Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:20, реферат
Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика страны…………………………………………….4
2. Система государственных органов…………………………………………5
3. Доля государственного сектора в экономике……………………………...7
4. Антикризисная политика государства……………………………………..9
5. Антимонопольная политика…………………………………………….....11
6. Особенности налоговой политики………………………………………...13
7. Денежно-кредитное регулирование…………………………………….....15
8. Промышленная и аграрная политика…………………………………...…17
9. Социальная политика………………………………………………..……..19
10. Политика государства на рынке труда………………………………..…..21
11. Место страны в международном разделении труда……………………...23
12. Региональная политика государства…………………………………..…..25
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………….....28
Государственный сектор формирует особую сферу отношений в рыночной экономике, связанную с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями и организациями, а также корпоративных прав государства, которые определяют ее участие в корпоративных организациях. С институциональной точки зрения государственный сектор является совокупностью предприятий, организаций, учреждений, которые находятся в государственной собственности и управляются государственными органами или назначенными ими уполномоченными .
Доля государственного сектора в экономике - один из ключевых макроэкономических показателей. Считается, что частный бизнес является более эффективным, следовательно, чем больше его доля, тем лучше перспективы экономики страны.
Государственное предпринимательство - организационно-хозяйственная деятельность, порядок создания государством собственных предприятий, планирования и управления различными формами государственных предприятий.
Государственное предпринимательство включает в себя механизм национализации и денационализации предприятий, порядок создания государством собственных предприятий, планирования и управления различными формами государственных предприятий и др.
Государственный сектор пока остается главным в Украине. Его удельный вес в общем объеме промышленного производства составляет около 90%. По прогнозам, в экономике Украины, особенно в промышленности, долгое время будут существовать два сектора, даже тогда, когда большая, по сегодняшней терминологии, приватизация будет успешно осуществляться.
Управление государственным сектором экономики в Украине в настоящее время базируется на принципах восстановления отраслевого управления с одновременным сокращением количества министерств, запретом административного вмешательства в оперативную деятельность предприятий. Взаимоотношения с руководителями государственных предприятий регламентируются контрактом с ними. Назначение директоров основном осуществляют министерства по согласованию с местными органами управления; часть из них утверждается местными органами управления, контролирующих финансовые результаты деятельности предприятий. В то же время принимаются меры по разгосударствлению предприятий, превращение их в открытые акционерные общества. Управление ими осуществляется государством через своих представителей в доверенных обществах и наблюдательных советах.
Министерства и другие подведомственные Кабинету Министров Украины органы государственной исполнительной власти принимают решения о создании, реорганизации, ликвидации предприятий, учреждений и организаций, основанных на общегосударственной собственности, утверждают уставы предприятий, заключают и расторгают контракты с руководителями предприятий.
Вместе с тем не допускается их прямое вмешательство в хозяйственную деятельность предприятий, которое находится в общегосударственной собственности. Предприятиям, в общегосударственной собственности, запрещено передавать бесплатно закрепленное за ними имущество другим предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам. Общие принципы и методические материалы, связанные с управлением имуществом, находящимся в общегосударственной собственности, разрабатывает Министерство экономики Украины.
После небольшого роста доли госсектора в экономике в разгар кризиса по итогам 2010 года этот показатель опять снизился, исключением стала лишь сфера транспорта и связи, где влияние государства увеличилось благодаря активизации работы морских портов.
В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) сообщили, что за 2010 год доля государственных компаний в экономике снизилась с 9,5% до 9,2%.
Эти данные учитывают количество штатных сотрудников, объем реализованной продукции, а также ряд финансовых показателей, в том числе чистую прибыль, стоимость оборотных средств и нематериальных активов.
Снижение доли госсектора отмечено почти во всех отраслях. Так, в добывающей промышленности она сократилась с 20,9% до 15,7%, в обрабатывающей – с 6,3% до 5,6%, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – с 22% до 20,7%. Наименьшая госдоля в финансовом (0,8%) и торговом (0,7%) секторах.
Исключением стала сфера транспорта и связи, доля госпредприятий в котором выросла с 25% до 35,6%, что поясняется активизацией работы украинских морских портов. По данным Госслужбы морского и речного транспорта, объем переработки контейнеров в Ильичевском, Одесском и Мариупольском портах в 2010 году увеличился на 27,6%.
Большинство предприятий, относящихся к государственному сектору экономики, функционирует крайне неэффективно, что время от времени ставит на повестку дня вопрос о приватизации государственных монополий в сферах транспорта, связи, энергетики. Однако, Украина как страна с высоким уровнем дифференциации регионального развития и достаточно высоким уровнем монополизации экономики частным капиталом может оказаться неустойчивой в период глобальных кризисных изменений, а ее экономика – неуправляемой. Иными словами, сохранение в собственности государства основных монополий, обеспечивающих поддержку интегративных свойств экономики как системы, является задачей экономической безопасности страны. При этом мировой финансово-экономический кризис определил задачу повышения эффективности функционирования экономических субъектов как приоритетную, актуальную в том числе для государственного сектора экономики.
4. Антикризисная политика государства
Антикризисная политика государства – это такой вид управления, при котором развиты механизмы предвидения и мониторинга кризиса, анализа его природы, вероятности, признаков, применения методов снижения отрицательных последствий кризиса и использования его результатов для будущего более устойчивого развития.
Возможность внедрения антикризисной политики государства связана с искусством выхода из критических ситуаций, деятельностью человека, который может искать и выбирать оптимальные пути выхода из кризисных ситуаций, мобилизовываться на выход из наиболее тяжелых и опасных ситуаций, использовать прошлый тысячелетний опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к проблемным ситуациям. Также возможность антикризисной политики определяется знанием циклического характера развития социально-экономических систем, что позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Сущность антикризисной политики государства определяют следующие характеристики:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться; кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует иных методов, опыта и искусства, специальных знаний;
кризисами можно управлять;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Главной целью антикризисной политики государства является преодоление системного кризиса и дальнейшее его предотвращения.
Глобальный финансовый кризис сильно поразил Украину. В конце сентября 2008 года глобальная ликвидность заморозилась, а Украина была полностью исключена из мировой финансовой системы.
Ряд отраслей промышленности — строительство, металлургия, добывающая промышленность и машиностроение — испытали мгновенное падение производства почти наполовину. Только сельскому хозяйству удалось избежать кризиса. Украина очутилась среди стран мира, наиболее остро пораженных кризисом.
Украина пострадала столь сильно из-за ряда специфических причин. Основной проблемой была политика Украины относительно обменного курса. Страна годами поддерживала фиксированный обменный курс американского доллара. Поэтому приток валюты приводил к избыточному росту денежной массы, следствием чего была инфляция. Украина имела инфляцию на уровне свыше 10 процентов с 2004 года, а в мае 2008 г. инфляция достигла пика в 31 процент за год. В итоге Украина потеряла рынки — импорт рос быстрее, чем экспорт, а дефицит текущего счета вырос до 7 процентов ВВП в 2008 году.
Украина спешно заключила свою стабилизационную программу с МВФ в октябре 2008 года и это было очень правильно, потому что кризис был ужасным. начала МВФ выдвинул свое стандартное требование относительно сбалансированности государственного бюджета, но через некоторое время ослабил это требование и согласился на дефицит консолидированного государственного бюджета на уровне 6% ВВП в 2009 году. Вторым требованием МВФ было наличие реалистичного обменного курса, что означало, что обменный курс будет плавать и гривня таким образом обесценится. Фактически Национальный банк Украины (НБУ) так и сделал в ноябре. Третьим ключевым условием была реструктуризация банковской системы и рекапитализация банков. В свою очередь МВФ обещал предоставить очень большую сумму финансирования в 16.4 млрд. долларов США на протяжении двух лет под очень низкий процент, при этом большинство средств должно быть предоставлено в начале финансирования.
Таким образом Украина смогла удержаться на плаву в 2009 году, невзирая на кризис, в результате которого выросли потребности в расходах государственного бюджета и сократились доходы бюджета.
Пути для преодоления кризисных явлений в Украине
Антикризисная политика вывела Украину на специфический путь и строго ограничила ее возможности на следующие несколько лет. Украина просто имеет меньше возможностей выбора, чем это было до кризиса. Ради достижения успеха ее политические лидеры должны учитывать эти ограничения.
Политика обменного курса. Украина не должна снова привязывать свой обменный курс. Единственным разумным режимом обменного курса для Украины представляется инфляционное таргетирование, то есть обменный курс должен плавать, а монетарная политика быть направленной на удержание низкого и стабильного уровня инфляции.
Государственные расходы. В несколько ближайших лет государственные финансы Украины будут находиться под огромным давлением, и государственные расходы будут строго ограничены. Еще много лет рост государственных расходов будет невозможным. Напротив, это время для того, чтобы рационализировать государственные расходы, но при этом следует избегать ситуативных, внезапных сокращений после завершения острой фазы кризиса.
Государственные доходы. Так же, как будут ограничены и рационализированы государственные расходы, должны быть сужены и рационализированы поступления от налогов. Большие лазейки в налоговой системе нужно закрыть, а процесс сбора налогов сделать более целенаправленным.
Международное финансирование. В следующие несколько лет Украина будет иметь очень ограниченный доступ к международным финансовым рынкам. Наиболее значимым доступным финансированием будет финансирование со стороны правительств (международные финансовые организации и правительства иностранных государств), а также прямые иностранные инвестиции.
Реструктуризация и национализация банков. Финансовый кризис заставил Украину осуществить глубокую реструктуризацию банков. Власть не должна останавливаться на полдороге, она должна воспользоваться возможностью очистить банковскую систему от негодной практики и банков, которые не отвечают стандартам.
Регуляция и государственная помощь. Кризис требует ситуативных мероприятий. Определенные отрасли промышленности получили дискреционную государственную поддержку, например, более низкие цены на газ для заводов по производству минеральных удобрений или прямые субсидии. Было усилено валютное регулирование. Эти временные чрезвычайные меры должны быть прекращены при первой возможности.
5. Антимонопольная политика
Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.
Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Кроме того, конкурентные правила должны применяться таким образом, чтобы стимулировать как повышение благосостояния потребителей, так и эффективное распределение ресурсов с ограниченным доступом, а также оказывать содействие экономическому росту государства в целом, решению социальных, экологических и других проблем.
Исследуя антимонопольную политику Украины, необходимо подчеркнуть, что в стране эта политика направлена не против крупных производств, а против монополистических тенденций, против искусственного ограничения конкуренции.
Обеспечением государственной защиты экономической конкуренции занимается антимонопольный комитет Украины. Антимонопольный комитет Украины является государственным органом со специальным статусом, целью деятельности которого является обеспечение государственной защиты конкуренции в предпринимательской деятельности.
Антимонопольный комитет Украины осуществляет свою деятельность на основе актов законодательства о защите экономической конкуренции, из которых основными являются законы Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины» и «О защите от недобросовестной конкуренции».
Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Украине