Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 16:44, реферат
Исследование – систематический сбор, обработка и анализ данных по разным аспектам деятельности с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию решений.
Цель исследований – создание информационно-аналитической базы, необходимой для принятия решений и тем самым снижение уровня неопределенности, связанного с ними.
Исследование (Большой Энциклопедический словарь) - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 2
Прогнозная ориентация 4
Сбор прогнозной информации (этапы ретроспекции и диагноза) 5
Описание исходной модели прогнозируемого явления 5
Прогнозная проекция 5
Верификация прогнозного результата 6
Выработка рекомендаций для принятия решений в сфере управления на основе полученных прогнозов 7
Программа прогностического социологического исследования 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
Программа прогностического социологического исследования – это документ, содержащий теоретические предпосылки, цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации.
Программа прогностического исследования представлена в табл. 1.
В качестве наглядности полномасштабного и последовательного прогноза представим опыт разработки «Японский прогноз развития науки, техники и технологии до 2025 г.». (М., 2001. 611 с).
Данное исследование было осуществлено Национальным институтом по политике в области науки и техники (NISTEP). Более чем 4000 специалистов в соответствующих областях приняли участие в исследовании, а также сотрудники Института техники будущего (ИФТЕК), которые, в сущности, и провели эту работу.
Таблица 1
Программа прогностического социологического исследования
№ пп |
Операция |
Цель |
Объем |
1 |
Сбор предварительной информации по предмету исследования в соответствии с полученным заданием силами всех ведущих сотрудников исследовательской группы |
Представление ее в форме, удобной для обсуждения, анализа и синтеза |
Печатные листы с приложением |
2 |
Предварительная систематизация собранной информации |
Доработка исходного документа до состояния, пригодного для более основательного анализа более широким кругом специалистов | |
3 |
Предварительное обсуждение систематизированной информации методом комиссии (совместное заседание исследовательской группы и нескольких специалистов, способных дать важные дополнительные оценки или высказать конструктивные суждения). На этой стадии помимо основных моментов предпрогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и особенности исследуемого объекта, круг экспертов, принцип выборки респондентов, шкалы измерений, перечень рабочих документов исследования и другие детали инструментария |
Возможно более четкие формулировки всех обязательных пунктов предпрогнозной ориентации и признанных необходимыми дополнительных пунктов | |
4 |
Доработка исходного документа до состояния краткого проспекта программы исследования |
Конструирование взамен не выдержавших критику новых, более обоснованных, положений |
№ пп |
Операция |
Цель |
Объем |
5 |
Обсуждение проспекта программы исследования методом деструктивной отнесенной оценки, т. е. путем последовательной критики (деструкции) выдвинутых в проспекте положений, а затем «мозговой атаки». Для этого обсуждения целесообразно расширить круг экспертов, но не более чем до 10–20 чел., так как иначе большинство окажется в положении пассивных слушателей либо «размоется» предмет дискуссии |
Получение развернутого обоснования характеристики всех обязательных пунктов предпрогнозной ориентации, а также дополнительных пунктов |
Печатные листы с приложением |
6 |
Составление программы исследования на основе обсуждения в полном объеме |
Обоснование актуальности проблематики исследования | |
7 |
Составление краткого критического обзора существующей специальной литературы по теме |
Получение развернутых и детально обоснованных рабочих документов исследования | |
8 |
Разработка приложений к программе. Обсуждение рабочих документов (каждого в отдельности) и программы исследования в целом методом комиссии. Целесообразно разделить на два этапа: а) обсуждение рабочих документов в подгруппах отвечающих за них сотрудников (с привлечением экспертов); б) обсуждение программы исследования |
Внесение последних уточнений на подготовительном этапе | |
9 |
Доработка программы исследования в целом на основании обсуждения и уточнения календарно-тематического плана дальнейшей работы с указанием мероприятий (операций собственно исследования), ответственных за их проведение, сроков исполнения и форм представления отчета |
– |
Исследование проводилось в 14 областях, последнее направление – здравоохранение, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.
Период прогнозирования охватывает 30 лет, считая с 1996 г. (год первого проведения исследования) до 2025 г.
При проведении исследования был использован метод «Дельфи», т. е. были обобщены результаты двух опросов и определены 1072 темы для их изучения.
Выбор респондентов осуществлялся из числа специалистов соответствующих областей науки, обладающих обширными знаниями по соответствующим темам, с учетом необходимости разумного представительства промышленности и правительства. В качестве респондентов выбирались люди, занятые в сфере исследований и развития, менеджеров по исследовательской работе и специалистов со служебным положением и знаниями в соответствующих областях исследования.
По месту работы респонденты
были представлены следующим образом:
промышленные компании – 37 %, университеты
– 36 %, общественные научно-исследовательские
организации – 15 %, прочие – 12 %; использовалось
промышленно-академическо-
Возрастной состав для данного исследования представлен респондентами 30 и 40 лет с увеличением числа женского пола.
Подготовлены вопросники, охватывающие следующие направления исследования: степень компетентности, степень значимости для Японии, прогнозируемый срок реализации, ведущие страны в настоящее время и т. д., эффективные меры, которые следует принять правительству Японии, потенциальные проблемы Японии.
Вопросники рассылались респондентам следующим образом: первый перечень – в августе 1996 г., второй перечень – в декабре 1996 г. Во второй вопросник включались результаты первого опроса с целью информирования респондентов. Второй вопросник содержал те же темы, что и первый, хотя формулировка некоторых тем была пересмотрена и отредактирована в свете замечаний респондентов при первом раунде опроса.
Условия подготовки ответов респондентов: технический прогноз охватывает ключевые темы в области научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, за период с 1996 по 2025 г. не произойдет мировых войн или природных катаклизмов, которые могли бы вызвать социально-экономические потрясения. Реализация предполагается в любом месте земного шара, кроме случаев, когда в темах имеется особая пометка «в Японии».
Результаты опроса оформлялись в виде таблиц.
Зона 1. Темы. Определение ключевых слов, использованных в темах.
Объяснение: логически и научно идентифицировать принципы и явления.
Разработка: достичь конкретной цели в техническом проекте.
Практическое применение: использовать на практике после подтверждения экономической жизнеспособности.
Широкое применение: использовать объект широко и везде на практике после его предложения для практического применения.
Зона 2. Раунды опросов.
Символ 1 – первый раунд опроса (ответы респондентов, заявивших о высокой, средней и низкой степени своей компетентности); 2 – второй раунд опроса (ответы респондентов, заявивших о высокой, средней и низкой степени своей компетентности); X – совокупные ответы респондентов, заявивших о высокой степени своей компетентности во втором раунде опроса.
Зона 3. Число респондентов.
Число респондентов в первом и втором раундах опроса означает общее количество респондентов, заявивших о высокой, средней и низкой степени своей компетентности (число, означающее «некомпетентен», не приведено).
Число в графе X означает количество респондентов, заявивших о высокой степени своей компетентности во втором раунде опроса.
Зона 4. Степень компетентности.
Высокая: имеет обширные знания по теме настоящего исследования или о работе, имеющей отношение к данной тематике.
Средняя: однажды принимал участие в исследовании, относящемся к данной теме, или имеет некоторые специальные знания по теме в результате выполнения соответствующей работы в смежной области.
Низкая: читал техническую литературу по данной теме или слушал лекции специалистов, связанных с данной темой.
Некомпетентен: не имеет знаний в данной области.
Зона 5. Степень значимости для Японии. Респондентов просили выбрать одну из степеней значимости.
Высокая: очень важно.
Средняя: важно.
Низкая: достаточно важно.
Нулевая: не важно.
Зона 6. Ожидаемый эффект:
– вклад в социально-экономическое развитие – разработка новых продуктов, создание новых отраслей промышленности, расширение экономических границ, развитие социально-экономической базы и т. д.;
– решение различных проблем глобального масштаба – окружающая среда, продукты питания, энергетика, ресурсы и т. д.;
– удовлетворение нужд населения – профилактика и лечение болезней, улучшение условий жизни, уход за престарелыми и инвалидами, предупреждение катастроф и безопасность и т. д.;
– расширение интеллектуальных ресурсов человечества – открытие новых законов и принципов, создание оригинальных теорий и т. д.
Зона 7. Прогнозируемый срок реализации.
Распределение ответов о сроке реализации обозначается следующим образом:
Q1 – срок реализации,
соответствующий ответу из
М – срок реализации, соответствующий ответу из первой половины всех полученных ответов;
Q2 – срок реализации, соответствующий ответу из трех четвертей всех полученных ответов.
Зона 8. Ведущие страны в настоящее время и др.
Здесь указывается процент респондентов, каждый из которых выбирал из шести стран или регионов, приведенных ниже, мирового лидера по интересующей теме. Респондентам было разрешено выбрать более одной страны или региона в качестве мирового лидера из следующего перечня:
– США;
– Евросоюз;
– бывший Советский Союз и страны Восточной Европы;
– Япония;
– другие страны (введите определенную страну в колонку ответа);
– не знаю.
В мае 1996 г. Евросоюз насчитывал 15 стран (Германия, Великобритания, Франция, Испания, Нидерланды, Италия, Греция, Бельгия, Португалия, Швеция, Австрия, Дания, Финляндия, Ирландия и Люксембург).
Зона 9. Эффективные меры, которые следует принять правительству Японии.
Использовался следующий перечень мер:
– поощрять научных и технических работников, их ассистентов;
– содействовать обмену специалистами между промышленным, академическим и государственным секторами и сотрудничеству между различными областями науки и техники;
– совершенствовать передовые научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы и оборудование и делать их доступными для более широкого использования (включая разработки и оборудование национальных научно-исследовательских институтов, университетов и других государственных научно-исследовательских учреждений);
– развивать научно-исследовательскую базу, включающую базу данных, материалы по стандартизации, генетические ресурсы и т. п.;
– увеличивать финансирование исследований со стороны правительства (включая субсидии на проведение исследований частными компаниями и др.);
– устанавливать соответственные регламенты (ослаблять, ужесточать, отменять), включая такие налоговые меры в качестве поощрения, как использование электромобилей путем введения налога на углерод;
– другие (укажите конкретные меры в графе ответа).
Зона 10. Возможные проблемы для Японии.
Данный пункт показывает процент респондентов из зоны 3, которые выбирали из четырех пунктов, описывающих потенциальные проблемы для реализации рассматриваемой темы в Японии. Респондентам было разрешено выбрать до двух пунктов (или ни одного, если, по мнению респондента, ни один из них не подходит).
Вредное воздействие на окружающую природную среду: |
Возрастающее разрушение окружающей природной среды, включая загрязнение воздуха и воды, нарушение экосистем и пр. |
Вредное воздействие на безопасность: |
Неблагоприятное влияние на
предотвращение катастроф, здоровье, безопасность, |
Вредное воздействие на морально-этические нормы, культуру или общество: |
Вредное воздействие на принятые нормы поведения, психологию человека, культурные традиции, отношения между людьми, региональные сообщества и др. |
Другие неблагоприятные воздействия: |
(впишите конкретные |
Информация о работе Организационная и методическая подготовка экспертных прогнозных исследований