Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 21:38, курсовая работа
В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.
Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.
Введение…………………………………………………………………………….2
1 Проблемы производства общественных благ…………………………………3
1.1 Теоретические основы общественных благ………………………………….3
1.2 Ценообразование общественных благ………………………………………..12
1.3 Применение и производство общественных благ в рыночной
экономике………………………………………………………………………….14
1.4 Подразделение благ…………………………………………………………..16
2 Проблема производства общественных благ в России………………………19
2.1 Общественный товар, его состав и стадии движения………………………..19
2.2 Проблема производства общественных товаров. Проблема
безбилетника……………………………………………………………………....20
Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………….25
Через распределение и обмен обеспечивается возврат в производство различных средств производства и рабочей силы. Тем самым поддерживается пропорциональность в хозяйстве или происходит разлаженность во всем хозяйственном механизме (бюджетный дефицит, инфляция, безработица и т.д.).
На стадии
распределения устанавливается
доля различных классов, социальных
групп и отдельных людей в
производственном продукте. Это доля
доходит до потребителя через
обмен. Обмен опосредует связь между
производством и распределением
с одной стороны и потреблением
с другой. Он представляет собой
куплю-продажу совокупного
При этом условии производство получит необходимый приток материальных и людских ресурсов, а население - свою долю в продукте, определенную распределительными отношениями.
Завершающей стадией движения общественного продукта является потребление. Начав движение с производства, продукт полностью или постепенно исчезает в потреблении. Тем самым обеспечивается воспроизводство самой жизни человека и его деятельности.
2.2. Проблема производства
В основе всякого общества лежит несколько универсальных экономических условий. Некоторые коренные проблемы сохраняют в современном хозяйстве такое же значение, какое они имели в древнем мире.
Любое общество,
независимо от того, на какой ступени
цивилизации оно находится, всегда
сталкивается с тремя основными
и взаимосвязанными проблемами:
1. Что должно производиться, т.е. какие
из взаимно исключающих друг друга товаров
и услуг должны быть произведены и в каком
количестве?
Что хотелось
бы иметь немедленно, с получением
чего можно подождать, а от чего вообще
отказаться. Иногда выбор может быть
очень трудным.
2. Как будут производиться товары, кем,
с помощью каких ресурсов и какой технологией,
на каких типах предприятий?
Существуют
различные варианты
3. Для
кого предназначаются
Поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Решение этой проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.
Эти три
вопроса являются основными и
общими для всех экономических систем,
для всех хозяйств. Но в разных экономических
системах разрешаются они по разному.
На разных этапах своего развития общество
использует разный подход и инструментарий
для выявления и учета производственных
и личных потребностей и для распределения
материальных и людских ресурсов по видам
деятельности, где вырабатываются необходимые
продукты, услуги и идеи.
Человечество в своем развитии выработало
несколько способов упорядоченного распределения
ограниченных ресурсов и результатов
производства между конкурирующими целями.
Рыночный
механизм - это такая форма организации
хозяйств, при которой индивидуальные
производители и потребители
взаимодействуют посредством
Первая проблема - "Что производить?", определяется голосованием посредством доллара покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
Вторая проблема - "Как производить?", определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества. По истечении более двухсот лет подтверждается вывод А. Смита: "... ни один индивид... не будет думать об общественных интересах... Он будет стремиться лишь к своей личной выгоде, и в этом случае, как и во многих других, им будет руководить невидимая рука, которая приводит его к цели, не имеющей ничего общего с его намерениями".
Третья проблема - "Для кого производить", разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.
В рыночной системе есть определенный порядок: все нежизнеспособное, не пользующееся спросом, малоэффективное отбрасывается. И тот, кто не сумел оценить рыночную коньюктуру, обречен на разорение.
Вопросы: "Что? Как? Для кого производить?" не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства всегда влечет за собой высокий уровень потребления. Потребности растут быстрее наших возможностей.
Проблема «безбилетников»
Достижение эффективного
объема производства чистого
общественного блага
Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.
Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.
Поднимая «проблему
Заключение.
Российское общество заинтересовано в развитии рыночной модели экономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведь последовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершение формирования единого национального рыночного пространства, во-вторых, полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу с монополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех форм собственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточном количестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука, культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включение экономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности и национальных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и создание условий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых, формирование экономической основы для становления и развития демократических институтов в стране.
Обеспечение производства общественных
благ – первейшая функция любого
государства. В этой связи для
повышения эффективности
Список использованных источников:
1. Александров Ю.Г. Приватизация
общественной собственности в
России и экономическая теория
// Собственность в ХХ столетии:
К 80-летию академика В.А.
2. Акулов В.Б «Экономическая теория», М,2002г, С.115
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юристъ, 2003г.С.254
4. Войтов А.Г. «Экономика», М.2003г., С.288
5. Желваков Э.Н. Проблемы соблюдения законности в сфере экологии. // Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 2002. № 5,с.145
6. Журавлева Г.П. «Экономика», М.2001г., С.508
7. Николаева И.П. «Экономическая теория», М. 2005г.,С.197
8. Познер Р. Экономическая
теория примитивного права:
9. Тарунина Г.А. Экономическая теория в подготовке правоведов // Актуальные проблемы правоведения в современный период: Сборник статей. - Томск; Изд-во Том. ун-та, 1996. - с.234
10. Фридман Д. Право и
экономическая теория // Экономическая
теория преступлений и
11. Экономика./ Под ред. Д.В. Валового. - М, 1999. С. 81-101
12. Российская газета, 11 октября 2004 г.
13. Российская газета, 14 октября 2004г.
14. Российская газета, 15 августа 2000 г.
15. Российская газета, 20 апреля 2004 г.
16. Российская газета, 22 сентября 2004 г.