Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:45, реферат
Олигополия - весьма распространенный вид рынка. Для совершенной конкуренции и чистой монополии определение оптимальной стратегии поведения на рынке хорошо изучены, но в реальной жизни эти два рынка имеют незначительный вес в экономике из-за ряда допущений, далеких от реальности. На этих рынках отсутствуют все виды соперничества между экономическими агентами.
Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
1.1 Понятие и виды олигополии
1.2 Характерные признаки олигополии
1.3 Особенности олигополистического рынка
1.4 Реклама при олигополии
Раздел 2. Модели олигополистического поведения
2.1 Модель Курно
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые «войны»
2.3 Тайный сговор и картели
2.4 Лидерство в ценах
2.5 Ценовая накидка
2.6 Теория игр
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
1.1 Понятие и виды олигополии
1.2 Характерные признаки
1.3 Особенности
1.4 Реклама при олигополии
Раздел 2. Модели олигополистического поведения
2.1 Модель Курно
2.2 Ценовая конкуренция и ценовые «войны»
2.3 Тайный сговор и картели
2.4 Лидерство в ценах
2.5 Ценовая накидка
2.6 Теория игр
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Олигополия - весьма распространенный
вид рынка. Для совершенной конкуренции
и чистой монополии определение
оптимальной стратегии
Актуальность данной темы обусловлена
тем, что некоторые предприятия
в рыночных условиях идут на переговоры
с конкурирующими фирмами, договариваются
о способе работы, товарном ассортименте,
ценах, а некоторые обходят
Олигополия находится между
этими двумя рынками и
Целью настоящего исследования является изучение понятия олигополии, её характерных признаков и особенностей, а также рассмотрение основных моделей олигополистического поведения.
Раздел 1. Характеристика олигополии как рыночной структуры
1.1 Понятие и виды олигополии
Олигополия - это такая рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
По концентрации продавцов на одном
и том же рынке олигополии подразделяются
на плотные и разряженные. К плотным
олигополиям условно относят
такие отраслевые структуры, которые
на рынке представлены 2-8 продавцами.
Структуры рынка, которые включают
более 8 хозяйствующих объектов, относят
к разряженным олигополиям. Подобного
рода градация позволяет по-разному
оценивать поведение
Исходя из характера предлагаемой
продукции, олигополии можно подразделить
на ординарные и дифференцированные.
Ординарная олигополия связана с
производством и предложением стандартных
продуктов. Многие стандартные продукты
выпускаются в условиях олигополии
- это сталь, цветные металлы, строительные
материалы. Дифференцированные олигополии
формируются на основе выпуска продуктов
многообразного ассортимента. Они характерны
для тех отраслей, в которых
имеется возможность
Уровень плотности олигополистической
структуры рынка измеряется количеством
предприятий в той или иной
отрасли и их долей в совокупных
продажах отрасли в рамках национальной
экономики. Таким образом, варьируя
количеством предприятий можно
определить степень концентрации производства,
а, следовательно, и предложения
в исследуемой отрасли
Олигополия - это стандартная рыночная форма. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии (рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимодействие между которыми определяет объём производства в отрасли и рыночную цену?; верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции). В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение - доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40%. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Стабильность равновесия на дуополистическом рынке достигается тогда, когда цена оказывается равной предельным издержках (т.е. достигается конкурентное равновесие). В условиях дуополии фирмы конкурируют, понижая цену и увеличивая объём выпуска. Эта ситуация описана равновесием Бертрана.
Равновесие Штакельберга описывает дуополию с неравным распределением рыночной власти между фирмами, так что одна из них ведёт себя как лидер, а другая осуществляет стратегию приспособления.
Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой оптимальный объём производства, какой ожидает от неё другая фирма. Равновесие Курно возникает как точка пересечения кривых реагирования двух фирм.
Олигополистическая
Часто, фирмы устраивают сговор с
целью стабилизировать
В других случаях, конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, вызывая низкие цены и высокий выпуск. Это может привести рынок к состоянию, похожему на совершенную конкуренцию.
Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.
Следует отметить, что на каком бы уровне ни рассматривалась олигополия, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).
Ослаблению олигополии содействует
и импорт аналогичных товаров
или их заменителей. Оба эти фактора
могут способствовать формированию
более конкурентоспособных
Различают олигополию первого вида и олигополию второго вида.
- Чистая олигополия - фирмы предлагают однородные продукты. Цена на рынке единая.
- Дифференцированная по типу
продукта олигополия. Производство
разнообразной продукции
Олигополия первого вида, или чистая олигополия, наблюдается в отраслях с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Примером чистой олигополии могут служить нефтедобывающие предприятия.
Олигополия второго вида, или
дифференцированная олигополия, наблюдается,
когда несколько продавцов
Олигополии можно
1) Тайная олигополия. Возникает,
когда олигополисты
2) Доминировавшая олигополия - одна
из фирм-олигополистов
3) Монополистическая конкуренция.
Характерно, что ряд крупных фирм отрасли могут оказывать влияние на цену, благодаря относительно большим долям в общем объеме продукции отрасли. Эти фирмы обладают монопольной рыночной властью.
Однако фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость. Изменение цен и объемов продаж одной фирмы оказывает влияние на прибыли других фирм. Поэтому решения в области цен и объемов производства маркетинговой стратегии одной фирмы зависят от решений, которые принимаются в этой сфере друг ими производителями.
1.2 Характерные признаки олигополии
Как уже было сказано ранее, олигополия отражает такую рыночную ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено.
Первая характерная черта
Самый распространенный способ измерения степени концентрации производства состоит в определении доли четырех ведущих фирм в общем объеме производства или продаж продукции данной отрасли.
Типично олигополистическим является автомобильный рынок. В России 4 автомобильных завода производят подавляющую часть автомобилей; в США - 3 фирмы.
Олигополистическая ситуация может возникнуть в отраслях производящих как стандартизированный (сталь, алюминий), так и дифференцированный (автомобили, сигареты) продукты.
Вторая черта - высокие барьеры для вхождения в отрасль.
Они связаны с эффектом масштаба,
наличием патентов на технические открытия,
монопольным контролем над
Третья черта - всеобщая взаимозависимость.
Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.
Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска называется олигополистической взаимосвязью.
Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.
Олигополия является одним из наиболее
интересных и наименее предсказуемых
видов монополистической
Отличительными чертами
Фирма-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
То, что олигополия включает в себя
многообразие особых рыночных ситуаций,
существенно мешает выработке обобщенной
модели установления равновесия на рынке
и определения рыночной цены. Четко
проявляются две
1.3 Особенности олигополистического рынка
Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, заключается во всеобщей взаимозависимости поведения предприятий-продавцов. Предприятие-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем цены и количеством продукции, которое оно сможет по этой цене продать, зависит от поведения его соперников, которое в свою очередь зависит от принятого им решения.
Поэтому олигополист не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную.
Именно это, "незаданность" функции
спроса на продукцию олигополиста в
момент принятия им решения об уровне
цены и/или выпуска, и предопределяет
особенности рынка, имеющего олигопольное
строение. Олигополист должен, поэтому
сделать (или принять) некоторые
предположения о реакции своих
соперников на принимаемые им решения
и предпринимаемые действия, а
также и об обратном воздействии
реакции соперников на результаты своих
решений. Таким образом, общая взаимозависимость
предприятий-олигополистов
Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.
Информация о работе Олигополия как современная рыночная структура