Олигополия: виды, модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить особенности рыночной модели – олигополии.
Для поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- показать характеристики олигополии
- изучить поведение олигополистов
- выявить ценообразование в условиях олигополии
- рассмотреть олигополия и эффективность

Содержание

Глава 1. Понятие «олигополии» 3
Виды олигополии 6
Глава 2. Ценообразование в условиях олигополии. 8
Глава 2.1. Модель Курно 9
Глава 2.2.МОДЕЛЬ ШТАКЕЛЬБЕРГА 11
Глава 2.3. Ломаная кривая спроса. 12
Глава 2.4.Тайное соглашение о ценообразовании. 16
Глава 2.5.Лидерство в ценах. 19
Глава 2.6.Ценообразование по принципу «издержки плюс». 19
Глава2.7.Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий 22
Глава 3.Олигополия в России 25
3.1 Автомобильная промышленность 25
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Олигополия.doc

— 297.00 Кб (Скачать файл)

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, непродолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль.

 

Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.

Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.

Факторы, препятствующие ценовой координации:

  • вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
  • нестабильность отраслевого спроса;
  • технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
  • изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
  • крайняя дифференциация продукции;
  • частое изменение продукции;
  • появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

 

 

Неценовая конкуренция

Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения  новых покупателей.

Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.

Во-вторых, неценовые  преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.

К наиболее часто  используемым формам неценовой конкуренции  относят:

  • усиление дифференциации продукции;
  • рост качества обслуживания покупателей;
  • качество и технические характеристики самого изделия;
  • условия кредита;
  • стиль и дизайн;
  • долговременность использования и срок гарантии;
  • реклама и стимулирование сбыта;
  • расширение номенклатуры продукции.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Олигополия в России

К крупным олигополистам  в России можно отнести нефтяные компании «ЮКОС», «Лукойл» и «Газпром», которые в 2004 году вошли в список тысячи крупнейших корпораций мира. Но в нашей работы мы рассмотрим рынок автопрома.

3.1 Автомобильная промышленность  
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.  
Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2006 год объем производства вырос на 1,4%. Но по итогам первого квартала 2006 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2005 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2007 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль – был иномарка.  

Лидерство в ценах  
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию ли-дерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.

Легковые автомобили

19%

Грузовые автомобили

50%

Автобусы

31%




Доли ОАО “ГАЗ”  в различных сегментах российского  рынка по результатам 2006г .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проделанной  работы на тему: «Олигополистический  рынок» можно сделать следующие  выводы:

Во-первых – при олигополистической структуре рынка на нем существует несколько фирм с крупными рыночными долями, и если число фирм не превышает 8, немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, «олигополисты» используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

Во-вторых - в плотной  олигополии между фирмами может  произойти сговор, а т.к. все фирмы  в отрасли взаимосвязаны, то вероятность  сговора в таком виде олигополии велика, что и приводит к образованию  картеля.

В-третьих - большинство  образовавшихся картелей это очень неустойчивые структуры с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, с внутренней нестабильностью, и в большинстве случаев с нарушением антимонопольного законодательства. Существует слишком большой соблазн у других фирм, входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной выручки. Механизм ценообразования квотированном картеле целиком зависит от распределения квот между фирмами-участницами картеля, которые являются главной проблемой при установлении цены в картеле.

 

Список литературы

  1. Экономика. Учебник. Под ред. А.И. Архипова. – М.: Инфра-М, 1998.
  2. Экономика. Учебник. Под ред. А.С. Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1997.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах, М.: ЮРИСТ, 2004. – 431 с.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. В.Я. Иохин: Учебник для ВУЗов.–М.: Юристъ, 2000.- 861 с.
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / А.Я. Лившиц: курс лекций. М., Квадрат, 1991.
  7. Нуреев Р. М.Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд.,

изм. — М.: Норма, 2005. — 576 с.

  1. http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/oligopoly.html
  2. http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0074/

 

 


Информация о работе Олигополия: виды, модели