Опыт государственного регулирования экономики в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:20, реферат

Краткое описание

Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика страны…………………………………………….4
2. Система государственных органов…………………………………………5
3. Доля государственного сектора в экономике……………………………...7
4. Антикризисная политика государства……………………………………..9
5. Антимонопольная политика…………………………………………….....11
6. Особенности налоговой политики………………………………………...13
7. Денежно-кредитное регулирование…………………………………….....15
8. Промышленная и аграрная политика…………………………………...…17
9. Социальная политика………………………………………………..……..19
10. Политика государства на рынке труда………………………………..…..21
11. Место страны в международном разделении труда……………………...23
12. Региональная политика государства…………………………………..…..25

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованных источников……………………………………….....28

Вложенные файлы: 1 файл

ГРЭ.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

    Основной задачей Антимонопольного комитета Украины является участие в формировании и реализации конкурентной политики Украины, которое осуществляется по следующим направлениям:

      осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, предотвращение, обнаружение и прекращение нарушений законодательства о защите экономической конкуренции;

      контроль за концентрацией и согласованными действиями субъектов хозяйствования;

      контроль за регулированием цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий;

      содействие развитию добросовестной конкуренции (включает в себя, в частности: взаимодействие с другими государственными органами, объединениями субъектов хозяйствования и общественными организациями в части обеспечения защиты и развития конкуренции; участие в нормативной  деятельности как по усовершенствованию законодательства о защите экономической конкуренции, так и по принятию, изменению или отмене других нормативно-правовых актов или отдельных их положений, которые влияют на состояние конкуренции в стране; международное сотрудничество по вопросам, которые относятся к компетенции Антимонопольного комитета Украины);

      методическое обеспечение применения законодательства о защите экономической конкуренции (состоит из обобщения и анализа практики применения законодательства о защите экономической конкуренции, осуществления официального толкования собственных нормативно-правовых актов и предоставления рекомендательных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции).

    На сегодняшний день антимонопольная политика в целом в Украине направлена не против монополий, а против злоупотребления монопольным положением на рынке. Основная задача антимонопольной политики Украины не в защите интересов отдельных конкурирующих предприятий, а в предостережении ухудшения условий конкуренции. Следовательно, вопрос ограничения монополизма, поддержки и развития экономической конкуренции должны быть и в дальнейшим важнейшим элементом экономической политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Особенности налоговой политики

 

   Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

   Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период.

   Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

   В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.

    Однако спад производства и углубление кризиса платежей на фоне попыток развертывания механизмов рыночной саморегуляции требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

   Основной целью реформирования системы налогообложения является не изменение ее как таковой, а содействие стабилизации материального производства, повышения его эффективности и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей. Система налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное использование и оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода.

    Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие мероприятия в области налогообложения:

1)     содействие принятию “налогового кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени на различные категории плательщиков с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам налогов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;

2)     снижение налогового бремени путем постепенного снижения ставки по налога на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

3)     совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства;

4)     отмена картотеки и закрепление права налогоплательщиков самостоятельно распоряжаться собственными средствами.

   Реализация налоговой политики в Украине на современном этапе имеет исключительное значение. Во-первых, она должна обеспечить эффективное функционирование экономики государства, создав в Украине стабильную налоговую систему, которая давала бы возможность государству получать своевременно и в полном объеме поступления всех надлежащих платежей в бюджеты всех уровней. Во-вторых, благодаря реализации налоговой политики должны быть обеспечены справедливый подход ко всем категориям плательщиков налогов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение всех препятствий для развития их хозяйственной деятельности, а также создание условий для последующей интеграции Украины в мировое содружество.

   Государство должно обеспечить налогоплательщикам такие условия, при которых они будут доверять ему и добровольно будут платить установленные законодательством налоги, сборы и обязательные платежи, а государственная налоговая служба должна стать высокопрофессиональной, информационно-развитой и максимально автоматизированной службой, которой будет доверять общество. Государство должно достичь максимального уменьшения влияния человеческого фактора на принятие решений, минимального вмешательства работников государственной налоговой службы в хозяйственную деятельность субъектов ведения хозяйства, создать и внедрить современные информационно-аналитические системы, обеспечить инструктаж налогоплательщиков, прозрачные формы и методы их обслуживания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.      Денежно-кредитное регулирование

 

   Денежно-кредитное регулирование экономики Украины осуществляется как административными (различного рода запреты и ограничения на осуществление отдельного рода операций с национальной и иностранной валютой), так и рыночными методами денежно-кредитного регулирования.

   Помимо денежно-кредитного регулирования экономики, как административными, так и рыночными методами, в каждой стране, в том числе и в Украине, используется и государственное регулирование в виде различных государственных законов и постановлений, например, таких как Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «О НБУ» и др.

   Государственное регулирование в отличие от денежно-кредитного регулирования менее гибкое, политизированное, может лоббироваться отдельными структурами и требует длительного промежутка времени для принятия какого-либо Закона, Декрета или Постановления.

   Денежно-кредитное регулирование осуществляется, прежде всего, с установления порядка в режиме текущих счетов клиентов банков, открываемых как в национальной так и в иностранной валюте, в установлении правил выполнения безналичных расчетов, в введении ряда валютных ограничений, влияющих на вид валюты (свободно-используемая, частично-используемая или замкнутая) и порядок ее обмена на другие валюты, в установлении режима валютного курса. При этом денежно-кредитное регулирование экономики страны осуществляется с помощью прямых и косвенных инструментов денежно-кредитного регулирования, среди которых, прежде всего, следует назвать операции на открытом рынке, учетную ставку НБУ и норму обязательного резервирования.

   Денежно-кредитная политика является важнейшей составной общей экономической политики государства. Формирование основ и принципов денежно-кредитной политики государства происходит из времени создания Национального банка Украины. Относительно изменений в экономической политике и банковской системе Украины существенно изменились не только методы, а и инструменты реализации денежно-кредитной политики, усовершенствуются при этом денежно-кредитные, открытый, межбанковский рынки, условия использования соответствующих инструментов и т.п.. Однако в связи с динамическими изменениями в экономике, в финансово-кредитной сфере и банковской системе существует настоятельная потребность усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики, оперативного решения проблем сбалансирование денежного рынка, отладка надлежащего контроля за соблюдением коммерческими банками регулирующих нормативов, рефинансирование банков, осуществление надзорных функций и т.п.

   Применение того ли другого инструмента регулирования денежно-кредитного рынка (проведение денежно-кредитной политики) зависит от исторических традиций использования финансовых инструментов в государстве, развитости рыночных отношений, наличия банковско-финансовых учреждений, общегосударственного состояния экономики, урегулирования вопросов фискальной политики и т.д.

    В Украине институциональная основа для проведения денежно-кредитной политики появилась с созданием суверенной банковской системы и национального денежно-кредитного рынка, оформлением деятельности Национального банка Украины в этой сфере соответствующим документом: "Основные направления (ориентиры) денежно-кредитной политики и проведения реформы денежной системы Украины". Национальным банком Украины проведена значительная работа относительно разработки, внедрение и использование разных методов и инструментов денежно-кредитной политики.

   Обеспечение стабильности национальной валюты возможно при условии стабильного функционирования банковской системы. С целью достижения стабильности банковской системы необходимо осуществление дополнительных мер, направленных на повышение платежеспособности и надежности работы банковской системы (повышение уровня капитализации банков, эффективное использование системы раннего реагирования на функциональные проблемы банков), что может уменьшить риск банковской деятельности, обеспечить стратегию работы Нацбанка государства с проблемными коммерческими банками и т.п..

    Основными монетарными инструментами регулирования денежно-кредитного рынка, которые Национальный банк Украины может использовать, управляя денежно-кредитным рынком, должны быть:

- нормативы обязательного резервирования средства банковской системой;

- учетная ставка Национального банка Украины (уровень учетной ставки должен быть положительной относительно инфляции);

- депозитные сертификаты Национального банка Украины;

- операции на валютному и на открытому рынках;

- рефинансирование коммерческих банков через операции прямого и обратного РЕПО с коммерческими банками;

- ломбардное кредитование.

   Таким образом, можно сделать вывод, что использование методов и инструментов денежно-кредитной политики может оказывать содействие дальнейшему сбалансированию денежно-кредитного рынка, отладке действенного контроля за деятельностью коммерческих банков, а также укреплению финансово-кредитной и банковского систем государства в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Промышленная и аграрная политика

 

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Украине