Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа
Отдельные ученые определяют экономическую безопасность как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях [18].
Некоторые белорусские ученые определяют экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал, даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-экономической стабильности в обществе.
Введение
Теоретические аспекты экономической безопасности
Экономическая безопасность: сущность и факторы, влияющие на нее
Образование как один из важнейших факторов влияния на экономическую безопасность
Роль образования в экономике зарубежных стран
Роль образования в экономическом развитии РБ
Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ (на примере Гомельской области)
Социально-экономическая характеристика региона
Система образования Гомельской области
Механизм влияния образования на обеспечение экономической безопасности: основные направления и проблемы на пути их достижения
Предложения по преодолению основных проблем в сфере образования как фактора влияния на экономическую безопасность региона
Заключение
Список использованных источников
Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ (на примере Гомельской области)
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
1 Теоретические
аспекты экономической
Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определить в чем его суть.
Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. "Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение.
Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т. д.
Если рассматривать категорию экономической безопасности, то она по-разному трактуется в научной литературе.
Отдельные ученые определяют экономическую безопасность как способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях [18].
Некоторые белорусские ученые определяют экономическую безопасность как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал, даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-экономической стабильности в обществе.
Они также определяют ее как систему мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам, обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий, обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения, достойные условия жизни и устойчивое развитие личности [78].
Среди западных
ученых-экономистов
Итак, в общем смысле слова, под
экономической безопасностью
В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие: экономическую независимость; устойчивость и стабильность национальной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу.
Экономическая независимость означает прежде всего возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле.
Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов.
Способность к саморазвитию и прогрессу означает способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал.
Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам. Надежность и эффективность экономических пропорций, вертикальных и горизонтальных связей позволяет смягчить последствия дестабилизирующих процессов.
Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности.
Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшие составляющие которой можно увидеть на рисунке 1:
Для обеспечения экономической безопасности страны важным является разработка системы экономических показателей, которые бы предоставляли количественную оценку социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Их обязательно надо отражать в действующей статистике.
Угрозами экономической безопасности страны является совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу, государству, затрудняют или делают невозможным реализацию национальных экономических интересов.
Выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны.
Основными внутренними угрозами следует считать:
Угрозы в научно-технической сфере: разрушение научно-технического потенциала, уменьшение научно-технических разработок, сокращение потенциала фундаментальной науки, неопределенность государственной научно-технической политики, отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности;
Угрозы в экономической сфере: сокращение объемов производства в ведущих отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, наличие структурных диспропорций, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности; высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой» экономики, низкий платежеспособный спрос населения, ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, угроза потери продовольственной независимости страны, массовое уклонение от уплаты налогов;
Угрозы в социальной сфере: углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, снижение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы.
К внешним угрозам экономической безопасности страны относятся: экономическая зависимость от импорта, отрицательное внешнеторговое сальдо, нерациональное структура экспорта - чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов; потеря позиций на внешних рынках; рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов; неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу, размещение их в зарубежных банках.
Исходя из приоритетных национальных
интересов и угроз
Таким образом, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны и стабильности общества. Для этого необходимо проводить анализ факторов, влияющих на экономическую безопасность, что будет являться основой для формирования мер защиты национальных интересов в сфере экономики по отражению наиболее вероятных угроз при разработке прогнозов социально-экономического развития страны.
Перспективы мировой экономики в XXI веке определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии к постиндустриальной, с превалирующим развитием сферы услуг, образования, науки, культуры и т.д. Меняются приоритеты экономического развития. Основным его фактором, более важным, чем природное и накопленное богатство становится человек и его знания.
В современных условиях знания и квалификация являются важными резервом экономического роста и социального прогресса общества. Развитие высшего профессионального образования становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Инвестиции в образование по праву считаются «фундаментом развития всех структурных элементов рынка интеллектуального ресурса». В итоге система образования должна стать механизмом, обеспечивающим соответствие получаемых знаний и навыков быстро меняющимся требованиям со стороны экономики, техники, технологий. Развитие личной инициативы и адаптируемости человека, благодаря которым расширяются его возможности генерировать идеи, инновации, приобретает для общества решающее значение[андрухова з.е].
Важной сферой, посредством которой осуществляется влияние образования на экономическую безопасность, являются научные исследования и разработки (НИР). Так система высшего образования готовит кадры ученых, что имеет огромное значение для появления нового поколения знаний и инноваций.
В конечном счете, это оказывает влияние на рост производительности труда, такая взаимосвязь широко изучена и подтверждается данными многочисленных исследований. Страны, опережающие другие по темпам развития НИР, приобретают долгосрочные преимущества над конкурентами [13. Оценка выгод для общества от системы высшего образования // Экономика образования. 2002. - 3.- С. 67,68 ].
Например, «вклад» технологических изменений в экономический рост США и других развитых стран оценивается в 20-40 % от ежегодного прироста национального производства. Это подтверждает, что образование, особенно высшее, имеет огромное значение для развития НИР и определяет способности овладевать инновациями и адаптироваться к ним.
При этом под инновациями подразумевается формирование новых идей и их реализация в целях получения определенного положительного эффекта, создания определенной ценности. Этот положительный эффект может лежать в области экономики, в социальной сфере, культурной, организационно-управленческой и т.д.
На уровне функционирования
отдельных субъектов
В сфере развития общественных отношений и совершенствования социальных условий под инновациями понимают процесс формирования новых подходов к решению социальных проблем при помощи новых идей и знаний. Инновации содержат следующие элементы:
новая ценность как результат реализации новых знаний и идей.
Таким образом, нет особой необходимости доказывать, что между образованием и инновационным развитием экономики и общества в целом существует теснейшая связь. Инновации в современном мире, с его сложнейшими технологиями и комплексностью социально-экономических отношений, как правило, требуют определенного уровня знаний. Другими словами, сегодня чтобы создать что-то новое, необходимо знать то, что уже существует. Причем для успешного инновационного развития общества, исходя из самой сущности инноваций, как реализации идей на практике, нужны образованные специалисты не только в технической и технологической областях, но и в сфере экономики, бизнеса и т.д.
Информация о работе Образование как фактор влияния на экономическую безопасность РБ