России выступают зарубежные банки, осуществляющие операции трансграничного кредитования, и привлекающие на свои счета средства наиболее надежных российских компаний. Банком сформированы следующие факторы  конкурентоспособности: - Значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративных  и розничных, крупных и мелких клиентов) и во всех регионах страны; - Масштаб операций, как с точки  зрения финансовых показателей (в т.ч. капитала и пр.), так и с точки  зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и  корпоративных клиентов и расчетная  система; Бренд и репутация Банка, в первую очередь, связанные с  огромным ресурсом доверия к Банку  со стороны всех категорий клиентов.

3. Общие  тенденции развития рынка банковских  услуг

В качестве основных тенденций рынка банковских услуг, наиболее важных для Банка, можно  выделить следующие:

1) Тенденция  к замедлению темпов роста  активов банковской системы. Международный  финансовый кризис оказал негативное  влияние на банковскую систему:  банки столкнулись с проблемами  сокращения ресурсной базы из-за  снижения доверия к банкам. В  результате можно говорить о  наметившейся тенденции сокращения  темпов роста активов банковской  системы, несмотря на меры, предпринимаемые  органами государственного регулирования  по поддержанию ликвидности банковской  системы. 

2) Тенденция  роста кредитных рисков и процентных  ставок. Ускорение роста просроченной  задолженности нефинансовых организаций  и населения свидетельствует  об ухудшении финансового состояния  части заемщиков, что, соответственно, говорит о тенденции к росту  кредитных рисков, увеличению отчислений  банков в резервы на возможные  потери, росту процентных ставок  по кредитам.

3) Тенденция  к консолидации банковского сектора.  Негативное воздействие внешней  среды на банки, рост кредитных  рисков, недостаток капитала будут  способствовать ускорению процесса  консолидации банковского сектора. 

4) Высокая  степень интеграции Сбербанка  России в экономические процессы  в стране определяет тесную  взаимосвязь развития банка с  динамикой экономического роста  России. Развитие российской экономики,  в свою очередь, зависит от  целого ряда факторов, связанных  с мировой экономикой в целом. 

5) В качестве  одного из основных негативных  макроэкономических факторов, которые  могут отрицательно сказаться  на деятельности Банка, можно  выделить снижение мировых цен  на продукцию экспортоориентированных  добывающих отраслей российской  экономики: нефтяной, металлургической, нефтехимической, машиностроительной  в сегменте производства энергетического  оборудования. Учитывая высокий  удельный вес энергоносителей в структуре экспорта и экономики Российской Федерации, можно предположить, что ухудшение конъюнктуры мировых цен в краткосрочном и среднесрочном периодах может привести к снижению роста производства и ухудшению кредитоспособности ведущих российских компаний.

Снижение  экономической активности может  привести к росту безработицы, сокращению доходов занятого населения, снижению потребления и уровня сбережений. В среднесрочной перспективе  это может привести к сокращению бюджетных доходов государства, дефициту бюджета, росту инфляционных ожиданий. В условиях нестабильности финансовых рынков возможности государства  и российских компаний по привлечению  дополнительных финансовых ресурсов с  внутреннего и внешних рынков будут ограничены. Подобное влияние  мирового финансового кризиса может  привести к снижению устойчивости российских банков вследствие ухудшения кредитоспособности банковской клиентуры, удорожанию кредитных  ресурсов, необходимости дальнейшего  наращивания объемов резервов на возможные потери. В условиях слабой прогнозируемости будущей динамики основных факторов, влияющих на банковскую деятельность, Сбербанк России повысил  уровень контроля за принимаемыми на себя рисками, стал применять более  консервативные подходы в оценке рисков и увеличил резервы на возможные  потери до уровня адекватного текущему уровню риска. Обзор составлен на основании аналитических данных Сбербанк. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Применение в России новых  банковских продуктов и услуг

 

 

3.1 Тенденции развития банковских услуг в России

В данной работе представлены результаты проведенного анализа  рынка   банковских услуг. Выявлены основные  тенденции   и  закономерности  развития  финансового рынка  Российской Федерации.

Функционирование  банковских  учреждений в Российской Федерации в настоящее время происходит в условиях финансово-экономического криза  и ужесточения политики Центробанка России. В связи с чем большинство банков испытывает значительные финансовые трудности, в некоторых случаях приводящие к отзыву лицензии на осуществление финансовой деятельности.

Однако, несмотря на то, что  в   РФ  до сих пор большое количество кредитных  организаций, основная доля в совокупных чистых активах  банковского  сектора (65,5% на 1.07.2009 г.) консолидировалась 20-ю  банками. При этом доля пяти крупнейших банков в совокупных чистых активах  составляет 46,2%, что свидетельствует  о высокой степени концентрации банковских ресурсов в стране. [22]

Сравнительный анализ изменения чистых активов двадцати крупнейших банков России представлен в таблице 1(Приложение 10).

Из данных таблицы видно, что на протяжении последних трех лет лидирующую позицию  занимает Сбербанк России, несмотря на то, что прирост чистых активов  в процентном выражении у него снижается. Лучшие темпы прироста показал  банк ВТБ 24, переместившись за 3 года с 11 на 7 позицию.

Проведенный анализ также показал, что, несмотря на начавшийся в 2008г.кризис в российской экономике практически у всех банков из первой двадцатки наблюдался прирост чистых активов в 2008 году. Однако, оценивая динамику чистых активов  за 2009г., можно сделать вывод, что  темпы прироста значительно снизились, а у некоторых банков стали  отрицательными. [22]

По данным консалтингового агентства  РосБизнесКонсалтинг прирост суммарных  активов за 2009г. Составил в среднем 5%, что является минимальным значением  за последние несколько лет. Впрочем, учитывая те проблемы, с которыми пришлось столкнуться российским банкам, пятипроцентное изменение кажется вполне закономерным. [23]

В пятерку  крупнейших банков России по чистым активам  по-прежнему  входят: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и Банк

Москвы. Практически у всех этих банков в 2009 году произошел рост активов, при этом наилучший темп (+16.89%) продемонстрировал  Россельхозбанк.

Единственным  банком из пятерки, показавшим снижение чистых активов, стал Газпромбанк (-3.84%), что никак не отразилось на его  месте в общем рейтинге.

Значительный  спад наблюдался у банка Русский  Стандарт. Снижение активов у него за данный период составило 38%. В результате этого банк Русский Стандарт переместился с 15-го на 24-е место в рейтинге.

Анализ  балансовой прибыли банков за исследуемый  период позволил сделать вывод о  том, что произошло изменение  лидеров в банковской сфере (Приложение 11). [22]

Прошедшие три года стали не самыми лучшими для российских банков. Балансовая прибыль у подавляющего большинства кредитных организаций оказалась ниже прошлых лет. По итогам 2009 года, первое место в рейтинге, несмотря на снижение прибыли почти на 20%, занимает Газпромбанк, с результатом 12,4 млрд. руб., что более чем в два раза выше аналогичного показателя Сбербанка, занимавшего в прошлом рейтинге первое место. Возросшие отчисления в резервы, на которые Сбербанк направлял практически всю операционную прибыль, заработанную за шесть прошедших месяцев, существенно отразились на прибыли банка, которая по состоянию на 1 января 2010 года составила всего 5,3 млрд. руб., что на 94% меньше результата, полученного в предыдущем году. Крупнейший банк России теперь занимает только третье место.

Также стоит  отметить, что анализ таблицы 2 показал, что у всех крупнейших банков за 2009г. снизилась прибыль в сравнении с предыдущим годом. Исключение составил лишь Транскредитбанк, прирост прибыли, у которого составил 2,46%.

В настоящее  время большинство российских банков работают в условиях приближения к предельной достаточности капитала. [25]

Для покрытия потенциальных убытков в связи с ухудшением качества кредитных портфелей банки должны увеличивать резервы на возможные потери по кредитам. В сентябре 2009 г. ЦБ позволил сначала на 5, а затем еще на 3 месяца снизить норматив отчислений в фонд обязательных резервов (ФОР) с 3,5% до 0,5%.

Основная  цель - дать банкам возможность без  потерь показателя достаточности капитала, осуществить реструктуризацию задолженности

клиентов, испытывающих временные трудности. У банков, входящих в

первую двадцатку, достаточность капитала в настоящее время находится на уровне 16,4%, однако к минимальным значениям близки Пробизнесбанк (10,23%), Росбанк (10,34%) и КМБ-Банк (10,6%).

Один  из наиболее эффективных инструментов поддержания показателя величины собственных средств для банков - это субординированные кредиты, как правило, от материнских структур. У банков Зенит, Кит Финанс, Москоммерцбанк, ХКФ-Банк, Собинбанк и Оргрэсбанк на них приходится 100% источников привлеченного капитала. В целом соотношение аких кредитов к общей величине капитала увеличилось с сентября 2008 года к марту 2009 с 14 до 27%, в абсолютном выражении в 2,5 раза с 270 до 670 млрд. рублей.

Особенность таких кредитов - их необеспеченность, срок не менее пяти лет и невозможность досрочного расторжения договора. В абсолютном выражении наибольшие объемы таких кредитов у тех банков, чьим основным акционером является государство (Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка). Из частных банков такими кредитами, выданными Внешэкономбанком, воспользовались Альфа-Банк, Номос-Банк и Ханты-Мансийский Банк. [26]

Количество  убыточных кредитных организаций в России, по данным агентства РосБизнесКонсалтинг за 2008 год возросло в 7 раз - с 6 до 43.

Показатель  общей просрочки по кредитам кажется пока не угрожающим - 3%  от общего кредитного портфеля. Однако при подсчете плохих долгов ЦБ, например, не включает в расчет просрочки сумму основной задолженности, а только размер платежа, который не был вовремя внесен. [29] По другой методике показатель просрочки составляет уже около 40%. Учитывая тот факт, что выдаваемые сейчас кредиты предоставляются в основном предприятиям, находящимся на грани банкротства, к концу 2010 года  банковский  сектор экономики может приблизиться к объему просрочки, сопоставимой с 1998 годом (более 50%).

Несмотря  на наметившуюся  тенденцию  к сокращению количества банков в России, можно отметить, что наблюдается прирост количества дополнительных офисов  и  филиалов отдельных крупных игроков финансового  рынка.

По состоянию  на 1 января 2009 г. в России насчитывается 1108  банковских  организаций и 3470 филиалов, то есть на 1 банк приходится 3 филиала.

Крупные банки активно открывают свои точки продаж в регионах России, переманивая у местных кредитных организаций наиболее важных

корпоративных клиентов. В тоже время растет в регионах и число филиалов банков других субъектов РФ. Уровень доходов в небольших городах намного ниже, чем в Москве, тем не менее, интерес у банков к частным клиентам довольно высокий. [27]

Также наиболее важными особенностями развития российской финансовой системы являются крайне неравномерное распределение финансовых ресурсов по регионам и финансовым организациям, предоставляющим финансовые услуги. Кроме того, в России существует значительная диспропорция между распределением промышленного и

 банковского  капитала: 80%  банковского  капитала сосредоточено в г.Москве, в то время как 85% валового  продукта  производится на территории остальной  России. По данным Института  проблем   рынка  РАН, в банках г. Москвы  и Московской области сосредоточено:

- 83% активов банковской  системы страны;

- 97% остатков средств федерального бюджета;

- 94% вложений в государственные ценные бумаги;

- 54% депозитов юридических лиц.

Чрезмерная  концентрация  банковских  ресурсов в г.Москве тормозит развитие , как регионов, так и России в целом. [28]

Одной из  тенденций   развития   рынка   банковских   услуг  в России является активизация компаний, предлагающих альтернативные банковским   продуктам услуги . Данная  тенденция  особенно четко прослеживается в регионах России.

Это значительно  расширяет выбор  продуктов   и   услуг для корпоративных и розничных клиентов, что представляет угрозу для региональных банков, связанную с ухудшением их позиций.

Проведенное исследование позволило выявить следующие основные закономерности в  развитии   рынка   банковских   услуг России:

- осуществление банковской деятельности в условиях глубокого финансово-экономического кризиса;

- диспропорция между распределением промышленного  и банковского капитала;

- неравномерное распределение финансовых организаций  и  финансовых ресурсов по регионам;

- концентрация значительной части  банковских  ресурсов в активах

двадцати крупнейших банков  РФ ;

- сосредоточение основного  банковского  капитала в г. Москве;

- активизация организаций, предоставляющих  продукты-субституты .

К основным  тенденциям   развития   банковской  системы относятся:

- сокращение количества действующих кредитных организаций;

- увеличение числа филиалов финансовых учреждений в регионах;

- снижение темпов прироста чистых активов в банковском секторе;

- уменьшение размеров балансовой прибыли банков;

- снижение темпов прироста собственного капитала финансовых учреждений;

- приближение большинства банков к предельной достаточности капитала;

- значительный рост убыточных кредитных организаций.

Таким образом, в настоящее время банковские учреждения России

функционируют в условиях финансово-экономического кризиса, выход их

которого в значительной мере зависит от способности

 банковского менеджмента формировать  и  реализовывать конкурентные стратегии. При решении этой задачи коммерческие банки должны быть ориентированы на проблемы  клиентов, их запросы, вкусы и предпочтения. Они должны акцентировать внимание на создание дифференцированного маркетингового предложения  банковских   услуг , высокий уровень обслуживания  и  снижение издержек. [30]

 

 

3.2. Перспективы применения в  России новых банковских продуктов  и услуг

 

 

В связи  с глобальным проникновением Интернета  во все сферы нашей жизни инновационной  статьей стало использование  банками социальных сетей и on-line-игр  для расширения рынка сбыта своих  услуг. Одними из наиболее востребованных в мире, а теперь и готовыми к  запуску в России, являются технологии RFID и NFC.

Последние десятилетия были периодом внедрения  новых компьютерных технологий, кредитных  карт и важных инноваций денежно-финансового  рынка. В их числе инструменты  хеджирования банковских рисков, кредитные  деривативы, Интернет, смарт-карты.

Можно охарактеризовать инновации в банковской сфере  как результат инновационной  деятельности банка, совокупность принципиально  новых банковских продуктов и  услуг. Банковские инновации - это синтетическое  понятие о цели и результате деятельности банка в сфере новых технологий, направленных на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных  условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи внедрения  нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли.

Новый банковский продукт - комбинированная либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых  исследований потребностей рынка. Новым  банковским продуктом может являться и кредитно-финансовый инструмент. Так, в 1752 г. возникли чеки как реакция  банков на запрет британского правительства  выдавать кредитными организациями  банкноты, оплачиваемые по предъявлении в кассе. В 1958 г. была выпущена первая массовая банковская карточка Bank Americard (ныне Visa), предоставлявшая возможность  продленного кредита (кредитная  карта). До этого карточные схемы  носили локальный характер. В России карты международных систем появились  в 1969 г., но в тот период это были карты, эмитированные зарубежными  компаниями и банками. В феврале 1961 г. в США появилось ключевое новшество современного банковского  дела - первый депозитный сертификат. В  настоящее время понятие о  депозитном и сберегательном сертификатах отражено в ГК РФ.

В основе создания новых банковских продуктов  и внедрения инновационных услуг  лежат следующие теоретико-методологические предпосылки:

- формируется  новая парадигма инновационного  развития экономики;

- банковские  инновации составляют часть общего  потока инноваций, которые стали  типичными для современной экономики;

- банковские  инновации подразделяются на  продуктовые и технологические;  ядром продуктовой стратегии  является текущий счет/дебетовая  карта;

- информационные  технологии стали всеобщей средой  банковского бизнеса;

- дистанционное  банковское обслуживание клиентов  на основе интернет-технологий, вне  всяких сомнений, должно стать  одной из основных форм розничных  банковских услуг; в 2008 г. возможности  Интернет-банкинга в России использовали  более 1 млн. человек, причем  большинство - это клиенты нескольких  крупных банков. К концу 2010 г.  число пользователей Интернет-банкинга  в России вырастет втрое и  достигнет 3-4 млн. человек;

- информационная  концепция банковской сети начинает  отходить на второй план, а  на первое место выходит ее  использование в качестве интегрирующего  инструментария человеческой деятельности;

- одним  из ярких примеров внедрения  в банковскую стратегию инновационных  изменений является применение  в российских банках lean-подхода.

Для выявления  основных характеристик банковских продуктов, благодаря которым удовлетворяются  потребности клиентов, следует ориентироваться  на модели Н. Кано, который сформулировал "Теорию привлекательного качества" и выделил следующие виды потребностей:

- ожидаемые  (expected), удовлетворение которых обязательно  и очевидно для потребителя;

- желаемые (desired). Чем лучше удовлетворены  эти потребности, тем больше  доволен потребитель;

- восхищающие  (exited). Их удовлетворение восхищает  потребителя, поскольку он не ожидал этого.

Распространяя на деятельность банков выявленные логические связи между потребностями клиентов и качествами продуктов, можно сделать  следующие предположения. Желаемые и восхищающие потребности клиента  удовлетворяются за счет дополнительных услуг, включенных в состав банковских продуктов. Например, потребность корпоративных  клиентов банка в индивидуальном обслуживании удовлетворяется за счет Private banking, другие клиенты нуждаются  в услугах расчетно-кассового  обслуживания вне офиса - за счет дистанционного банковского обслуживания.

Удаленное управление банковскими счетами  может осуществляться различными способами:

- посредством  телефона - телебанкинг (telebanking);

- персонального  компьютера - е-банкинг (e-banking);

- Интернета  - Интернет-банкинг (Internet banking);

- портативных  устройств - мобильный банкинг (mobile banking, m-banking).

В связи  с переносом центра тяжести на дистанционное обслуживание функции  существующей розничной сети постепенно сужаются, и филиалы все более  напоминают специализированные сервис-центры.

Эволюция  банковской системы в сторону  дистанционной модели банковского  обслуживания обусловлена рядом  объективных особенностей экономической  и социальной среды, в которой  существуют банки, и в первую очередь - изменениями в образе жизни людей, внедрением новых информационных технологий и автоматизацией банковских операций, растущей конкуренцией.

В условиях финансового кризиса Сбербанк стал первым российским банком, начавшим в  июне 2008 г. внедрение программы lean (в  переводе с англ. lean management - "бережливое управление").

LEAN - это  методология, внедрение и использование  которой в ежедневной работе  дает возможность избавиться  от непродуктивных процессов,  действий, неэффективного использования пространства и времени сотрудников

Для сотрудников отделения Сбербанка  в г. Москве эксперимент начался еще в мае 2008 г. Именно тогда рабочая группа проводила хронометраж основных процессов, на которые тратят время "операционистки": замена сберкнижек, блиц-переводы, коммунальные платежи, кассовые операции, оформление пластиковых карт, выплата компенсаций, открытие и закрытие операционного дня, оформление потребительских кредитов. В итоге для оптимизации были выбраны несколько направлений - замена сберкнижек, выплата компенсаций и обмен валюты.

В ходе эксперимента удалось достигнуть качественных улучшений: вдвое сократить время ожидания в очереди, сгладить пиковые "наплывы" клиентов за счет отмены обеденного перерыва и универсализации операционных окон, сократить время совершения операций. По части количественных результатов стоит отметить двукратное увеличение темпов роста приема коммунальных платежей, 7,5-кратный рост непроцентного  дохода по блиц-переводам по сравнению  с контрольной группой, значительную экономию бумаги. Например, процесс  замены сберкнижки сократился с 20 обязательных операций, на которые тратилось 3,5 мин, до 40 сек, куда умещается пять действий.

В Москве сегодня считают достаточным  обходиться при замене одним ударом дырокола, остальные четыре операции считают лишними. При выплате  компенсаций (остатка вкладов в  Сбербанке СССР на 1991 г.) процедура  из малопонятной клиенту "беготни" - за реестром вкладчиков, за старшим  по смене - и заполнению бланка, где  половина граф непонятна, свелась к  ответам на вопросы операциониста, который заполняет бланк сам, никуда не отлучаясь. Подсчет и проверка правильности купюр вместо трех разных операций на трех разных аппаратах  свелись к одной на универсальном  аппарате. В Нижегородском отделении  с момента старта программы ПСС  продолжительность процедуры закрытия операционного дня сократилась  вдвое - с 4,5 ч до 2 с небольшим, и  сотрудники надеются вскоре довести  ее до приемлемого норматива - 1,5 ч.

В каждом территориальном банке открываются  два-три экспериментальных офиса, где будет организовано обучение сотрудников. В результате банк ожидает 30%-ный прирост производительности труда.

Высвобождаемое  время работники банка направляют на продвижение сложных банковских продуктов, обучение на рабочем месте  и улучшение обслуживания.

Применение LEAN-технологий в западных банках и  компаниях становится сегодня все  более популярным. Некоторые из них  самостоятельно занимаются внедрением бережливых технологий, другие приглашают консультантов. Как правило, корпорации и банки применяют эти технологии для решения каких-то конкретных задач. Например, скандинавская финансовая группа Nordea разрабатывала программу  преобразований, чтобы высвободить  время у клиентских менеджеров. Применение LEAN-технологии уже сегодня дает ощутимые результаты.

Таким образом, инновации в банковской сфере  в условиях глобализации - настоятельная  необходимость для российских банков. Чтобы выстоять в глобальной конкуренции, российским банкам нужно ориентироваться  только на самые передовые технологии и продукты.

Важнейшую роль в настоящее время играют инновационные технологии. Инновационной  технологией, которая уже сегодня  проходит испытания, можно назвать  беспроводную технологию NFC (Near Field Communication). NFC может быть дословно переведено как "связь в ближнем поле"), в  основе которой лежит использование  идеологии передачи данных по радиоканалу  на принципах взаимной индукции на короткие расстояния в диапазоне  частот 13,56 МГц. NFC и RFID действуют по аналогии с WI-FI и Bluetooth, но имеют принципиальные отличия.

В России первым примером использования технологии NFC стала демонстрация использования NFC-телефона для оплаты проезда на Московском метрополитене при открытии станции метро "Трубная". Бесконтактная  трансакция с использованием NFC-телефона была осуществлена начальником метрополитена Дмитрием Гаевым в присутствии мэра Москвы Юрия Лужкова. То есть повсеместное использование такой технологии заменило бы бумажные деньги.

В этой связи  хотелось бы рассмотреть инновационные  технологии подробнее.

Инновационные технологии: NFC, NFC, RFID

Деятельность  кредитных организаций на рынке  банковских услуг обеспечивает расширение спроса и предложения на банковские продукты, в рамках традиционных и  инновационных технологий их проведения.

В современном  понимании новая банковская услуга - это результат деятельности коллектива банка по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способный приносить основной операционный и дополнительный комиссионный чистый доход на протяжении достаточно длительного  периода времени. В этом определении  мы рассматриваем банковскую услугу с позиции комплексного подхода  как результата, приносящего банку  основной и дополнительный чистый доход, т.е. доход за вычетом значительных затрат на внедрение, и учли при этом фактор времени.

Новое видение развития сферы банковских услуг, которое мы предлагаем, основывается на концепции "банка будущего". При создании банка будущего инновационные  технологии в сфере банковских услуг - это такие технологии, которые  обладают "стратегическим эффектом" прироста клиентской базы, привлечения  значимых персон, сокращения издержек на обслуживание банковских операций при оптимальном уровне операционного  риска и операционных затрат.

Самым распространенным в мире устройством с NFC-интерфейсом  сегодня является мобильный телефон. NFC уже находит широкое применение в таких сферах бизнеса и проектах, как продажа различного рода электронных  билетов и оплата проезда на общественном транспорте, индустрия развлечений, бронирование и оплата авиабилетов и т.д.

NFC-совместимые  мобильники можно будет использовать  в качестве банковской пластиковой  карточки для работы с банкоматами.  Пользователь помещает телефон  рядом с банкоматом, который идентифицирует  личность владельца телефона  и считывает защищенную информацию  прямо с мобильника. Эта информация  включает номер банковского счета,  заранее установленный максимальный  суточный лимит по снятию наличных  и другие необходимые сведения, которые могут быть различными  для разных банков.

Технология  коммуникации в ближней зоне (NFC) - это технологический стандарт для  микросхем, позволяющий установить соединение на очень близком расстоянии и дающий возможность потребителю  инициировать и осуществлять бесконтактные  трансакции, а также получать доступ к цифровой информации, например к  рингтонам или файлам для скачивания на мобильные телефоны.

Технология  радиочастотной идентификации (RFID) - это  метод идентификации с помощью  кремниевых микросхем, расположенных  на ярлыке, которые позволяют получать запросы устройства радиочастотного  считывания/записи и отвечать на них; многие полагают, что радиочастотная идентификация придет на смену штрих-кодам  и магнитным полоскам .

Такие инновации  в способах коммуникаций, передачи данных, технологических и технических  возможностях даже в несвязанных  областях не должны оставаться без  внимания руководства коммерческих банков.

Новые устройства с бесконтактной функцией не нужно  прокатывать в платежном терминале. Чтобы оплатить покупку электронным  любым устройством, снабженным функцией NFC (например, мобильным телефоном), владельцу достаточно провести им вблизи терминала. Дальнейшая трансакция по карте  или устройству проходит как обычная  операция по обычной банковской карте. После "обкатки" бизнес-процесса Citi планирует развернуть крупномасштабную акцию по использованию NFC.

Основными проблемами на пути развития бесконтактных  платежей являются обеспечение безопасности и создание бизнес-модели. Остро стоит вопрос о разделении дохода от бесконтактных мобильных платежей между банками, мобильными операторами, поставщиками услуг и остальными компаниями, задействованными в совершении трансакций. Что касается безопасности проведения трансакций на основе NFC, банковское сообщество склоняется к использованию биометрии для осуществления процедуры идентификации клиента. Наиболее вероятными технологиями станут биометрический "отпечаток" голоса и подпись. Голосовая аутентификация голоса может быть проведена успешно даже при наличии простуды и насморка владельца, а анализ подписи учитывает особенность почерка и силу давления на бумагу. Поэтому многие банки уже сегодня проводят активно биометрические эксперименты.

Для успешного  участия в конкурентной борьбе, на ваш взгляд, нужно решить следующие  задачи:

- повысить  гибкость и адаптивность к  рынку, внедрять не толькопринципиально  новые технологии, но и развивать  "кайзен-подход" (философию, которая  фокусируется на непрерывном  улучшении всех аспектов жизни);

- перейти  на новые компьютерные технологии  самообслуживания, дистанционное обслуживание, виртуальные банковские и финансовые  технологии;

- разработать  и внедрить новые кредитные  продукты на базе новых технологий; удовлетворять потребности клиентов  следующим образом: ожидаемые  - за счет необходимых характеристик;  желаемые - за счет одномерных; восхищающие  - благодаря привлекательным качествам  продукта;

- комплексно  использовать новые информационные  и коммуникационные технологии  для электронного маркетинга;

- внедрять  инновации в области форм и  методов управления, изменения в  квалификации работников; в рамках  управления инновациями за рубежом  была разработана модель удовлетворения потребностей клиентов, названная моделью Кано.

- иметь  в виду, что технологические нововведения  могут привести к снижению  эффективности контроля над банками  со стороны ЦБ РФ.[31]

Информация о работе Новые банковские продукты и услуги