Общественная мысль России (15-16 вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 23:39, реферат

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть Общественную мысль России в 15-16 веках.
Задачи:
·проследить влияние литературных произведений на общественную мысль;
·выявить взаимодействие между литературой XIV-XVI вв. и влиянием на литературно-общественную мысль последующих веков.

Содержание

1)Введение.
2) Литературно-общественная мысль в период формирования новой государственности
3)Москва - «Третий Рим»
4)Заключение
5)Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 3.docx

— 22.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Донской Государственный Технический Университет»

(ДГТУ)

 

 

 

 

Реферат:

На тему:

Общественная мысль России(15-16 вв).

 

 

 

Выполнил:

Студент группы Ом12

Данилишин Р.И.

Проверил:

Черницын С.В

 

Ростов-на-Дону

2014г

План:

1)Введение.

2) Литературно-общественная мысль в период формирования новой государственности

3)Москва - «Третий Рим»

4)Заключение

5)Список литературы.

 

 

 

 

 

Цель работы: рассмотреть Общественную мысль России в 15-16 веках.

Задачи:

·проследить влияние литературных произведений на общественную мысль;

·выявить взаимодействие между литературой XIV-XVI вв. и влиянием на литературно-общественную мысль последующих веков.

 

 

 

 

 

 

Введение:

Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии давно привлекает внимание исследователей. Сюжеты о борьбе нестяжателей и иосифлян, о развитии ересей, о формировании учения «Москва – третий Рим», то есть о тех процессах, которые составляли основу эволюции русской общественной мысли XVI в., имеют богатую историографическую традицию.

Исследователи единодушно отмечают, что формирование политико-правовых ориентиров единого Русского государства было неразрывно связано с переосмыслением религиозных идей и принципов. Можно сказать, что становление государственной идеологии в XV – XVI вв. происходило параллельно с ростом творческого интереса к истории и догматике христианской религии. Причем особое значение в этом процессе приобрели сюжеты истории раннего (античного) христианства.

В изменившейся общественно-политической ситуации, связанной с завершением консолидации русских земель в единое государство, возникает потребность в обосновании процесса объединения под властью Москвы и статуса великокняжеской власти.

Одним из направлений формирования государственной идеологии в XVI в. становится стремление обосновать главенство Москвы не только над всеми русскими землями, но и над всем православным христианским миром. Восприятие русской истории и государственности как продолжения мировой христианской истории проявлялось еще в домонгольский период, причем практически во всех случаях материалом для таких рассуждений были сюжеты раннехристианской традиции.

 

Литературно-общественная мысль в период формирования новой государственности.

В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Изменяется вся система сюзеренно-вассальных отношений: бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов. К XV в. происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, жалуемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков и т.д. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Это привело к тщательной и подробной разработке проблем генеалогии, «родословцев» отдельных феодальных родов и семей.

Укрепляющееся служилое дворянство становится для великого князя (царя) опорой в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным (боярским, феодальным) и поместным (дворянским) типами землевладения.

Серьезной политической силой становится Церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва - «третий Рим», «православное царство», «царь - помазанник Божий»).

Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией (за земли, рабочие руки, против бесчинств и грабежей) и активно поддерживала политику централизации. Она формировала свои корпоративные органы (сотни), настаивала на освобождении от тяжелого обложения (тягла) и ликвидации привилегированных феодальных промыслов и торгов («белых слобод») в городах.

В складывающейся политической ситуации все три социальные силы - феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада - составили основу сословно-представительной системы правления».

 

 

Москва - «Третий Рим»

 

В начале XVI в. сложилась одна из важнейших доктрин русской (российской) государственности - «Москва - третий Рим». Она имела глубокие истоки. Уже в «Слове о законе и благодати» Иллариона Киевская Русь сравнивалась с Византийской империей, а князь Владимир - с императором Константином. После разделения христианства на православие и католицизм Константинополь стал именоваться «новым» или «вторым» Римом с подчеркиванием единства его политической и сакральной власти. После захвата Константинополя турками в 1453 г. идея о перемещении политического и духовного центра восточно-христианских стран и народов в Москву постепенно формируется в русском обществе в устойчивую концепцию. Свое зримое воплощение она нашла в женитьбе Ивана III на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора, и избрании в качестве государственного герба двуглавого орла - герба Восточной Римской империи. Идея Москвы как «нового града Константина» проступает во вступительной части «Изложения пасхалии» митрополита Зосимы (1492 г.) здесь впервые обозначились идея противопоставления Москвы Константинополю и идея о перемещении центра государственности и правой веры в Россию: «и будет перви последнии и последнии перви». Окончательно концепция была сформулирована в 20-30-х гг. XVI в. в посланиях старца Филофея. Концепцию о Москве как «Третьем Риме» он изложил в «Послании на звездочетцев». В полемическом послании Николаю Булеву, придворному врачу и астрологу Василия III, он объяснил падение Византии отступничеством греков, пытавшихся вступить в унию с католиками ради спасения своего отечества от турецкой опасности. Так пали оба Рима, а их роль перешла к Московскому царству как оплоту православия и центру политической независимости. Москва стала «Третьим Римом», а четвертому «не бывать».

Доктрина «Москва - Третий Рим» стала ответом на притязания папского престола, германских императоров и правителей некоторых других крупных государств, пытавшихся доказать свое политическое превосходство. К посланиям старца Филофея примыкает и «Сказание о князьях Владимирских» первой четверти XVI в.

 

 

 

 

Заключение

 
Литература - свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы, а главный из документов о действительности - летопись - служит для исследователей главной же опорой для датировки памятников.

Даты летописных сводов - важные вехи в истории литературы. С тех пор как история летописания стала включаться в историю русской литературы XI-XVI вв., стало возможным и историческое рассмотрение литературных памятников, во всяком случае, тех из них, которые в прямой или косвенной форме были связаны с летописанием.

«Средневековый историзм» русской литературы XI-XVII вв. находится в связи с другой важной ее чертой, сохранившейся в русской литературе вплоть до наших дней, - ее гражданственностью.

Призванный рассматривать действительность, следовать этой действительности и ее оценивать, русский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как служение родной стране. Русская литература всегда отличалась особой серьезностью, пыталась отвечать на основные вопросы жизни, звала к ее преобразованиям, обладала разнообразными, но всегда высокими идеалами. В своей критике действительности русские писатели нередко шли по торному пути мученичества. Подвигом была литературная деятельность для летописца XI в. Никона, вынужденного бежать от гнева князя Изяслава в далекую Тмуторокань. Подвигом она была и для Нестора. Сам князь Владимир Мономах наставляет русских князей не только в своей непосредственной политической деятельности, но и в своем литературном труде - знаменитом «Поучении к детям» и письме к князю Олегу Святославичу. Он покровительствует летописанию и агиографии. Большим общественным делом была литература и для некоего Василия в начале XII в., составившего обличительную повесть об ослеплении князьями Василька Теребовльского. В течение всего XII и XIII вв. идет длинный ряд произведений, то обличающих усобицы князей, то призывающих князей к крепкой обороне Русской земли, то оплакивающих поражения и осуждающих княжеские преступления.

Высокий патриотизм русской литературы тех же веков связан не только с гордостью за Русскую землю, но и со скорбью по поводу понесенных поражений или ее общественных недостатков, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.

Гражданский дух русской литературы оставляет глубокий след в XI-XVII вв.: тут произведения, призывающие к преобразованию всего строя русской жизни, Пересветова и Ермолая-Еразма; тут и наставительные произведения Максима Грека. Летопись и историческое повествование призывают к действенной защите Русской земли от ее врагов.

За перо берутся новгородские и московские еретики. Пишет сам царь и его противник - князь Курбский. В XVII веке литературная деятельность Аввакума и Епифания отмечена прямым мученичеством.

Все русские писатели, каждый по-своему, высоко исполняют свой писательский долг. Каждый из них в какой-то мере пророк-обличитель, а некоторые - просветители, распространители знаний, истолкователи действительности, деятельные и высоко патриотичные участники гражданской жизни в стране.

Это высокое призвание писателя сохраняется и в новое время. Литература движется чувством высокой общественной ответственности ее создателей. Она проникнута действенной любовью к родине. Это постоянная ее особенность на протяжении всего ее существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1)История России(VIII-XVIII века)-Алферова И.В

 

 


Информация о работе Общественная мысль России (15-16 вв)