Общественные издержки производста в отраслях экномики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение закона стоимости спроса и предложения, выявление экономических и социальных основ издержек в условиях рыночной экономики. Иными словами рассмотреть историю развития теории стоимости, закон стоимости спроса и предложения ,общественные издержки производства в отраслях экономики России и рассмотреть пути снижения издержек производства.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Закон стоимости спроса и предложения 4
1.1.История развития теории стоимости 4
1.2. Закон стоимости 8
1.3. Теория стоимости.Рыночное рановесие 10
Глава 2.Общественные издержки производста в отраслях экномики России 20
2.1.Природа издержек 20
2.2.Минимизация издержек 23
Заключение 26
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсик)).docx

— 93.60 Кб (Скачать файл)

     спроса, включают две группы факторов: одна из них представлена ценой самого блага (Рх), а вторая – неценовыми факторами. Совокупное воздействие  этих детерминант на количественные параметры рыночного предложения  выразится в функции предложения, которая задается виде уравнения

Qx = f (Px, Pn, Pк, Pw, М, Н, Т, Е).

     Функция предложения –  это установленная зависимость между величиной рыночного предложения блага и определяющими ее факторами, которая показывает максимальное количество блага, поставляемое на рынок при существующих условиях в единицу времени.

Функция предложения по цене, отражая зависимость  величины предложения блага от изменения  его цены, показывает то количество блага, которое будет предложено производителями на рынок в единицу  времени при разном уровне цены блага  и неизменности неценовых факторов предложения. Функция предложения  по цене может быть выражена графически. (рис.3).  

                                  

    Рисунок 3. Графическое отображение функции предложения.

Характеризуя  кривую предложения, следует помнить, что она отражает уровень реальных затрат на производство блага. Поэтому  пересечение кривой предложения  с горизонтальной осью графика на участке положительных значений объема предложения не означает, что  производители готовы предоставить такое количество блага бесплатно. Это всего лишь будет отражением минимального размера выпуска. С  другой стороны, пересечение кривой предложения с осью цен указывает  на минимальное значение цены, с  которого производители начинают осуществлять предложение. Это цена предложения. Объясняется это тем, что определенные виды затрат формируются еще до начала непосредственного производства блага. Следует заметить еще и ту особенность предложения, что проявление действия закона предложения не столь однозначно. В силу особенностей формирования производственных затрат, объем предложения может увеличиваться при неизменной цене блага или наоборот, оставаться постоянным при ее изменении.

     Так же как и в отношении спроса, при анализе рыночного предложения  различают изменение величины предложения  и изменения в предложении. Изменение величины предложения отражает изменение величины блага в зависимости от изменения цены самого блага при неизменности неценовых факторов предложения. Так как закон предложения указывает на положительную связь между величиной предложения и ценой, то повышение цены приведет к увеличению объема предложения, а снижение цены – к его уменьшению. Изменение величины предложения всегда выражается в виде движения вдоль кривой предложения.

     Изменения в предложении -  это процесс, отражающий изменение готовности производителей предоставлять большее или меньшее количество блага при одной и той же цене. Об изменениях в предложении говорят в том случае, когда при той же цене блага объем предложения может увеличиться или уменьшиться. Этот процесс не идентичен тому, который наблюдался бы при увеличении цены блага, так как связан со сдвигом кривой предложения: при повышении цены блага величина предложения увеличилась бы. Изменения в предложении всегда выражаются в сдвиге кривой предложения. При этом смещение кривой вправо (положительный сдвиг) будет означать расширение рыночного предложения. Смещение кривой предложения влево (отрицательный сдвиг) будет означать сокращение рыночного предложения.

     Суть  различий между изменением величины предложения и изменениями в  предложении  сводится к тому, что  в первом случае изменения обусловлены  ценой блага, а во втором – действие неценовых детерминант. Поэтому  изменение величины предложения  выражается в изменении значения функции, а изменения в предложении  – в изменении формы функции. Указанные различия наглядно просматриваются  при графической интерпретации  изменения величины предложения  и изменений в предложении.

Факторы, влияющие на изменения  в предложении:

  • Цены факторов производства;
  • Технологии;
  • Цены благ-заменителей;
  • Численность производителей;
  • Налоги и субсидии;
  • Ожидания производителей;
  • Издержки производства.
 

Рыночное  равновесие

Равновесие  –это ситуация на  рынке , когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Возникает рыночное равновесие  в результате взаимодействия спроса и предложения . Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения  на  одном  графике  (рис.4).

                                           

                    Рис.4. График равновесия на рынке

  Данный график  выражает одновременное  поведение  спроса и предложения отдельного  товара и показывает , в какой точке две линии пересекутся(т.Е). В этой  точке достигается  равновесие .Координаты точки Е  являются  равновесная цена Pи равновесный объем  QE. Точка Е характеризует равенство QE=QS=QD   где QS- объем предложения , QD- объем спроса.

Точка равновесия показывает  , что здесь  спрос и предложение , будучи  противоположными рыночными силами , уравновешиваются . Равновесная цена  означает, что товара  произведено  столько , сколько  требуется покупателем. Такое  равновесие  является выражением  максимальной эффективности рыночной экономики , ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни  у продавца, ни у покупателя нет внутренних  побуждений  к его нарушению . Наоборот , при любой другой цене,  отличной от цены равновесия,  рынок не сбалансирован , и покупатели, и продавцы  стремятся изменить   ситуацию на рынке .

Таким образом , равновесная  цена – это цена , уравновешивающая  спрос и предложение   в   результате  действия конкретных сил.

Если  реальная цена  будет больше равновесной (P1), то при такой цене объем спроса Q1 будет меньше объема  предложения Q2. В этом  случае производители предпочтут  снизить цену , чем продолжать выпуск продукции в объеме ,  существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения( Q2-Q3) будет оказывать понижающее давление на цену.

Ели  реальная цена  на  рынке будет  ниже  равновесной (P2), то объем спроса Q4 будет больше  объема предложения Q1 и товар станет дефицитным .Отдельные  покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (Q4-Q1) будет  оказывать давление на цену.

Этот  процесс будет продолжаться  до тех пор , пока не установится на равновесном уровне PE , при котором объем спроса и предложения равны.

Первой  формулировкой  общего экономического равновесия  мы обязаны Леону  Вальрасу(1874),  который, в отличие  от марксовой категории  средней  цены (цены производства), пытался  абстрагировать от общественной системы  производства и опирался на полезность как исходную категорию.

Равновесие  называется устойчивым ,если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В  противном случае имеет место  неустойчивое равновесие.

Глава 2. Общественные издержки производства в отраслях экономики России

2.1.Природа  издержек

      В  условиях рыночной экономики  производство товаров и услуг   осуществляется в  рамках фирмы  –производителя.  Для производства  требуются экономические   ресурсы  , или факторы  производства. Предприниматели  привлекают   необходимые  ресурсы  , соединяют их в производственном  процессе и управляют их использованием . Стремление   к  рациональному   поведению  побуждает  фирму  искать пути  не  только максимизации  исходящей продукции, но  и   минимизации факторных  затрат.

       Говоря   о  ресурсах  и   их  затратах на  производство , нельзя забывать,  что в условиях  рыночной экономики   они   имеют  также  и  стоимостную  форму. В  связи с  этим  возникает вопрос об   издержках   производства .

     На рынках готовой продукции  фирма выступает как производитель-поставщик  , а ее поведение характеризует  предложение товаров и  услуг  . Чем же определяется предложение,  что  обусловливает готовность  фирмы произвести то или иное  количество продукта? Одним из  наиболее важных факторов предложения  являются издержки производства.

  В   отличие от бухгалтеров,  экономисты  не  довольствуются    лишь  внешней о вполне очевидной  стороной проблемы . Они стремятся вскрыть и внутренние  сущностные аспекты  издержек. Подходы здесь могут опять-таки  различаться .

     Так, марксизм, во-первых, различает  капиталистические и общественные издержки производства. Первые показывают, что стоит производство товара предпринимателю , вторые –что стоит производство товара обществу.  Предпринимателю производство  стоит затрат капитала , обществу- затрат труда . При этом  затраты труда больше  затрат капитала, поскольку включают в себя  и прибавочный труд  ,который в виде  прибыли присваивается       безвозмездно предпринимателем. Во-вторых ,  что касается самих капиталистических издержек производства ,  то Маркс их определяет как обособленную  часть стоимости товара ,которая возмещает затраты капитала , а именно та  часть стоимости ,  созданной рабочим , которая постоянно вынуждена отделяться и использоваться на возобновление производственного процесса .  

      Общественные  издержки включают в себя все расходы  на изготовление и реализацию продукции. Они составляют стоимость товара для изготовителя, служат основой  для определения исходной продажной  цены - цены предложения. Эта цена позволяет  предприятию окупить себестоимость  и принести прибыль.

      Например, издержки предприятия на изготовление шариковых ручек включают: затраты  на покупку материалов, на изготовление ручек. Общественные издержки шариковых  ручек включают: общие, совокупные затраты, то есть затраты на производство, на рекламу, на сбыт; они выражаются в  цене этих ручек.

 Отличная  от марксистской позиции,   достаточно распространенная в  современной экономической  теории , состоит  в том,  что издержки  производства есть вмененные  издержки , т.е  характеризуют  наилучшую из утраченных альтернатив.   Вмененные издержки включают  в  себя издержки явные и  скрытие .

         Явные издержки  определяются ценой факторов производства , приобретенных на  рынке , той ценой,  которая заставляет поставщика ресурсов выбрать данную сделку в качестве наилучшей   для него альтернативы.

       Скрытие издержки  не предполагают передачу денежных средств при совершении  рыночной сделки . Тем не менее здесь также речь  идет об определенных жертвах. Например, собственник земельного участка, производственного   помещения , оборудования мог бы не использовать их сам , а сдать  в  аренду, получая регулярные рентные платежи. Неполученная  рента составляет вмененные издержки использования собственных инвестиционных ресурсов. Другой пример :владелец маленького ресторана  сам участвует  в  работах  по  кухне ,  в  обслуживании клиентов , ведении бухгалтерии. Даже если   он  не начисляет   себе  за  этот  труд заработную плату , это все  равно его вмененные издержки , поскольку он  мог бы работать в  другом месте по найму и  получать заработную плату . Неполученная заработная плата составляет смененные издержки(упущенные возможности)  содержания ресторана.

   Существует еще  один компонент  вмененных издержек производства :это нормальная  прибыль ,рассчитанная  на основе некоторой средней  , обычной нормы прибыли. 

   Нормальная прибыль представляет собой ту минимальную прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения. Таким образом ,  такую прибыль можно считать определенной ценой капитала , ценой инвестиций, ценой присутствия  в  бизнесе. Если цена присутствия в  бизнесе окажется ниже  возможных  доходов  в  другом месте, предприниматель закроет производство и переведет свой капитал в иную отрасль. Именно поэтому нормальная  прибыль расценивается как разновидность издержек.

Таким образом , полные вмененные издержки включают в  себя :

  • явные издержки;
  • скрытие издержки;
  • нормальную прибыль.

Различие  в подходах к  издержкам производства влечет за  собой и различное  толкование прибыли.

Для бухгалтера прибыль равна разнице между  совокупной  выручкой и явными издержками.

 Для  экономиста прибыль есть разница  между совокупной  выручкой и  полными вмененными издержками. Поскольку экономические издержки  больше бухгалтерских ,экономическая  прибыль меньше бухгалтерской. 

Информация о работе Общественные издержки производста в отраслях экномики России