Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:59, курсовая работа
Курсовая работа посвящена проблеме трансформационных преобразований, то есть преобразований отношений собственности в конкретной стране. В качестве конкретного примера выступает Англия второй половины ХХ века, время наиболее острых проблем и радикальных решений. Трансформационные преобразования здесь происходили в разрезе послевоенного восстановления экономики страны после самой масштабной и разрушительной войны в истории – Второй мировой.
Введение 3
Понятие трансформационных преобразований и их необходимость 4
Приватизация и ее формы 4
Национализация 6
Общая характеристика экономики Англии в послевоенный период 8
Необходимость и опыт проведения трансформационных преобразований в Англии во второй половине ХХ века 14
Заключение 23
Список литературы 24
Государственный (общественный) сектор Великобритании разворачивался начиная с XIX столетия до 80-х гг. XX в. и прошел в своем развитии ряд фаз.
Муниципальные предприятия стали значительно распространяться в XIX столетии, охватывая деятельность по поддержанию инфраструктуры (например, дороги, канализация, общественное здравоохранение и сбор мусора) и в некоторых случаях - поставки коммунальных услуг (например, воды, газа или электричества). В дополнение к этому в начале XX в. для местных властей стало играть важную роль обеспечение жильем.
Некоторые новые услуги, такие как телекоммуникации, оказались во владении государства как результат расширения существующих государственных услуг.
Во время Второй мировой войны ряд отраслей оказался под контролем центрального правительства в рамках военной программы. [9]
В
целом можно сделать вывод, что
устоять на ногах Англии помог огромный
экономический потенциал. Дальнейшая
ее судьба зависела от действий нового
правительства.
3.
Необходимость и опыт
проведения трансформационных
преобразований в Англии
во второй половине
ХХ века
Распад колониальной системы империи экономически ослабил Англию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и политические позиции во многих своих бывших колониях. В июле 1945г. в Англии были проведены очередные парламентские выборы, после которых к власти пришли лейбористы во главе с Клементом Эттли. Правительство лейбористов предложило программу возрождения экономики «Лицом к будущему». Ее конечной целью провозглашалось создание «социального содружества Великобритании». Наилучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках «смешанной экономики» в сторону повышения в ней удельного веса государственной собственности. [12, с. 398]
Программа лейбористов была сильна тем, что в ней учитывались радикальные настроения, распространившиеся в массах в годы войны против фашистской Германии, надежды трудящихся на конструктивную перестройку общества, их мечты о плановом социалистическом хозяйстве без кризисов и безработицы, их чувства восхищения советским народом, внесшим решающий вклад в победу над врагом.
Война вызвала уменьшение потока заграничных инвестиций, что, естественно, привело к резкому падению доходов от экспорта капитала — с 205 млн фунтов стерлингов в 1938 годк до 162 млн в 1946 г. Наряду с огромными военными расходами это привело к неустойчивости курса национальной валюты, которая и вызвала дефицит платежного баланса.
Национализация
началась с создания в 1946 г. первого
в истории страны государственного
банка — им стал национализированный
Английский банк. Национализации подверглись
предприятия угольной и газовой промышленности,
электростанции, радиосвязь, телеграф,
гражданская авиация, железная дорога
и внутренний водный транспорт, грузовой
и автомобильный транспорт. Последней
в 1950 г. была национализирована часть сталелитейной
промышленности. В результате этих мер
на принадлежащих государству предприятиях
была занята четвертая часть рабочих и
служащих Англии. Таким образом, капиталистические
противоречия ускорили перерастание монополистического
капитализма в государственно-
Лейбористы
утверждали, будто путем национализации
ряда отраслей промышленности они создали
в Англии социалистический сектор хозяйства
и тем самым превратили экономику страны
из капиталистической в смешанную. Лейбористская
национализация была по своему характеру
капиталистической, ее результатом явилось
усиление государственно-
Национализация
увеличила занятость в
В
таблице 3.1 приводятся сведения о национализированных
в послевоенный период отраслях и размерах
компенсации, выплаченной бывшим владельцам.
Таблица 3.1
Национализация
в 1945-1951 гг.
Отрасль | Законодательный акт | Число занятых в 1951 г., тыс. чел. | Выплаченная компенсация, млн фунтов стерлингов | |
второе чтение | вступление в силу | |||
Банк Англии | 29.10.1945 | 01.03,1946 | 6,7 | 58 |
Угольная | 29.01.1946 | 01.01.1947 | 765 | 392 |
Гражданская авиация | 06.05.1946 | 01.08.1946 | 23,3 | -*' |
Кабельная и беспроволочная связь | 21.05.1946 | 01.01.1947 | 9,5 | 32** |
Транспорт | 16.12.1946 | 01.01.1948 | 888 | 1150 |
Электроэнергетика | 03.02.1947 | 01.04.1948 | 178,9 | 542 |
Газовая | 10.02.1948 | 01.04.1949 | 143,5 | 220 |
Черная металлургия | 15.11.1948 | 15.02.1951 | 292 | 245 |
Итого | 2309,6 | 2639 |
*
Британская зарубежная
**
Исключая 3 млн фунтов акционерного
капитала, который уже находился
в распоряжении Казначейства.
Размер
компенсации определялся
Правительство Эттли провело ряд крупных социальных реформ. Новая система социального страхования, введенная в 1945 -1948 гг., предусматривала выплату денежных пособий в случае профессиональных заболеваний и полученных на производстве увечий. Началась выплата пособий по безработице и болезни. Женщины получали пособия по беременности и на воспитание ребенка, были введены пенсии по старости (с 60 лет для женщин и с 65 лет для мужчин).
Огромным достижением стало создание в 1940-х гг. Национальной службы здравоохранения. Однако бесплатная медицинская помощь населению оказалась слишком большой роскошью, ведь она предусматривала также бесплатный отпуск лекарств, очков и протезов.
В
военные годы была введена карточная
система распределения
Еще одна проблема, с которой столкнулось правительство после войны была связана с массовой миграцией населения. Распад колониальной империи усилил миграцию в ее бывших пределах, реакией на него стали отчетливо выраженные центростремительные тенденции: в поисках лучшей жизни люди покидали родные места и перебирались в Британию. Там появились многочисленные выходцы из Бангладеш и Сингапура, переселенцы с островов Карибского моря и из Африки. Пик «великого переселения» пришелся на 1950-е гг.: тогдашнее британское правительство поощряло прибытие иммигрантов, поскольку в период послевоенного экономического подъема страна нуждалась в дополнительных рабочих руках. Темпы прироста населения за счет иммигрантов стремительно возрастали. В середине 1950-х в страну прибывало ежемесячно около 3 тысяч иммигрантов. Лишь в 1960-е гг. британское правительство начало устанавливать ежегодные иммиграционные квоты, тем самым регулируя переселенцев из других стран мира.
Массовая иммиграция привела к целому комплексу социальных проблем. В период всплеска безработицы в 1980-е коренное население в Британии начало видеть в пришельцах конкурентов в борьбе за место под солнцем, что послужило причиной вспышки расистских и шовинистских настроений.
Чтобы ослабить социальную напряженность английское правительство официально признало религиозные верования и национальные обычаи нехристианских народов, образ жизни которых отличался от европейского. Центральные и местные органы власти помогают религиозным общинам национальных меньшинств в строительстве культурных зданий, в открытии культурных центров землячеств и т. п. [2, с. 519]
Ухудшение экономического положения Англии в конце 1949 г. вследствие девальвации фунта стерлингов и другие признаки надвигавшегося кризиса перепроизводства вызвали тревогу лейбористского правительства: оно боялось дальнейшего нарастания недовольства масс и как следствие этого — кризиса доверия. Чтобы укрепить свое положение, пока еще не была потеряна популярность, завоеванная лейбористами в первые послевоенные годы в связи с осуществлением ими ряда социально-экономических реформ, лейбористское правительство решило провести досрочные парламентские выборы 23 апреля 1950 г. Но результаты их оказались неутешительными. Количество мест Лейбористской партии в палате общин уменьшилось с 393 до 315, а количество мест консерваторов увеличилось с 213 до 298. Лейбористское большинство в палате общин сохранилось, но оно было неустойчивым.
С началом войны в Корее положение правительства еще более осложнилось. Усиление гонки вооружений за счет сокращения фондов здравоохранения встретило сопротивление не только среди рядовых членов Лейбористской партии, но и в самом ее руководстве. В палате общин многие лейбористские депутаты выступали против растущих темпов милитаризации Англии, за «совмещение военных и социальных расходов».
В этих условиях лейбористское правительство решило снова провести досрочные выборы. Они состоялись 25 октября 1951 г. Обе основные партии получили почти одинаковое число голосов (лейбористы — 13,9 млн., консерваторы — 13,7 млн.), но распределение мест в палате общин сложилось не в пользу лейбористов: они получили 295 мандатов, а консерваторы — 321 мандат. Компартия не получила представительства в палате общин.
Придя к власти, консерваторы сначала оставили нетронутым многое из того, что было осуществлено лейбористским правительством К. Эттли, в том числе введенный в военное время контроль государства над экономикой страны, национализацию ряда отраслей промышленности, новую систему социального страхования, поскольку эти меры отвечали в целом интересам английского правящего класса. У. Черчилль, который, будучи лидером оппозиции, ожесточенно критиковал лейбористское правительство за политику национализации, став премьером, признал ее “совершившимся фактом”, хотя и заявил, что его партия “в принципе возражает против национализации”. Но вскоре стала возрастать роль крупнейших монополий в определении деятельности национализированных предприятий, усилилась эксплуатация занятых на этих предприятиях рабочих. Принятая лейбористским правительством программа инвестиций, необходимых для полной реконструкции национализированных отраслей, не выполнялась. Консерваторы стали свертывать производство части национализированных отраслей экономики. В интересах нефтяных монополий и частных автотранспортных компаний был составлен план сокращения сети железных дорог под предлогом их нерентабельности.
Однако на этом правительство У. Черчилля не остановилось. В 1953 г. оно осуществило денационализацию предприятий металлургической промышленности и автодорожного грузового транспорта, ставших к тому времени высокоприбыльными. Все 55 сталелитейных и чугунолитейных предприятий постепенно были проданы монополиям на выгодных для них условиях. Правительство консерваторов усилило наступление на жизненный уровень английских трудящихся. Оно проводило политику сдерживания роста заработной платы и ликвидировало ряд уступок.
Значительное влияние на экономику Великобритании в 50-е гг. оказывала политика милитаризации и гонки вооружения, проводимая консерваторами. Англия стала участницей военных блоков НАТО, СЕНТО и СЕАТО, ее военные базы располагались на Кипре, в Южной Аравии, Малайзии, она принимала участие в ряде колониальных войн. По объему военных расходов и степени милитаризации экономики Англия занимала второе место в мире после США. [11]
В таблице 3.2 представлены данные о месте государственных предприятий в экономике Великобритании с 60-х гг. вплоть до начала периода массовой приватизации в 1979 г.
Даже
беглый анализ данных таблицы позволяет
заметить явное различие между долями
государственных предприятий в ВВП и в
основном капитале страны – доля в основном
капитале превышала долю в ВВП как минимум
в 1.5 раза. На единицу продукции государственные
предприятия используют значительно больше
капитала, чем частные.
Таблица 3.2
Динамика
доли государственных
предприятий экономике
Великобритании в 60-70-е
гг., %
Год | |||||
1960 | 1965 | 1970 | 1975 | 1978 | |
В валовом внутреннем продукте | 8,8 | 10,2 | 10,4 | 11,4 | 11,6 |
В общей численности работающих | 7,7 | 8 | 8,3 | 8,3 | 8,4 |
В инвестициях в основной капитал | 19,1 | 20,5 | 17,7 | 16,8 | 16,6 |
В совокупном основном капитале | 14,2 | 16,7 | 18,3 | 18,3 | 17,9 |