Образование и воспитание в области окружающей среды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель контрольной работы рассмотреть экологическое образование и экологическое воспитание в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие экологического образования и воспитания.
2) Изучить пути и методы экологического образования, воспитания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1.Понятие экологического образования и воспитания……………………......... .4
2.Основные направления экологического воспитания и образования………... .7
3.Основные направления экологического образования в России…………….... 9
4.Проблемы экологического образования в России и пути их решения…….. 14
5.Пути и методы экологического образования, воспитания……………...........17
6.Международное сотрудничество в области окружающей среды…………. . .21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………. . ..26

Вложенные файлы: 1 файл

ЭПП.docx

— 47.49 Кб (Скачать файл)

- ответственность за свое  здоровье и здоровье других  людей как личную и общественную  ценность.

Становление и развитие ответственного отношения к окружающей среде  связано с семейными, общественными, производственными и межличностными отношениями людей.

В целях совершенствования  системы экологического образования  я высших учебных заведениях необходимо ввести на всех факультетах, независимо от их профессиональной ориентации, преподавание курса «Основы экологии» и  наполнить экологическим и природоохранным  содержанием планы и учебные  программы по всем дисциплинам, разработать  с учетом специализации студентов  спецкурсы по экологии и охране природы. В ряде учебных заведений уже  разработаны программы и подготовлены учебные пособия по экологии и  охране природы для педагогических вузов. Поэтому с небольшой корректировкой их можно использовать в качестве учебных пособий и в других вузах, поскольку они ориентируют студентов на получение необходимого минимума знаний о взаимодействии общества и природы, основных экологических законах и факторах, формах и методах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Поэтому современные требования в вопросах экологического образования потребуют объединения усилий практически всех кафедр вуза, которые могут рассматривать отдельный вопросы экологии и охраны окружающей Среды в процессе преподавания своих специальных дисциплин.[4,c.64]

Воспитанием людей в духе любви к природе заняты средства массовой информации, художественная литература, кино, театры, музеи, заповедники, зоопарки. Человек практически на протяжении всей своей жизни оказывается  включенным в процесс непрерывного воспитания и образования. Экологическая  информация сопутствует ему на работе и дома, в часы занятий и досуга. Каково состояние природной среды, воздуха, которым мы дышим, воды и  пищи - все это волнует людей. Им надо знать, что их ждет впереди, как  изменяется среда обитания.

Большое место в этом вопросе  отводится внешкольным учреждениям, которые оказывают огромное значение в экологическом воспитании и  образовании школьников.

Завершающим, этапом экономического образования является понимание того, что мы зависим от окружающего нас мира. Каждый житель должен рассматриваться с двух сторон: как работник предприятия, создавших антропогенный процесс для природной Среды, и как человек, попадающий под этот процесс. Отсюда должны строиться взаимоотношения человека и природы.

 

 

 

 

6.Международное сотрудничество в области окружающей среды.

 

          Экологические проблемы, которые встали перед человечеством во второй половине 20 века стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном  масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей природной среды.

Научно - исследовательские учреждения и ученые России, а также других стран СНГ принимают участие в реализации ряда международных программ, в частности программы ЮНЕСКО (специализированный орган ООН по вопросам образования, науки, культуры) «Человек и биосфера». Организация объединенных наций (ООН) постоянно уделяет внимание проблемам охраны природы. 
            В 1962 году на 17 сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята специальная резолюция «Экономическое развитие и охрана природы», в которой подчеркивалось, что охрана природы – непосредственный долг государств- членов ООН и что мероприятия по сохранению природных ресурсов должны осуществляться одновременно с экономическим развитием.

            В 1972 году в Стокгольме состоялась конференция ООН по вопросам окружающей среды, которая приняла Декларацию об охране окружающей среды и объявила 5 июня – Международным днем охраны окружающей среды. 
             С 1973 года приступило к работе учреждение «Программа ООН по окружающей среде» (ЮНЕП), которое организует и координирует исследования по охране окружающей среды, в частности системы станций слежения (мониторинга) за состояние биосферы во всем мире. 
             В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН по инициативе бывшего СССР приняла резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли до нынешнего и грядущего поколений», в которой отмечается пагубное последствие для природной среды гонки вооружений.

             В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Всемирную хартию природы», возлагающую на все государства ответственность за сохранение нашей планеты и ее природных богатств. В хартии нашли отражение важных положений о необходимости сокращения вооружений, избавления человечества от опасной войны, особенно от угрозы ядерной катастрофы. Специализированные органы ООН-ЮНЕСКО, ФАО (Организация по вопросам продовольствия и сельского хозяйства), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) и др. также много внимая, уделяют охране природы. Так, одно из главных направлений работы ЮНЕСКО – просвещение и подготовка специалистов в области охраны природы, популяризация положительного опыта и новейших методов рационального и комплексного использования природных ресурсов, проведение научных исследований по различным проблемам охраны природы. На генеральных конференциях и региональных совещаниях ЮНЕСКО неоднократно обсуждались общие и частные вопросы в данной области. [3,c.49]

             В 1968 году проходившая в Париже специальная Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы приняла широкую научную программу «Человек и биосфера».

             В 1977 году в Тбилиси ЮНЕСКО была созвана Межправительственная конференция по образованию в области охраны окружающей среды, принявшая ряд важных решений по природоохранному просвещению на всех уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Оценка ситуации в области  экологического воспитания и образования  в последние годы наметились прогрессивные  сдвиги в экологическом образовании, а именно:

- все больше людей подключается  к проблеме экологического воспитания  и образования;

- наряду с колонизацией  учебных дисциплин вводятся специализированные  экологические предметы;

- идет качественное изменение  содержания методической базы  и процесса повышения квалификации  специалистов в области экологии, рационального природопользования  и охраны окружающей Среды.

Основанием для регулирования  правоотношений в сфере экологического образования является федеральный  закон «Об охране окружающей среды». Закон устанавливает организацию  и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. Таким образом, законодатель установил не только обязательность экологического образования и воспитания, но и его связь с деятельностью, которая может оказать влияние (очевидно – существенное) на окружающую среду. Статья 73 закона «Об охране окружающей среды» прямо указывает на то, что  руководители организаций, ответственные  за принятие решений, которые могут  повлиять на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности.

Государство обязано обеспечивать качество и доступность соответствующих  образовательных услуг, в том  числе, путем, установления образовательных  стандартов, материальной, организационной  и информационной поддержки программ экологического образования.

 

Начало ХХI века ознаменовано обострением глобальных экологических проблем, а как следствие – увеличением числа и масштабов природных и техногенных катастроф, унесших тысячи человеческих жизней. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью понимания того, что дальнейшее выживание человеческой цивилизации возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой. Все большее число ученых, политиков, общественных деятелей связывают решение глобальных экологических проблем со сменой потребительского отношения к природе на коэволюционное, формированием экологической культуры личности и общества.

Признание приоритетного  места экологического образования  среди факторов решения экологических  проблем, его опережающей роли в  формировании нового эгоцентрического сознания, нашло отражение в нормативных  документах как международного, так  и национального уровней.

Однако, несмотря на принимаемые  меры по законодательному и нормативно-правовому  обеспечению процесса экологического образования, состояние и эффективность  работы системы непрерывного экологического образования в России остается крайне низкой, а по ряду параметров не соответствует  международным требованиям, что  вызывает серьезную озабоченность  и тревогу. Недооценка в обществе приоритетности экологического образования, недостаточность в финансировании, слабое развитие материально-технической базы, научно-методического, психолого-педагогического, информационного и кадрового обеспечения, отсутствие эффективного государственно-общественного механизма управления экологическим образованием, интеграции и координации в деятельности существующих образовательных, природоохранных структур и неправительственных организаций – все эти причины отрицательно сказываются на темпах развития и качестве отечественного экологического образования. Тревогу вызывает и тот факт, что дисциплина «Экология» исключена из федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, чем нарушена преемственность этапов системы непрерывного экологического образования, в то время как в материалах Совместной декларации министров образования стран Европы в Болонье, Коммюнике конференции министров, ответственных за высшее образование в Берлине, этот принцип определен в числе приоритетных направлений модернизации европейских систем образования на пути их интеграции в общеевропейское образовательное пространство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Баженова О.П. Экологическое право: М.: Юрист, 2009 – 356 с.

2. Маковик А.С. Экологическое  право: М.: Юрист, 2008 – 476 с.

3. Маринченко А.В. Приоритет  экологическому образованию: М.: Феникс, 2008. – 358 с.

4. Тихомирова Л.А. Экологическое  право: М.: ИНФРА-М, , 2008. – 598 с.

5. Черников В.В. Проблемы  развития экологического права:  М.: Норма, 2007. – 331 с.




Информация о работе Образование и воспитание в области окружающей среды в России