Операционные риски в безналичных расчётах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы заключается в анализе методики управления операционными рисками на современном этапе.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать существующее понятие риска;
2. Определить сущность управления операционными рисками в безналичных расчетах;
3. Рассмотреть и проанализировать пути совершенствования технологии безналичных расчетов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач конец.docx

— 75.71 Кб (Скачать файл)

Наибольшее распространение в России аккредитивы получили при расчетах по импорту и экспорту. В этих случаях аккредитивные операции регулируются Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, которые периодически пересматриваются. Аккредитивная форма расчетов является наиболее сложной и трудоемкой. Банки взимают высокую комиссию за выполнение аккредитивных операций: открытие, подтверждение, проверку документов, подтверждающих выполнение продавцом условий аккредитивов, совершение платежа. Банковский продукт при совершении расчетных технологий с использованием аккредитивов включает и другие операции, позволяющие нейтрализовать и сгладить недостатки этой формы расчетов, связанные с замедлением оборачиваемости средств в расчетных чеках.1 К ним относятся:

  • Наличие корреспондентских отношений и надежной телекоммуникационной связи;
  • Предоставление межбанковских кредитов в счет открытых кредитных линий;
  • Возможность использования непокрытых аккредитивов (без предварительного депонирования средств);
  • Предоставление права исполняющему банку списывать суммы по аккредитивам с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента;
  • Включение в расчетные технологии элементов банковской гарантии.

 

 

1.4 Основные способы  управления операционными рисками

 

В целях предотвращения подобных рисков во всех, даже самых небольших банках имеется организационная схема, отражающая распределение ответственности и полномочий. В ней должно быть сформулированы служебные обязанности каждого сотрудника, участвующего в оформлении цепочки расчетных технологий. Каждая должность должна быть описана с указанием требуемых для нее качеств и квалификации. Вопрос о появлении самостоятельной должности менеджера по расчетам и его подчиненности определяется отношением высшего руководства банка к работе данного специалиста. Менеджер по расчетам – не бухгалтер; он, без сомнения, должен иметь основные знания по бухгалтерскому учету, знать, как функционирует операционный отдел, бэк - офис, бухгалтерия банка. Однако поставить его под контроль бухгалтера или поручить его функции бухгалтеру – значит недооценивать важность этого участка работы в банке.1

Замечания и рекомендации менеджера по расчетам по оформлению документов, организации документооборота, контролю и способам платежа должны обязательно учитываться.

Низкое качество организации расчетов может привести к оттоку клиентов из банка и снижению доходов. Бесконтрольные расчеты могут внести хаос в структуру ликвидности. Важное значение для эффективного менеджмента имеет качественная и оперативная информация о состоянии расчетных технологий в банке. Отчеты для менеджеров по безналичным расчетам распадаются на две категории: способствующие принятию решений и позволяющие отслеживать результаты принятых решений.

Обе категории отчетности должны точно отражать текущую ситуацию и быть максимально своевременными и оперативными, дополняя бухгалтерскую отчетность.1

1.5 Классификация  операционных рисков

 

Риск персонала — риск потерь, связанный с ошибками и противоправными действиями работников Банка, их недостаточной квалификацией, излишней загруженностью, нерациональной организацией труда в Банке.

Риск процесса — риск потерь, связанный с ошибками в процессах проведения операций и расчётов по ним, их учёта, отчётности, ценообразования.

Риск систем — риск потерь, обусловленных несовершенством используемых в Банке технологий — недостаточной ёмкостью систем, их неадекватностью по отношению к проводимым операциям, грубости методов обработки данных, или низкого качества, или неадекватности используемых данных.

Риски внешней среды — риски потерь, связанные с изменениями в среде, в которой функционирует Банк — изменения в законодательстве, политике, экономике, а также риски внешнего физического вмешательства в деятельность организации.2

 

1.6 Пути совершенствования  технологии безналичных расчетов

 

Важной особенностью современной системы безналичных расчетов является автоматизация процессов прохождения документов на разных стадиях обработки. Автоматизирован учет и контроль, поступающих для дальнейшей обработки документов. Автоматизирован и сам процесс проводки платежей по счетам.

Скорейшая автоматизация системы безналичных расчетов имеет колоссальное значение для упорядочивания банковского документооборота, обеспечит сокращение сроков платежей.

Несмотря на установление унифицированных сроков обработки и прохождения финансовых документов в банках и расчетно-кассовых центрах и введение штрафов за необоснованные задержки расчетов, это не улучшает состояние расчетов.

В современных условиях существует ряд проблем организации безналичных расчетов.

К числу технических проблем относятся следующие. Не все РКЦ заменили устаревшую технику обработки информации на современную аппаратную платформу с соответствующим программным обеспечением.

Методологические проблемы состоят в том, что существуют расхождения во времени обработки межрегиональных платежей в различных центрах, учитывая наличие 11 часовых поясов в России. В связи с этим возникает проблема скорости совершения платежей.

Одной из важных проблем является очередность платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка.

Для решения этих проблем необходимо проведение мероприятий, направленных на внедрение современных технологий обработки и передачи информации. Это позволит обеспечить надежное, бесперебойное и качественное обслуживание всех участников расчетов. Необходимо техническое переоснащение РКЦ на базе персональных компьютеров, осуществление электронных расчетов между клиентами банков и банками.1

Основные цели их внедрения – экономия издержек кредитно-денежного обращения и повышение качества банковского обслуживания.

Банки, активно овладевая передовой технологией, стремятся перенять международный опыт расчетов, который показывает, что работа по компьютеризации банковской деятельности должна вести к созданию на базе электронных средств новых форм и методов обработки передачи, хранения и контроля информации, обеспечения ее безопасности и обязательно иметь своей целью полный переход к «безбумажной технологии». Общемировая же тенденция в этой области - вытеснение из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков.

Политика Банка России в сфере совершенствования безналичных расчетов и платежей, в основном отвечает процессам, происходящим в российской экономике.

В современных условиях самыми перспективными формами расчетов является аккредитивная форма и расчеты с помощью пластиковых карточек.

В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Расчеты с помощью аккредитива позволяют предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы.

Развитие электронной техники позволило широко использовать безналичные расчеты в форме пластиковых карточек, содержащих зашифрованную информацию. Это значительно облегчает взаиморасчеты и освобождает человека от необходимости носить с собой крупные суммы денег. Таким образом, главной целью в настоящее время является постепенный переход от большого количества наличных денег на безналичные расчеты.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАЦИОННЫХ РИСКОВ В БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ

 

2.1 Порядок заполнения  платежного поручения

 

Установленные правила (инструкции) заполнения платежного поручения следующие:1

  • В поле (1) указывается название документа – платежное поручение.
  • В поле (2) указывается форма платежного поручения – 401060
  • В поле (3) указывается номер платежного поручения цифрами
  • В поле "Дата" (4) указывается дата составления и оформления.
  • В поле "Вид платежа" (5) в платежных поручениях, представляемых на бумажных носителях для осуществления расчетов электронным способом, в этом поле проставляется "электронно".
  • В поле "Сумма прописью" (6) указывается - с начала строки и с заглавной буквы сумма платежа прописью в рублях, при этом слово "рубль" ("рублей", "рубля") не сокращается, копейки указываются цифрами.
  • В поле "Сумма" (7) указывается сумма платежа цифрами, рубли отделяются от копеек знаком тире "-".
  • В поле "Плательщик" (8 ) указывается наименование плательщика.
  • В поле "Счет N" (9) проставляется номер лицевого счета плательщика.
  • В поле "Банк плательщика" (10) указываются наименование и местонахождение кредитной организации, филиала кредитной организации или учреждения Банка России, чей БИК указан в поле "БИК" банка плательщика.
  • В поле «БИК» (11) проставляется банковский идентификационный код (БИК) банка плательщика.
  • В поле "Счет N" (12) проставляется номер счета банка плательщика.
  • В поле "Банк получателя" (13) указываются наименование и место-нахождение кредитной организации, чей БИК указан в поле "БИК" банка получателя.
  • В поле "БИК" (14) указывается банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.
  • В поле "Счет N" (15) проставляется номер счета банка получателя
  • В поле "Получатель" (16) указывается наименование получателя.
  • В поле "Счет N" (17) проставляется номер лицевого счета получателя в кредитной организации.
  • В поле "Вид оп." (18) (вид операции) проставляется шифр (01). В платежном поручении всегда проставляется шифр (01), так как каждому платежному документу присвоен свой шифр. 
  • Поле "Срок плат." (19) (срок платежа), не заполняется до специальных указаний Банка России.
  • Поле “Наз. пл.” (20) (назначение платежа кодовое) - не заполняется до указаний Банка России.
  • В поле “Очер. плат.” (21) (очередность платежа) проставляется очередность платежа в соответствии с законодательством и нормативными актами Банка России.
  • Поле “Код” (22) не заполняется до указаний Банка России.
  • Поле “Рез. поле” (23) резервное поле. Заполняется в случаях, установленных нормативными актами Банка России.
  • В поле "Назначение платежа" (24) указывается назначение платежа, наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров и другая необходимая информация.
  • В полях "М.П." (43) (место для печати) и "Подписи" (44) плательщиком проставляются оттиск печати и подписи лиц, имеющих право подписи расчетных документов.
  • В поле “Отметки банка плательщика” (45) проставляются штамп (штампы) кредитной организации, дата и подпись ответственного исполнителя.
  • В поле “Поступ. в банк плат.” (62) (Поступило в банк плательщика) указывается дата поступления платежного поручения в банк плательщика.
  • В поле “Списано со сч. плат.” (71) (Списано со счета плательщика) указывается дата списания денежных средств со счета плательщика.
  • В поле “ИНН” (60) указывается ИНН плательщика.
  • В поле “ИНН” (61) указывается ИНН получателя.
  • (101)-(110) Данные поля заполняются при перечислении различных налогов и сборов.

 

2.2 Порядок заполнения  платежного требования

 

Платёжное требование1  — это документ, содержащий требование кредитора к должнику об уплате определённой денежной суммы долга.

Платежное требование формируется кредитором  для обслуживающего банка. Посредством образца платежного требования кредитор отдает распоряжение обслуживающему его банку востребовать сумму задолженности с банка должника.

Бланк платежного требования имеет форму № 0401061 по ОКУД и содержит, кроме реквизитов, указываемых в платежном поручении, такие реквизиты, как:

  • условия оплаты;
  • срок для акцепта;
  • дата вручения плательщику предусмотренных документов;
  • наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг);
  • номер и дата договора;
  • номера документов, подтверждающих поставку товара;
  • дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • способ поставки и другие реквизиты.

Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с предварительным акцептом плательщика или в безакцептном (бесспорном) порядке. Акцепт – это есть согласие должника удовлетворить платежное требование, то есть перечислить поставщику предусмотренную договором сумму.

 

2.3 Порядок заполнения  инкассового поручения

 

Инкассовое поручение составляется на бланке формы № 0401071 по ОКУД. Ниже приведены правила заполнения полей формы платежного требования:1

  • Номер инкассового поручения (N). Указывается номер инкассового поручения цифрами.
  • Дата. Дата составления инкассового поручения.
  • Вид платежа. Заполняется после указаний Банка России.
  • Сумма прописью. 
  • Сумма. Указывается сумма платежа цифрами, рубли отделяются от копеек знаком тире "-".
  • Плательщик. Указывается наименование плательщика средств.
  • Номер счета плательщика (Сч. N). Проставляется номер лицевого счета плательщика в кредитной организации.
  • Банк плательщика. Указываются наименование и местонахождение кредитной организации, чей БИК указан в поле "БИК" банка плательщика.
  • Банковский идентификационный код (БИК) банка плательщика. 
  • Номер счета банка плательщика (Сч. N). Проставляется номер корреспондентского счета (субсчета).
  • Банка получателя. Указываются наименование и местонахождение кредитной организации, чей БИК указан в поле "БИК" банка получателя.
  • Банковский идентификационный код (БИК) банка получателя.
  • Номер счета банка получателя (Сч. N). 
  • Получатель. Указывается наименование получателя средств.
  • Номер счета получателя (Сч. N). 
  • Вид операции (Вид оп.). Проставляется шифр (06) согласно правилам ведения бухгалтерского учета в Банке России или правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях.
  • Назначение платежа кодовое (Наз. пл.). Не заполняется до указаний Банка России .
  • Очередность платежа (Очер. плат.). Проставляется очередность платежа в соответствии с законодательством и актами Банка России.
  • Код. Не заполняется до указаний Банка России.
  • Резервное поле (Рез. поле). Не заполняется до указаний Банка России.
  • Назначение платежа. Указываются наименование взыскания, номер, дата принятия и статья закона, наименование органа, вынесшего решение о взыскании, наименование, номер и дата документа, на основании которого производится взыскание, или номер, дата и пункт договора, предусматривающего право бесспорного списания .
  • Отметки банка плательщика. Проставляются штамп (штампы) кредитной организации.
  • Место для печати получателя (взыскателя) (М.П.). 
  • Подписи. Подписи получателя (взыскателя).
  • Отметки банка получателя. Проставляются штамп (штампы) кредитной организации.
  • Поступило в банк плательщика (Поступ. в банк плат.). Указывается дата поступления инкассового поручения в банк плательщика по правилам, установленным для поля "Дата".
  • Дата помещения в картотеку. Указывается дата по правилам, установленным для поля "Дата", помещения инкассового поручения в картотеку не оплаченных в срок расчетных документов.
  • Номер частичного платежа (N ч. плат.). Проставляется порядковый номер частичного платежа.
  • Номер платежного ордера (N плат. ордера). Заполняется, если по инкассовому поручению производилась частичная оплата.
  • Дата платежного ордера (Дата плат. ордера).
  • Сумма частичного платежа. Указывается сумма частичного платежа цифрами, если по инкассовому поручению производилась частичная оплата .
  • Сумма остатка платежа. 
  • Подпись. Проставляется подпись ответственного исполнителя кредитной организации.
  • Списано со счета плательщика (Списано со сч. плат.). Указывается дата списания денежных средств со счета плательщика по правилам, установленным для поля "Дата".
  • ИНН плательщика. Указывается присвоенный ИНН плательщика.
  • ИНН получателя. Указывается ИНН получателя, если он присвоен.

Информация о работе Операционные риски в безналичных расчётах