Общая характеристика переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимые для постсоциалистических стран экономические реформы трансформационного периода еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Содержание

Общая характеристика переходной экономики
1.1 Характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике.
1.2 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах
1.3Теория переходной экономики «Шоковая терапия»
Специфика переходной экономики в Республике Беларусь
2.1Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экт.docx

— 111.97 Кб (Скачать файл)

В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднее перевести  на рыночные рельсы, остается государственной.

Китайское руководство поощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняет государственный контроль там, где считает это необходимым. Политическая стабильность, способность создать благоприятные условия для предпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китай иностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд. долларов. Это в 10-15 раз превышает накопленный объем иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Рост инвестиций наглядно представлен на рисунке 3.

 


 

0

10

20

30

40

50

60

70

1980

1985

1990

1995

2000

2005

2010

года

млрд. долл.

млрд. долл.


Рисунок 3 ― Прямые иностранные  инвестиции в Китае (1984-2006гг.) Примечание ― Источник: собственная разработка на основе [21]

 

Успех преобразований в Китае в  решающей степени связан с наличием огромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятие ограничений  на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х годы позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство и мелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупных предпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшего расширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала и коммерциализация государственных предприятий.

В сельском хозяйстве форсировалось  создание «хозяйственных объединений», как ключевых сельских субъектов  хозяйствования. Эти объединения  аккумулировали финансовые средства сел, деревень и маленьких городков, направляя  их на повышение благосостояния районов  и регионов.

Нетрудно увидеть, что китайские  реформы проводятся в благоприятных  условиях политической стабильности, когда государство имеет возможность  добиться исполнения своих решений, что связано с сохранением  старой политической системы, основанной на коммунистической партии. Защита социальных ценностей является приоритетом  развития Китая и интерпретируется властями как принцип « равенство превыше всего». Именно этот принцип ассоциируется в стране с реальным прогрессом и социальной стабильностью.

Обобщая опыт китайской реформы  можно отметить следующие её особенности:

1) Она осуществляется на основе  концепции социалистического планового  рыночного хозяйства, позволяющей  использовать в меру экономической  целесообразности преимущества  планового механизма хозяйствования, ориентированного на использование  законов рыночной экономики, не  прибегая при этом к копированию  чужого опыта.

2) Высокие темпы экономического  роста успешно сочетаются со  стабильностью.

3) Успешно реализуется формула:  развитие – цель, стабильность  – предпосылка, реформа – движущая  сила.

4) Методы государственного регулирования  обеспечивают экономический рост  на самых ответственных направлениях: сельское хозяйство, потребительский  сектор, приток иностранного капитала, ориентированного на высокотехнологическое  наукоёмкое производство.

5) Успешное разграничение и сочетание  методов и способов макрорегулирования и макроконтроля.

6) Достигнута оптимальная хронологическая  последовательность реформы: каждый  последующий шаг обусловлен предыдущим.

7) Реформа оказалась самодостаточной,  так как соответствует интересам  всех слоёв населения.

С точки зрения психологического восприятия, естественно градуалистский подход воспринимается основной массой населения более спокойно и адекватно. Большинство общества – консервативно, поэтому резкие перемены пугают и вызывают неприязнь.

Несмотря на эти положительные  черты градуализма, важным его недостатком  является то, что при таком подходе  государство, тратя достаточно значительные материальные ресурсы в ущерб  непосредственно процессу экономического реформирования, вынужденно поддерживает на плаву тех, кто не может быстро приспособиться к изменению условий экономического существования. А это, в свою очередь, означает затягивание преобразований на многие годы, что может привести к усталости и апатии населения.

      1. Теория переходной экономики «Шоковая терапия»

Противоположной градуализму является модель «шоковой терапии». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и не является строгим научным термином для  обозначения экономических процессов. Однако оно удачно описывает характерные  особенности радикальных рыночных преобразований и поэтому широко употребляется в экономической  литературе.

«Шоковая терапия» – это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и его последователями [6, c. 232].

Монетаризм  исходит из того, что рынок - это  самая эффективная форма экономической  деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

Исходя  из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассической теории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходе рыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) без всякого вмешательства государства. Например, товарные биржи и посреднические компании, многие частные компании и банки, а также неформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативе самих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит о возможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубных для экономики, например, преступных сообществ или неэффективных форм производства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основе либерализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализации недостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночных институтов со стороны государства.

Согласно  монетаристской доктрине, главная задача государства в переходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, поскольку без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией - стержень монетаризма.

Финансовая  политика правительства в период «шоковой терапии» направлена на обеспечение  так называемых жестких бюджетных  ограничений, которые должны сменить  мягкие бюджетные ограничения, характерные  для социализма. Жесткие бюджетные  ограничения означают, что предприятия  могут тратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение  денег от государства. Что касается огромных тягот для населения  от резкого удорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучше пройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы.

Выбор, который большинство стран с  переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного  периода обычно нет условий для  постепенных преобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительная  инфляция и развал экономики в  этот период сопровождаются распадом старых органов государственного управления, что делает едва ли возможным осуществление  последовательного экономического курса. Только немногие страны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа к новому демократическому государственному устройству или, напротив, подобно Китаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечить последовательность и постепенность рыночных преобразований.

Обобщая опыт реформ в странах с трансформационной  экономикой, ученые пришли к выводу, что выбор концепции трансформации  во многом зависит от исходного состояния  дел в стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т.е. способность государства, после  начального этапа распада старых органов управления и создания новых  органов, добиваться осуществления  выбранной экономической политики.

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий  пакет мер:

  1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики):

- реформа  внутренних цен;

- либерализация  системы распределения;

- либерализация  внешней торговли;

- либерализация  рынка рабочей силы и системы  заработной платы;

- реформа  банковской системы и создание  финансовых рынков.

2. Развитие частного сектора —  приватизация:

- малая  приватизация и развитие частного  сектора;

- крупномасштабная  приватизация;

- структурная  перестройка, ликвидация монополий.

3. Пересмотр роли государства:

- ограничение  права государственной собственности;

- ограничение  прямой хозяйственной деятельности;

- усиление  регулирующей функции в социальной  сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

- новая  фискальная политика,

- изменение  денежно-кредитной системы,

- законодательная  реформа;

- институциональная  реформа;

- социальные  гарантии.

Содержание  пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый  пакет мер — меры по либерализации  экономики связаны с переходом  к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных  цен приводит к бесконтрольному  расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации  торговли и транспорта.

Второй  пакет мер предполагает реформу  и структурную перестройку производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление  программ приватизации. Оформление гарантированных  прав частной собственности и  облегчение процессов создания новых  частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

Третий  пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике: оно  должно отказаться от прямой собственности  и контроля над производством  и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую  адаптацию и частную экономическую  деятельность. Другая важная задача государства  — реформировать систему социального  обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую  смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Необходимо реформировать основные правительственные  институты, включая центральный  банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация, которая предполагает ужесточение налоговой и кредитной  политики по отношению к предприятиям, исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы денег, которую  просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить  равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей программа вряд ли может  быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические  особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые  эффекты. В то же время, по мнению разработчиков  этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно  с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая  к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы

    1. Специфика переходной экономики в республике Беларусь

2.1 Переход к модели социально ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов рынка в республике Беларусь

После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Успехам развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

В свете нового соглашения по ценам  на энергоносители, инициированного  Россией, некоторые из этих преимуществ  будут постепенно исчезать. Таким  образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси.

Информация о работе Общая характеристика переходной экономики