Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
В современных условиях обеспечение устойчивого развития региональной экономики способствует быстрой модернизации. Существующие подходы к изучению устойчивого развития региона не достаточны. Базовые, стратегические промышленные структуры регионов, чье производство сложилось под влиянием исторических, природных и экономических факторов, могут сформировать условия для скорейшей диверсификации не только экономики регионов, но и всей Беларуси.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41
В современных условиях
необходимо обращать внимание на совершенствование
организационных и
В литературе часто используется категория «хозяйственный механизм» как совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической специфики. Рассмотрение же отдельно экономического и организационного механизмов управления противоречит целостности управляющей подсистемы, в рамках которой данные механизмы не что иное, как две стороны единого организационно-экономического механизма.
В таком случае организационно-экономический
механизм является более узким понятием,
рассматривающим систему
Наибольшее распространение
понятие организационно-
-организация процессов принятия решений;
-система распределения и обеспечения ресурсами;
-основные способы
воздействия на объект
Таким образом, авторы в
соответствии с рассмотренным понятием
считают, что организационно-
-обеспечение необходимой ответственности за достижение конкретных результатов;
-согласование целей;
-стимулирование и
мотивация участников
-распределение и обеспечение ресурсов.
Применяя данные положения к региону, необходимо уточнить понятие организационно-экономического механизма управления регионом и определить его необходимые составляющие.
Организационно-экономический механизм управления регионом - это механизм взаимосвязи и взаимодействия организационной структуры управления и организации процессов принятия решений с методами, приемами и правилами хозяйствования, направленный на его наиболее эффективное функционирование и развития в целом.
Формирование структуры
и организационно-
В рамках региональных структур управления реализуются такие интересы, к наиболее значимым параметрам которых относятся:
-соответствие уровня
и образа жизни населения
-наличие региональных бюджетно-финансовых и прочих материальных источников;
-наличие инфраструктуры для развития внутри- и межрегиональных связей;
-потенциальные возможности для использования имеющихся ресурсов, мест приложения труда и интеллекта;
-природоресурсный и
экологический потенциал регион
-стабильность общественной,
политической и национально-
Руководители тратят значительную часть времени на принятие управленческих решений. Во многих случаях от этих решений зависят реальные возможности достижения поставленных целей. Поэтому все, что делают руководители для облегчения достижения этих целей, требует эффективного обмена информацией, а также правильной организации процесса принятия решений.
Процесс принятия решений можно рассматривать с трех позиций регионального управления: взаимоотношения региона республики; взаимоотношения региона и местного самоуправления; обеспечение комплексности развития региона как единого хозяйства.
Во взаимоотношениях между республикой и регионом используется принцип разделения предметов ведения и делегирования полномочий, закрепленный рядом нормативных актов. Причем центр тяжести здесь все более смещается в сторону косвенных методов регулирования, таких как денежно-кредитная и амортизационная политика, налоговая система, использование внебюджетных целевых фондов. Особое внимание уделяется методам регулирования внешнеэкономических взаимоотношений (таможенные пошлины, экспортные премии, государственное страхование экспортных кредитов от риска и т.п.). Вместе с тем до сих пор сохраняются и традиционные формы централизованного управления, что зачастую нарушает декларированного права регионов.
Проблему управления экономикой региона необходимо рассматривать в рамках концепции местного самоуправления в целом. При этом концепция не сводится только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных только к поиску оптимальных форм и методов взаимодействия региональных и местных органов. Важным моментом в организации самоуправления является определение функций самих территориальных органов различных уровней, исходя из целей и задач развития всего региона. В соответствии с республиканским законодательством региону принадлежат основные функции регулирования рыночных отношений в пределах территории, бюджетно-финансовой политики и оперативного управления хозяйством. Региональные и местные власти к тому же стремятся к увеличению ресурсов для оперативной деятельности на подведомственной территории по чрезвычайно широкому кругу предметов своей компетенции (экономика, социальная сфера и другие вопросы «местного значения»).
Структура местного хозяйства
достаточно разнообразна и включает
различные хозяйственные и
Все перечисленные региональные проблемы и мероприятия по их устранению находят свое отражение и решаются в рамках администрации региона, которая является как бы организационно-экономическим центром управления регионом.
Как организационно-экономический
центр управления регионом, администрация
разрабатывает конкретные цели и
общие направления
-определяет средства, формы и методы, обеспечивающие достижение этих целей;
-осуществляет контроль
за выполнением своих
-корректирует финансовую
деятельность предприятий,
Поэтому основное назначение
управленческой деятельности администрации
заключается в обеспечении
Региональное хозяйство, представляющее собой мезоуровень управления, в отличии от предприятия не может быть обречено на ликвидацию, на механическое прекращение своих функций. Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и природных процессов. Поэтому, какие бы ни были политические силы у власти, независимо от теоретических школ, общественного строя, уровня развития производительных сил существуют принципы управления, которыми следует руководствоваться:
-комплексность рассмотрения
социально-экономических
-четкое разделение
функций в системах
-оптимальное сочетание отраслевого межотраслевого управления на основе кооперации, специализации и интеграции производства, удовлетворяющее взаимные экономические интересы товаропроизводителей и сферы услуг;
-развитие системы управления и демократизации управления;
-управление научно-
Исходя из рассмотренных
принципов регионального
-анализ и оценка общей ситуации (перечень и острота региональных проблем);
-анализ и оценка
конкретных ситуаций, требующих
первоочередных действий (локальная
безработица, остановка
-анализ и оценка последствий хода реформ.
Сложность заключения состоит в правильном определение влияния действия отдельных нормативных актов на региональные интересы (земельная реформа, изменения форм собственности и ее региональной структуры, новые источники бюджетных поступлений, коммерциализация социальной сферы и т.п.).
Для поддержания региональной экономики на должном уровне и эффективной работы рассмотренных компонентов организационно-экономического механизма управления обязательно присутствие в нем системы обеспечения и распределение ресурсов в регионе.
Существование в административно-командной экономике структуры и механизма учета региональных особенностей при распределении ресурсов и организации функционирования производств, схемы согласования отраслевых и территориальных интересов и решений утрачены в ходе стремительной реорганизации управленческих структур государственного уровня.
Распределение и обеспечение
ресурсами отражаются в задачах,
правах и функциях хозяйственных
звеньев и органов управления,
которые регулируются соответствующими
правовыми положениями в
Развитие рыночных отношений в регионах ориентирует рынок труда не столько на количественную сторону обеспеченности его кадровым потенциалом, сколько на его качественные характеристики, отражающие степень его готовности и профессиональной готовности вести хозяйство на уровне современных научно-технических требований.
Как отмечается П. Макинаром, решение проблемы экономической и политической интеграции в Беларуси непосредственно зависит от формирования и реализации алгоритма распределения финансовых ресурсов между государством и регионами, между самими регионами, а также в самих регионах. Это положило начало превращению прежней системы директивного распределения в систему эксклюзивного перераспределения ресурсов между регионами. Во второй половине 90-х годов региональная политика приобрела форму межбюджетных отношений. Главной проблемой в использовании бюджетной модели регионального регулирования являлось то, что вплоть до 1990 г. Государственный бюджет имел хронически дефицитный характер. Это неизбежно привело к тому, что региональная политика стала концентрироваться на проблемах спасения отдельных, как правило, депрессивных регионов.
По мере обретения регионами реальной самостоятельности (обособление хозяйственных и финансовых структур, децентрализация управления) формируется новая региональная сфера интересов и ответственности. И хотя эти интересы только часть мотивационных факторов, они являются основой жизнедеятельности, поскольку реализуются на конкретной территории в специфических для нее условиях [5, с. 89].
1.2 Особенности
устойчивого развития
Развитие любой экономической системы, в том числе региональной, представляет собой процесс взаимодействия противоположностей, тенденций и закономерностей, вытекающих из характеристик этих противоречий, что в итоге проявляется как саморазвитие региона.
Устранение одних противоречий приводит к возникновению следующих, этот процесс бесконечен до тех пор, пока существует хозяйственная деятельность. Данные закономерности присущи любому уровню системы, поскольку хозяйственная деятельность возникает и функционирует в качестве способа разрешения различных производственных противоречий. Она осуществляется тогда, когда или итог этой хозяйственной деятельности окажется необходимым средством для разрешения возникаю-щих противоречий, которые должны уравновешивать друг друга, поскольку в противном случае накопление неразрешенных противоречий приведет к разрушению системы. В этом, по мнению ряда исследователей, и есть экономическая основа устойчивого развития экономики.
Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона