Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:20, реферат
Мировой опыт свидетельствует о повышении роли государства в функционировании национальной экономики стран, особенно в период преодоления кризисных явлений. Именно государство выступает гарантом обеспечения существования свободы конкуренции и развития рыночных отношений. Закономерности функционирования рыночного механизма вызывают ряд негативных внешних эффектов, которые прежде всего разрушают сам рыночный механизм и конкурентную среду.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Краткая характеристика страны…………………………………………….4
2. Система государственных органов…………………………………………5
3. Доля государственного сектора в экономике……………………………...7
4. Антикризисная политика государства……………………………………..9
5. Антимонопольная политика…………………………………………….....11
6. Особенности налоговой политики………………………………………...13
7. Денежно-кредитное регулирование…………………………………….....15
8. Промышленная и аграрная политика…………………………………...…17
9. Социальная политика………………………………………………..……..19
10. Политика государства на рынке труда………………………………..…..21
11. Место страны в международном разделении труда……………………...23
12. Региональная политика государства…………………………………..…..25
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованных источников……………………………………….....28
Государственная промышленная политика (ГПП) в широком смысле включает все действия государства в области налоговой, ценовой, кредитной, дотационной и внешнеэкономической политики, мероприятия по формированию отношения собственности, совершенствованию нормативно-законодательной базы производства и т.д., оказывающие влияние на развитие национальной промышленности.
Основу ГПП составляют:
- стратегия индустриального развития с учетом общих закономерностей НТП;
- состояние производственной базы страны;
- тенденция изменения мировой хозяйственной конъюнктуры.
Концепция ГПП Украины была утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 29.02.1996 года №272. Концепция определяет ГПП Украины как деятельность правительства, направленную на сохранение и развитие отечественных товаропроизводителей в отраслях и производствах, которые обеспечивают жизненные интересы страны.
Целью ГПП является:
- приостановка спада производства;
- обеспечение модернизации структурной перестройки и стабильного развития промышленности Украины в условиях перехода к рынку.
Стратегия ГПП основана на следующих основных принципах:
- определение приоритетных направлений промышленного и научно-технического развития;
- мобилизация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсе царства;
- максимальное сохранение кадрового и научно-технического потенциала;
- создание благоприятных условия для привлечения и использован: отечественных и иностранных инвестиций;
- сбалансированность развития внешнеэкономического предпринимательства.
При проведении ГПП следует исходить из того, что промышленный комплекс как объект государственного регулирования будет включать три основные группы предприятий:
- чисто государственные;
- с участием государства;
- частные.
Необходимо разделять государственные монополистическое образования и создавать конкурентную среду на внутреннем рынке. Основными положениями механизма реализации ГПП Украины должны быть:
- максимальная ориентация на собственные возможности;
- использование механизма программно-целевого планирования, планов и прогнозов развития;
- сочетание государственного влияния и рыночных регуляторов на промышленное производство.
Разработка и проведение ГПП в Украине имеет две важные особенности:
- процесс происходит в условиях глубокого социально-экономического кризиса;
-он должен "вписаться" в уже происходящие реформы.
В некоторых отраслях промышленности Украины применяется классическая вертикальная промышленная политика (угольная промышленность здесь производство, цены и инвестиции планируются Министерством угольной промышленности). Второе направление промышленной политики - создание национально-сырьевой базы для перерабатывающих отраслей промышленности (машиностроение, электроника). Исходная продукция, доставляемая в настоящее время преимущественно из России, должна производится предприятиями Украины, чтобы стать независимыми от импорта и сократить расходы.
9. Социальная политика
Украину, как социальное государство, можно представить в следующем виде:
+ приоритет прав и свобод человека;
+ верховенство права;
+ приоритет договорных способов решения конфликтов;
+ поддержание баланса интересов человека, предпринимателей, государства;
+ четкое разграничение полномочий органов власти;
+ поддержание ориентиров и обязательств, определенных в международных договорах.
Ныне в Украине создаются новые частные, общественные и государственные организации, которые обслуживают социальную сферу и потребительский рынок. Главным их назначением являются учеты нужд граждан, чьи нужды зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и последовательное обеспечение этих нужд путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макропоказателей потребления, подчиненных задачам общественного развития.
С целью обеспечения перехода к социально-ориентированной рыночной экономике за последние годы были созданы принципиально новые организационные структуры, достигнута денежно-финансовая стабилизация и определенных успехов в борьбе с инфляцией на началах монетарной концепции. Вместе с тем этот процесс сопровождался спадом производственной деятельности, ростом безработицы, несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, уменьшением объемов ВВП в легальном секторе экономики, продолжением ее «тенезации» и долларизации, спадом платежеспособного спроса населения.
В Украине осуществлялись меры по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов; проведение активной политики занятости; создание благоприятных условий для демографического воспроизведения населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы.
Можно выделить основные направления социальной политики в Украине:
повышение благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;
предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;
проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада лица;
предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах; содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;
предотвращение коммерциализации, обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;
проведение активной экологической политики.
Социальная защита экономически активного населения осуществляется по таким направлениям:
во-первых, это мероприятия государства, которые связаны с квалификационной подготовкой к трудовой деятельности;
во-вторых, мероприятия, которые обеспечивают возможность реализации способностей каждого в процессе трудовой и производственной деятельности и сам процесс такой деятельности;
в-третьих, мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест и поддержку работников, которые потеряли работу.
Показателями результативности социальной политики в Украине, как и во всём мире - есть уровень и качество жизни населения. Основными критериями уровня жизни берут: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспечения жильем.
10. Политика государства на рынке труда
Практика использования методов влияния на занятость обнаружила два типа представления относительно политики государства на рынке труда — активной и пассивной. Активная политика — это направление действий на повышение конкурентоспособности рабочей силы и расширения сферы применения труда с целью предотвращения безработицы и увеличения численности занятых.
В целом к активным мероприятиям относятся: создание дополнительных рабочих мест, предоставления информационных и профориентационных услуг; организация банка вакансий, поиск подходящей работы, содействия, в трудоустройстве граждан, трудоустройства неконкурентоспособных слоев населения, на забронированные рабочие места, содействия самой занятости и предпринимательской деятельности; улучшение конкурентоспособности рабочей силы, переобучения и повышения ее квалификации; организация временных общественных работ, на срок до шести месяцев в случае невозможности их трудоустройства, переселения, и др.
Масштабы указанных мероприятий в Украине такие.
По данным государственной службы занятости, численность граждан, охваченных активными мероприятиями содействия занятости в 2001 г., выросла в сравнении с 1999 г. в среднем по стране на треть. В течение 2001 г. к службе занятости обратилось 2760,2 тыс. граждан. Большинство из них получили направления на трудоустройство, получили разные консультации, смогли принять участие в общественных работах. Отсюда можно сделать вывод, что государственная политика в отрасли занятости населения в этот период была преимущественно активной. Профессиональная ориентация. По данным ДСЗ (державная служба занятости), в 2001 г. профессиональной ориентацией было охвачено 2279,8 тыс. граждан, которым предоставлено 3068,5 тыс. услуг. Однако, негативным является тот факт, что молодежь в возрасте до 28 годов составляет среди них лишь 26,5 %, в то время как среди безработных — почти треть.
В Украине профессиональной учебе (обобщающий срок, который предусматривает первичную профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации) пока еще незанятых граждан не уделяется достаточного внимания, о чем свидетельствует его динамика. Но следует подчеркнуть относительно небольшую частицу тех работников, которые проходят учебу на предприятиях. Их удельный вес в 2001 г. составил лишь 25,9 % от всех тех, кто профессионально учился. Предприятия за последние семь—восемь лет значительно сократили расходы на указанные цели, что для них же и оборачивается потерями. Совсем небольшой удельный вес (лишь 2 %) составляют те, кто учился на базе учебных центров ДСЗ. Это объясняется неразвитостью этой базы из-за отсутствия необходимых средств. С целью усиления такой работы Кабинет министров Украины в январе в 2001 г. своим распоряжением утвердил мероприятия по содействию предприятиям в организации профессиональной учебы кадров на производстве.
Расширение сферы применения труда за счет введения в действие новых рабочих мест и сохранения действующих способствует прямому снижению безработицы. В 2000 г. введены в строй в 1,5 раза больше рабочих мест, чем в 1999 г. Но их абсолютное количество является небольшим (133,5 жал) учитывая значительное закрытие действующих рабочих мест.
Самозанятость населения.
Анализ самозанятости в Украине осуществляется на основе информации обследования домохозяйств по вопросам экономической активности населения. Согласно результатам обследований, в 1999 г. насчитывалось почти 1,4 млн самозанятых. С учетом микропредпринимателей, работающих на дополнительной работе как самозанятые, масштабы сектора самой занятости можно оценить в 2,4—2,5 млн лиц, то есть в 12—12,5 % всего занятого населения. Основную часть самозанятых составляют сельскохозяйственные профессии — 66,4 % от их общей численности. Большинство самозанятых составляют женщины — 51,43 %, лица предпенсионного возраста — 9 %.
Государственная политика содействия самой занятости должна выходить с того, что развитие ее является средством решения социальных проблем, а не экономического роста. Недостаточно используется в Украине и такое мероприятие, как гибкие формы занятости.
Пассивная политика государства в отрасли занятости предусматривает ее ответственность за положение наемных работников и работодателей на рынке труда. Пассивная политика осуществляется пассивными мероприятиями, к которым принадлежат: регистрация и учет безработных и незанятых граждан, которые ищут работу; организация системы предоставления помощи по безработице; осуществление как денежных, так и неденежных, форм поддержки безработных и членов семей, которые находятся на их иждивении. Эти мероприятия не влияют на соотношение спроса и предложения рабочей силы и в условиях нашего рынка труда не регулируют занятость населения.
Однако страны с рыночной экономикой не применяют отдельно или активную или пассивную политику. В зависимости от модели рынка труда и экономического положения страны в государственной политике занятости присутствующие и активные и пассивные мероприятия. Поскольку самой эффективной социальной защитой работоспособных граждан является предоставление рабочих мест всем желающим работать, то преимущество в большинстве стран с развитой рыночной экономикой отдают активным мероприятиям, направленным на расширение сферы применения труда. На основе этого необходимо выдерживать рациональные пропорции расходов на такие мероприятия. Расходы на активные мероприятия в развитых странах составляют от 20 до 40 %, а иногда и 50 % от общих средств, направленных на регуляцию занятости.
Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Украине