Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях обеспечение устойчивого развития региональной экономики способствует быстрой модернизации. Существующие подходы к изучению устойчивого развития региона не достаточны. Базовые, стратегические промышленные структуры регионов, чье производство сложилось под влиянием исторических, природных и экономических факторов, могут сформировать условия для скорейшей диверсификации не только экономики регионов, но и всей Беларуси.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………
3
1 Теоретические аспекты устойчивости социально-экономического развития региона……………………………………………………………..
5
1.1 Основные теоретические положения понятия «устойчивое развитие». Сущность и понятие организационно-экономического механизма управления регионом…………………………………………………………
5
1.2 Особенности устойчивого развития региональных систем……….......
12
2 Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона на примере Светлогорского района…………………...
17
2.1 Характеристика и состояние промышленности и социальной сферы района…………………………………………………………………………
17
2.2 Анализ организации и результатов управления организационно-экономическими процессами в районе………………………………………
20
3 Пути совершенствования организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием региона в Республике Беларусь ……
31
3.1 Факторы, влияющие на результативность деятельности местного управления…………………………………………………………………….
31
3.2 Мероприятия и предложения по совершенствованию управления социально-экономической сферой…………………………………………..
34
3.3 Обоснование целесообразности и путей реализации предложений и мероприятий…………………………………………………………………..
37
Заключение……………………………………………………………………
39
Список использованных источников………………………………………..
41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

Светлогорский райисполком  проводит целенаправленную работу по созданию в районе целостной образовательно-воспитательной системы, повышению качества образования, обеспечению гуманизации воспитания.

Благодаря своевременной  реорганизации дошкольных учреждений, внедрению новых форм организации дошкольного образования, осуществлению подвоза детей, другим мерам обеспечивается выполнение нормативов социального стандарта по обеспеченности местами детей дошкольного возраста в детских садах и  охвата детей дошкольного возраста подготовкой к школе на 100%, показателем результативной работы общеобразовательных учреждений являются победы учащихся на олимпиадах, конкурсах, конференциях областного, республиканского и международного уровней.

В ГУО «Центр внешкольной работы г. Светлогорска» открыта региональная сетевая академия Cisco, которая является второй в Гомельской области.

Приоритетными направлениями в деятельности учреждений культуры района являются повышение  качества культурного обслуживания населения, создание условий для всестороннего развития личности, роста его  творческой  инициативы, укрепление материально-технической базы.

В рамках реализации основных отраслевых программ расширена деятельность традиционного прикладного творчества. Работы мастеров  Светлогорщины представлялись на областных, республиканских и Международных выставках. Активную работу по культурному обслуживанию населения ведут выставочные залы картинной галереи «Традиция», Дома ремесел, художественной школы.

Событием 2007 года стало проведение раскопок неизвестного древнего города Казимира, острова Шатилинского, подъем из реки Березина бронекатера Пинской военной флотилии, затонувшего во время Великой Отечественной войны, открытие мемориального комплекса «Колокол».

В ходе реализации Государственной программы возрождения и развития села открыто 5 новых объектов культуры, создано 6 учреждений нового типа. Создана филармоническая площадка на базе Чирковичского центра досуга, работает автоклуб по культурному обслуживанию малонаселенных пунктов.

За высокие  творческие и интеллектуальные достижения 50 учащихся школ и воспитанников  учреждений культуры удостоены премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой  молодежи.

Благодаря всесторонней поддержке государства и работе районного исполнительного комитета сегодня в Светлогорском районе созданы благоприятные условия для занятий физической культурой и спортом.

Для мотивации занятием физической культурой и спортом  в 2009 году введено в эксплуатацию воздухоопорное сооружение для теннисных кортов, построено мини-футбольное поле с искусственным покрытием, открыты отделения тенниса и  гребли академической.

Детская юношеская спортивная школа №1 приобрела  статус специализированной школы олимпийского резерва, что подтверждает высокий уровень подготовки спортсменов.

От 25 до 30 учащихся детских  спортивных школ ежегодно являются членами  национальной команды Республики Беларусь по различным видам спорта.

Работа учреждений здравоохранения  района направлена на реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья граждан.  А именно, проведена работа по совершенствованию  материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, оснащению современным оборудованием, внедрению новых медицинских технологий.

Открыты новые  отделения: эндоскопическое и программного гемодиализа, произведено увеличение коечной мощности  терапевтического отделения, начала функционировать  больничная аптека, на базе  диспансеров  открыты бактериологическая и СПИД - лаборатории. Работает  клиника «Дружественная к молодежи». Для пациентов в терминальной стадии ВИЧ инфекции оборудовано  10 коек хосписного типа. С  2010 года реализуется проект заместительной терапии метадоном для лиц, употребляющих наркотические вещества в немедицинских целях. Сельские врачебные амбулатории реорганизованы в амбулатории врача общей практики.

Однако в районе остается неблагополучная ситуация по ВИЧ (СПИД), за 2010 год выявлен 162 новых случаев заболевания.

Благодаря последовательному  осуществлению рыночных преобразований, разгосударствлению и приватизации предприятий государственного сектора, созданию и поддержке предприятий малого и среднего бизнеса, широкому развитию предпринимательства, в районе удалось переломить процесс роста уровня безработицы. В 2010 году уровень безработицы составил  0,9  % при задании 1,7 %.

За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью  69,049 тыс. м2 или 103,1 % годового задания. В том числе в сельских населенных пунктах введено 15 жилых домов.

Вместе с тем, в районе за 2010 год не обеспечено выполнение прогнозных показателей по импорту  товаров без учета организаций, подчиненных республиканским органам  управления, по оказанию платных услуг  населению, по использованию инвестиций в основной капитал по предприятиям подчиненным местным Советам, исполнительным и распорядительным органам, по производству валовой продукции сельского хозяйства.

Основной причиной снижения объемов производства в АПК явилась гибель около 2,5 тысяч гектаров посевов в зимний период и сложные аномальные погодные условия в летний период.

Несмотря на негативные моменты в Светлогорском районе продолжается работа по совершенствованию структуры посевных площадей, а также по обеспечению повышения экономической эффективности использования угодий.

Большое внимание в районе уделяется  обновлению машинно- тракторного  парка, реконструкции животноводческих помещений, машинных дворов, реформированию сельскохозяйственных  предприятий  с низким уровнем хозяйствования, закреплению молодых специалистов. За отчетный период построено и введено в эксплуатацию три современных молочно-товарных комплекса.

Возрождение села продолжает оставаться центральным направлением аграрной политики как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельных регионов, в том числе и Светлогорского района.

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА  УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ  РЕГИОНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Факторы  влияющие на результативность  деятельности местного управления

 

Важнейшей задачей региональной политики ближайшего периода является поддержка " точек роста" в виде промышленных центров, районов с высокоэффективным сельским хозяйством, свободных экономических зон, технопарков и инновационных центров.

Для стимулирования деловой активности в регионах приоритетного развития целесообразно предоставление субъектам хозяйствования налоговых льгот, субсидий и кредитов.

Перспективные направления  региональной политики определены в  Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, которая предусматривает, что для её реализации необходимо во все возрастающей мере опираться на возможности и инициативы местных органов государственного управления и самоуправления соответствующих регионов, поскольку многие жизненно важные проблемы жизнеобеспечения и безопасного проживания населения решаются именно на этом уровне.

В какой же форме должно осуществляться управление регионом в настоящее время? Ведь все масштабные задачи, связанные с переходом к рынку, в первую очередь будут решаться на местах, конкретных территориях теми органами, которые больше всего приближены к людям.

Крупицы этого нового опыта накапливаются. Но пока это  не система. Самостоятельность регионов ограничена, и новый творческий подход к управлению - всего лишь отдельные, локальные факты. В полном объеме Закон " О местном управлении и самоуправлении” не работает, хотя сам по себе он представляет хорошую нормативно-правовую базу для территориального управления. Не случайно законодательные основы об управлении территориями не изменены в новой Конституции (дополнения 1996г.). Осталось только запустить механизм в действие.

Основные цели управления регионом заданы политикой государства "человек, его права и свободы и гарантии их реализации являются нашей ценностью и целью общества и государства". Такого рода стратегическая цель нуждается в менеджерской переработке на местах для придания ей оперативной, более конкретной формы и приведения в соответствие с имеющимися ресурсами. На местном уровне она уже звучит по-новому:

- разработка схемы  управления народным хозяйством (функция планирования);

- организация охраны  общественного порядка и прав  граждан (функция организации  и координации);

- разработка планов  экономического и социального развития, районных программ, местного бюджета (функция планирования);

- принятие конкретных  мер по осуществлению этих  программ, планов и бюджета (функция  организации).

Значительное влияние  на активность и результаты управления отдельными территориями оказывает макроэкономический уровень, так называемая сложность внешней среды, т.е. совокупность множества факторов, на которые организация обязана реагировать в случае изменения хотя бы одного из них. Среди этих факторов особо негативную роль играет нестабильность законов и возрастание централизованного воздействия высших уровней власти на управление территорией.

Ясно, что экономические  законы, нормативная база, инструментарий по их применению не могут изолированно существовать на отдельно взятой территории.

Ни одна территория не будет иметь развития без гарантий устойчивости налоговой системы. Регионы в целом не обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы решать задачи как возложенные центральной властью, так и вытекающие из проблем развития региона. А это значительно ограничивает возможность разработки долгосрочных концепций развития.

Особенно большое значение для территориального развития имеет  государственная инвестиционная политика в виде дотаций и субсидий, квот, нормативов, ориентированных на специальные фонды развития.

Пока же системности  в этой работе нет, деньги на погашение  дефицита бюджета поступают с  нарушением сроков, что мешает планировать  инвестиционную деятельность.

При этом основной формой участия государства в регулировании  развития регионов должны быть региональные программы, финансируемые из бюджета. Однако, как заключает в статье "Региональные программы путь к подъему" В. Ельсуков, "анализ практики того, что можно отнести к проблеме регионального регулирования, позволяет заключить следующее. В Беларуси в настоящее время работа по региональному планированию не ведется". Трудно утверждать обратное на примере одного района. Можно привести лишь факты, подтверждающие этот вывод [11].

С 1996 года в г. Светлогорске начата застройка микрорайона № 6а, в котором на сегодняшний день проживает порядка 4 тысяч семей, в котором до настоящего время нет ни детского сада, ни школы.

 За пятнадцать лет со стороны исполкома написано десятки писем с целью включения данных социально значимых объектов в программу финансирования и строительства. Но до настоящего времени ситуация остается без изменений. Такая ситуация как-то не увязывается с одним из приоритетов социальной политики государства, а именно улучшением демографической ситуации в стране. И такого рода примеры есть в других регионах.

Не обладая финансовой самостоятельностью исполкомы не могут в полной мере реализовать предпринимательскую функцию, полностью зависимы от центра в покрытии дефицита бюджета, повязаны директивными указаниями, ограничивающими их самостоятельность. Так, что в обычных условиях хозяйствования инициатива местных органов власти предопределена генеральной линией на централизацию и в силу этого ограничена. Тем более, что в последнее время усиливается регламентация, включая даже такие мелкие вопросы хозяйствования, как установление льготных ставок по аренде. Теперь установление льгот определяется специальными районными комиссиями и, кроме того, предоставляется на окончательное согласование в областные исполнительные комитеты. Таким образом, благое намерение побороть злоупотребления чиновников регионального масштаба оборачивается усложнением механизма согласования, замедлением принятия решений, да и просто не согласуется с декларированными в Законе "О местном управлении и самоуправлении" правами городских исполкомов. Таким образом, подвержен централизации один из наиболее часто используемых рычагов экономического стимулирования [12].

Еще в феврале 2010 года Президентом на республиканском совещании была поставлена задача, сделать налоговое законодательство простым, удобным и понятным для налогоплательщиков. Налоговая система должна быть построена так, чтобы налогоплательщик свободно ориентировался в ней, был уверен в правильности своих действий. Однако и после внесения в налоговое законодательство изменений, предприятия по-прежнему уплачивают семнадцать видов налогов и других платежей, многие из которых имеют абсолютно одинаковую налоговую базу.

Следует упростить и  систему налоговых расчетов. Каждый налог должен иметь свой, чётко  установленный объект исчисления, и только за его сокрытие налогоплательщик должен нести ответственность.

Необходимо исключить  ситуации, когда ошибка в исчислении одного из налогов приводит к цепи налоговых нарушений по другим платежам.

Информация о работе Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием региона