Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа
Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие экологического образования и воспитания……………………......... .4
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы экологического образования, воспитания……………...........17
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды…………. . .21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего
«Тульский государственный университет»
Кафедра финансов и менеджмента
Экономика природопользования.
Контрольно-курсовая работа
«Образование и воспитание в области окружающей среды в России»
Выполнила
Руководитель работы
Тула 2013
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие экологического
образования и воспитания………………
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы
6.Международное
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26
Введение
Основные цели экологического
воспитания и образования – это
развитие и становление экологической
культуры личности и общества, экологического
сознания и мышления, духовного опыта
взаимодействия человека к природе,
обеспечивающего его выживание
и развитие. Все это будет способствовать
здоровому образу жизни людей, устойчивому
социально-экономическому развитию, экологической
безопасности России и, в конечном счете
– выживание всего
Экологическая ответственность проявляется в:
- ответственность за состояние
естественного природного
- ответственность за свое
здоровье и здоровье других
людей как личную и
Цель контрольной работы
рассмотреть экологическое
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы
экологического образования,
1 Понятие экологического образования и воспитания.
Экологическое образование – это непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей.
Экологическое воспитание –
это процесс непрерывного, систематического
и целенаправленного
Можно видеть, что определение «экологического образования» фокусирует внимание на его специальном содержании, противопоставляя его остальному образованию, которое, таким образом, не должно быть, направлено на формирование нравственных норм. Определение «экологического образования» мало, чем отличается от определения «экологического воспитания». Кроме того, оно действительно находится в противоречии с определением «образования», которое содержится в профильном законе РФ «Об образовании».[4,с.124] В последнем под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». При изучении доступной версии законопроекта «Об экологической культуре» видно, что он не описывает никаких новых правоотношений, рассматривая экологическое образование просто как «хорошее» образование, которое должно стать обязательным.
Основанием для регулирования правоотношений в сфере экологического образования является федеральный закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.[1,c.58] Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно – существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что руководители организаций, ответственные за принятие решений, которые могут повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принимая во внимание сложность
современных экологических
Для того чтобы закрепить
эти правоотношения в законодательстве,
необходимо изменить содержание правового
понятия «экологического
Экологическое образование – процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения, и сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.[3,c.98]
Экологический образовательный минимум – обязательный минимум содержания образовательных программ, устанавливаемый с учетом уровня образовательной программы и обеспечивающий получение учащимся базового набора знаний и навыков, необходимых ему для выполнения обязанностей по сохранению окружающей среды и осознанного формирования экологически ориентированного поведения.[5,c.67]
Экологическое образование включает в себя приобретение учащимися практических навыков экологически ориентированного поведения.
В целях обеспечения гарантий
получения обучающимися экологического
образовательного минимума органами государственной
власти на федеральном и региональном
уровнях разрабатывается, и поддерживаются
соответствующие компоненты образовательных
стандартов в сфере экологии и
охраны окружающей среды. В государственные
образовательные стандарты в
установленном
2 Основные направления экологического воспитания и образования.
На состоявшейся в июне 1992 года Конференции ООН по окружающей среде Россия была названа в группе самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Если в недалеком прошлом Россия воспринималась развитыми капиталистическими странами как источник военной опасности, то в настоящее время она представляет экологическую опасность для мирового сообщества.
Экологическая опасность - проблема, от решения которой во многом зависит будущее России. Поэтому в компетенцию конституционного органа-Совета безопасности входит решение вопроса экологической опасности страны.
В нашей области также
Экологическое воспитание
1.систематичность и
2.междисциплинарность
3. взаимосвязь глобального,
национального и
Это осознание единства
Это понимание того, что человеческая история есть история народа. Здесь уместно вспомнить слова профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»: «Разруха не в окружающем мире, разруха в головах!»
Это осознание того, что человек не царь природы, а всего лишь ее часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить.
3.Основные направления экологического образования в России.
Важнейшим условием создания системы экологического образования населения Российской Федерации является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил.
Экологическое образование
должно сопровождать человека на протяжении
всей жизни: формировать чувство
эмоциональной близости с миром
живой природы в раннем детстве;
способствовать пониманию основ
целостной картины мира в школе;
формировать экологическое
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕМЬЕ
Целью является формирование
социально-ценного личного
Основные направления:
1) обучение навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним животным, растениям;
2) обучение бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
3) формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
4) стимулирование осознания связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая эмоционально-психическое состояние, здоровье и благополучие;
5) организация просветительской деятельности родителей по экологическому просвещению своих детей.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Цель – воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.
Основные направления:
1) воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности;
2) формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть красоту природы;
3) формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения);
4) формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения;
Информация о работе Образование и воспитание в области окружающей среды в России