Общественные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.
Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1 Проблемы производства общественных благ…………………………………3
1.1 Теоретические основы общественных благ………………………………….3
1.2 Ценообразование общественных благ………………………………………..12
1.3 Применение и производство общественных благ в рыночной
экономике………………………………………………………………………….14
1.4 Подразделение благ…………………………………………………………..16
2 Проблема производства общественных благ в России………………………19
2.1 Общественный товар, его состав и стадии движения………………………..19
2.2 Проблема производства общественных товаров. Проблема
безбилетника……………………………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

институц эк.docx

— 56.58 Кб (Скачать файл)

Оптимальный по Парето уровень производства общественных товаров достигается  тогда и только тогда, когда сумма  определенных таким образом вкладов  равна альтернативной стоимости  ресурсов, которые нужны для производства единицы общественного блага:

MRT = i , где

MRT — предельная норма трансформации общественного блага в частное (подразумевается, что существуют два вида благ — общественные и частные), определяемая производственной функцией;

MRSi — предельная норма замещения общественного блага частным для i-го потребителя.

Рис. 1.1. Спрос на общественные блага

Вклады в финансирование общественного  блага, соответствующие индивидуальным уровням предельной выгоды (предельных норм замещения), в идеальных условиях могли бы служить ориентиром при  распределении налогового бремени. Однако выявление индивидуальной предельной полезности блага на практике трудноосуществимо, что приводит к трудности оценки спроса на общественные товары и услуги.

На практике эта проблема неизбежно  носит политический характер. Принятие решений о предоставлении общественных благ подвержено значительному влиянию  политических сил, бюрократии и других лоббистских интересов. Окончательную  оценку адекватности выявления и  удовлетворения спроса на услуги дают избиратели в ходе выборов. Поэтому  можно говорить лишь об инструментах, содействующих выявлению спроса, позволяющих несколько объективизировать этот процесс.

В качестве подобных инструментов часто  применяются индикаторы спроса на общественные товары и услуги, которые могут включать в себя две группы показателей:

Показатели обеспеченности общественными  товарами и услугами различных юрисдикций по сравнению с другими территориями. Применительно к региональному уровню обеспеченность может оцениваться по отношению к средней по стране, к близлежащим регионам, к регионам со сходным финансовым положением. Могут также использоваться методы математического моделирования, направленные на выявление расчетных значений расходов на конкретные бюджетные услуги в зависимости от специфических особенностей региона (доход, демографические показатели, географические ит.д.).

Демографические характеристики (в  том числе прогнозные), оказывающие  влияние на потребность населения  в общественных товарах и услугах  в средне- и долгосрочной перспективе.

Сами по себе данные показатели не дают ответа на вопрос об оптимальной  структуре предоставления общественных товаров и услуг. Однако индикаторы позволяют нарисовать некоторую  объективную картину потребности  в общественных товарах и услугах. Решение о том, является ли текущий уровень предоставления общественных благ достаточным или нет, определяется политическими приоритетами [7].

 

        1.2 Ценообразование общественных благ.

 

В общественном секторе цены играют специфическую роль, которая определяется особенностью формирования спроса и  предложения общественных благ с учетом их разновидностей. Это означает, что существуют различия в ценообразовании в зависимости от сегментации общественного сектора. Порядок установления цен на чистые общественные блага отличается от ценообразования на смешанные общественные блага разного рода (например, от формирования цен на общественные блага, созданные естественными и институциональными монополиями, цен на социально значимые общественные блага и на перегружаемые общественные блага). Поскольку чистое общественное благо потребляется всеми и невозможно исключить из потребления тех, кто не готов покупать его, а для всех новых потребителей предельные издержки его потребления равны нулю, то эта разновидность общественных благ не имеет рыночной цены (нулевая цена). Непосредственно потребители не производят денежной оплаты чистого общественного блага, они получают его бесплатно. Бесплатность чистых общественных благ имеет мнимый характер. Их финансирование осуществляется с помощью налогов. Ценообразование в общественном секторе, за исключением некоторых видов смешанных общественных благ, представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции. Типичным примером является государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий, к которым относятся коммунальные службы по снабжению населения электроэнергией, теплом, водой,газом, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт, железная дорога и т. д. Особое место в ценообразовании на блага, создаваемые в общественном секторе, занимает назначение цен на перегружаемые общественные блага и на исключаемые общественные блага клубного типа (общественные блага с ограниченным доступом). 
Широкое применение в хозяйственной  практике многих стран находит государственное регулирование цен с помощью субсидий. Они призваны интернализовать (трансформировать) положительный внешний эффект в цены. Принято различать субсидии со стороны спроса (потребителя) и со стороны предложения (производителям).

Субсидии со стороны спроса имеют  своей целью повышение покупательной  способности малообеспеченных групп  населения на приобретение конкретных товаров и услуг, которые дают положительные внешние эффекты, например лекарства, детское питание, проезд на городском транспорте. Это  проявляется в предоставлении правительством бедным семьям соответствующих талонов (карточек) на соответствующие товары и услуги.

Вместе с тем существует практика субсидирования (дотация) производителей, выпускающих социально значимую продукцию, имеющую положительный  внешний эффект. В нашей стране в дореформенный период такая  практика получила широкое распространение. Круг товаров и услуг, которые  относились к социально значимым общественным благам, был весьма широким. Сюда входили многие продовольственные  товары, услуги детских дошкольных учреждений, детские изделия, газеты и книжная продукция, лекарства, услуги всех видов транспорта, телекоммуникации, бытовое обслуживание, общественное питание, жилищно-коммунальные услуги и т. д.

Благодаря этому расширяется спрос  на товары и услуги для всех потребителей. Субсидии производителей означают применение дотационных, социально низких цен. Субсидии производителям и установление социально низких, дотационных цен имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, от применения дотационных цен в большей степени выигрывают высоко- и среднеоплачиваемые слои населения, чем малообеспеченные. Во-вторых, субсидии производителям деформируют структуру цен, подрывают их основную информационную, сигнальную функцию. А это ведет к нарушению ценового равновесия, к не-рациональному размещению и использованию ресурсов [9]. 

 

        1.3 Применение и производство общественных благ в рыночной экономике.

 

Общественное благо – один из случаев несовершенства рынка, когда  необходимо вмешательство государства. Многие экономисты не соглашались с  тем, что государственное вмешательство  требуется только в ситуации с  чистыми (или близкими к чистым) общественными благами. Одной из таких попыток стала теория достойных благ, выдвинутая Р. Масгрейвом в конце 1950-х гг.

В случае общественных благ вмешательство  государства необходимо из-за неспособности  рынка обеспечить размещение ресурсов в соответствии с данными индивидуальными  предпочтениями, что предполагает соблюдение суверенитета потребителя. В противоположность  этому достойные блага представляют собой случай, когда индивидуальные предпочтения не считаются более заданными, а сами являются объектом корректировки. Достойные блага удовлетворяют потребности, которые общество считает нужным поддерживать и которые у индивидов не сформированы должным образом, в основном из-за неполной информированности, а также из-за того, что «мы ленивы и не любопытны». Как следствие, индивиды выбирают меньший объем потребления этих благ, чем следовало бы. В качестве примеров можно привести бесплатное образование, школьные обеды и завтраки, театры и концертные залы, субсидируемое жилье для малообеспеченных семей. Противоположный случай – недостойные блага , потребление которых общество считает нужным ограничивать. К ним относятся алкогольные напитки, табачные изделия, наркотики и т.п.

Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях  требует поиска места для концепции  достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Существует три ключевых аргумента в пользу полного или частичного отказа от нормативного идеала следования индивидуальным предпочтениям.

Достойные блага могут обладать некоторыми свойствами общественных благ (примеры – образование и здравоохранение).

Считается, что при определенных условиях информированная часть  населения должна влиять на решения  остальных индивидов (образование, здравоохранение, контроль за продажей наркотиков и т.п.). В случае образовательных программ, например, качество выбора может быть улучшено за счет делегирования права выбора более информированному специалисту в этой области (на самом деле множеству специалистов). Индивидуальные предпочтения, здесь принимаются во внимание (при выборе учебного заведения, специальности), но полное соответствие им (или их доминирование) не является нормативной целью.

Идеал суверенитета потребителя также  может нарушаться из-за агрессивной  рекламы и других способов воздействия  на покупателя. Рациональный выбор  может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или  в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, например, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов.

Одна из интерпретаций теории достойных  теории достойных благ заключается  в принятии индивидами, как членами  какого-либо сообщества, определенных ценностей этого сообщества, даже если эти ценности противоречат предпочтениям индивида. Эта ситуация отличается от схожего случая следования моде, когда индивид воспринимает общественные предпочтения как свои собственные. Сознательное принятие ценностей сообщества может выразиться в изменении потребления частных благ (например, алкоголь) или отношения к финансированию общественных благ. Частные и общественные блага, потребление и предоставление которых изменилось в соответствии с ценностями сообщества, можно считать благами, имеющими особые достоинства, или их противоположностями, если речь идет о сокращении потребления [10].

 

1.4 Подразделение благ.

 

Экономику определяют как науку  о выборе направлений использования  ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Ближайшим  следствием ограниченности является конкуренция, соперничество за использование  ресурсов. Поведение потребителей и  производственных фирм рассматривается  через призму такой конкуренции. Однако не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление. С этой точки зрения все блага  можно разделить на частные и  общественные.

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие  затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно  из этого определения, существование  чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов .Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.

Чистые общественные блага

Другой "крайностью", противоположной  чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя  важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Чистое общественное благо, так  же как и его противоположность - чистое частное благо, является теоретической  конструкцией, экстремальным случаем (как, например, совершенная конкуренция  и чистая монополия). Чистое общественное благо характеризуется несоперничеством в потреблении, что связано с его неделимостью, и неисключаемостью, причина которой - внешние эффекты.

Смешанные блага

Если чистое частное и чистое общественное блага признаются исключительно  теоретическими конструкциями, то весь реальный мир должен был бы попасть  в категорию смешанных благ. Однако это неудобно для анализа, поскольку  очевидно, что реальные товары и  услуги сильно отличаются друг от друга  степенью несоперничества и неисключаемости. По этой причине обычно выделяются только две категории смешанных благ - перегружаемые, или переполняемые, (свойство несоперничества в потреблении выполняется только до определенного момента) и исключаемые (не выполняется условие неисключаемости). Важно отметить, что и эти две группы смешанных благ также теоретические, в реальном мире существует огромное множество вариаций свойств несоперничества и неисключаемости. Продолжая аналогию с анализом рыночных структур, напомним, что и критерии выявления монополистической конкуренции и олигополии достаточно расплывчаты, а конкретных вариантов поведения предприятий в рамках данных структур бесконечно много. [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проблема производства общественных благ в России

 

2.1. Общественный  товар, его состав и стадии  движения

 

Результатом хозяйствования в любой экономической  системе является произведенный  продукт. Он представляет собой сумму  всех созданных в течение года благ и имеет двойную ценность. Прежде всего это разнообразные предметы и услуги, произведенные для удовлетворения производственных и личных потребностей людей.

Вторая  ценность общественного продукта состоит  в том, что он имеет стоимость, воплощает в себе определенное количество затраченного труда и показывает ценой каких усилий произведен этот продукт. Создаваемый в процессе производства общественный продукт проходит в своем движении стадии распределения, обмена и потребления. На всем пути его движения между людьми складываются, постоянно поддерживаются и развиваются определенные экономические отношения. Главными, определяющими являются отношения, которые имеют место в самом производстве. Они накладывают отпечаток на всю последующую цепочку экономических взаимосвязей, определяют их характер, направленность развития.  
         Каждому способу производства присущ свой способ распределения создаваемого продукта. Но распределительные отношения не пассивны. В одних случаях они могут тормозить производство, в других выступать в качестве его ускорителя.

Информация о работе Общественные блага