Общая характеристика переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:44, курсовая работа

Краткое описание

Эти решения пригодны лишь частично, а остро необходимые для постсоциалистических стран экономические реформы трансформационного периода еще только в стадии становления. Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Содержание

Общая характеристика переходной экономики
1.1 Характерные черты, цели, предпосылки, закономерности и пути перехода к рыночной экономике.
1.2 Концепция градуализма и особенности ее реализации в различных странах
1.3Теория переходной экономики «Шоковая терапия»
Специфика переходной экономики в Республике Беларусь
2.1Переход к модели социально-ориентированной рыночной экономики. Формирование и развитие институтов в Республике Беларусь
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экт.docx

— 111.97 Кб (Скачать файл)

На  протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический  кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.

В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его  уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 2.1).

 

Рис. 2.1 Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.

 

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 2.1)

 

Таблица 2.1

Показатели  эффективности белорусской экономики 2000-2009 гг.

 

2000

2004

2006

2009

Численность безработных, в % к экономически активному населению

2,1

1,9

1,2

0,9

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему  году

114,1

109,8

117,8

104,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

347,5

582,2

944

Индекс потребительских цен

(декабрь к декабрю  предыдущего года; в процентах)

207,5

114,4

106,6

13,4


 

Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рис. 2.1).

Экономическому  росту в Беларуси способствовали также внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [24].

Одновременно экономический  рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста  начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен  на нефть и газ в 2007 году, последовавший  за новым соглашением с Россией  по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150.

Для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.

Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования, как  отдельных предприятий, так и  экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла  по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основные  задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной  многоукладной экономики рыночного  типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных  и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в  решении этих задач. Однако следует  отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:

- с  недостаточно благоприятной правовой  и экономической средой для  развития бизнеса;

- слабой  государственной поддержкой предпринимательской  деятельности;

- низким  уровнем инвестиционной привлекательности  для зарубежных инвестиций;

- отсутствием  широкого слоя эффективных собственников,  ориентированных на долгосрочное  развитие предприятий, насыщением  отечественной продукцией белорусского  рынка и ее продвижением на  мировой рынок, расширением производства  и созданием новых рабочих  мест;

- низким  уровнем эффективности управления  и экономической ответственности  собственников приватизированных  предприятий и персонала за  результаты их производственной  деятельности [24].

Медленно  формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

Актуальной  остается проблема кадрового обеспечения  рыночных преобразований. Особенно остро  ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

- создание  необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических  условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- опережающее  развитие наукоемких высокотехнологичных  экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

- стимулирование  процесса реформирования реального  сектора экономики, повышения  его эффективности на основе  совершенствования бюджетно-налоговой,  денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

- развитие  и государственная поддержка  малого предпринимательства;

- повышение  эффективности деятельности естественных  монополий, формирование конкурентной  среды в немонопольных сегментах  экономики;

- разработка  и реализация социальных программ  и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств [19].

Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) Переход от одной социально-экономической системы к другой – весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития, который требует довольно продолжительного периода. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в её недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми внутри старой системы. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов новой системы и ослабление отношений и элементов старой системы. А переход от административно-командной экономики к рыночной означает коренное преобразование всей системы экономических отношений.

2) Основной целью переходной  экономики является экономическая свобода и создание на этой основе социально-ориентированной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

3) Переход к рынку осуществляется  по следующим главным направлениям: либерализация экономики, институциональные  преобразования, структурные преобразования, формирование адекватной рыночному  хозяйству системы социальной  защиты населения.

4) Существуют 2 концепции перехода  к рыночной экономике: градуализм  и шоковая терапия. Различие  между ними заключается в сроках  проведения системных преобразований  и стабилизационных мер, объёме  регулирующих функций государства  и др. Однако ни одна модель  не может быть реализована  в чистом виде.

5) В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований (градуализм). Государство отказалось  от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль.

6) Главным направлением социально-экономического  развития Республики Беларусь  является построение социально  ориентированной рыночной экономики.  Социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоёв населения, социального партнёрства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

7) Для решения поставленных задач  Республика Беларусь обеспечивает  реализацию Программ социально-экономического  развития. Наша страна не только  достигает выполнения прогнозируемых  показателей, но и перевыполняет  их.

Информация о работе Общая характеристика переходной экономики