Организация управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.
В отечественной теории и практике понятие управленческого учета появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и

Содержание

1. Понятие, сущность и назначение управленческого учета на предприятии;
2. Понятие издержек, затрат и расходов организации. Классификация затрат;
3. Общие принципы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) ;
4. Бюджетирование и анализ как средство контроля затрат.
5. Понятие управленческих решений и их классификация.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация управленческого учета.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 13. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

1. Понятие,  сущность и назначение управленческого  учета на предприятии;

2. Понятие издержек, затрат и расходов организации.  Классификация затрат;

3. Общие принципы  калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг) ;

4. Бюджетирование  и анализ как средство контроля  затрат.

5. Понятие  управленческих решений и их  классификация. 

Вопрос 1. Понятие, сущность и назначение управленческого  учета на предприятии

    Важнейшими  задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

    В отечественной теории и практике понятие управленческого учета  появилось сравнительно недавно. В системе руководства западных фирм управленческий учет начал развиваться уже в 40-е гг. 20 столетия. Это было связано с увеличением масштабов производственных затрат, обостряющейся конкуренцией в рамках мирового хозяйства, растущей инфляцией, появлением новых методов планирования и анализа производственной деятельности. Появление управленческого учета как самостоятельной учебной дисциплины связано с Американской Ассоциацией бухгалтеров, разработавшей в 1972г. программу получения диплома по управленческому учету с присвоением выпускникам квалификации бухгалтеров – аналитиков. В условиях развивающихся рыночных отношений на российских предприятиях возникла реальная необходимость создания системы управленческого учета, который считают одним из новых и перспективных направлений бухгалтерской практики.

    Среди авторов расходяться от понятия  управленческого учета в узком  смысле этого слова, а именно как подсистемы бухгалтерского учета, включающего в себя сбор, регистрацию и обобщение информации, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления: планирование, организацию, учет, контроль, анализ, принятие решений.

    Следует отметить, что официального определения  управленческого учета в законодательных  актах, входящих в систему нормативного регулирования РФ, нет.

    Проблема  управления предприятием требует информационной обеспеченности внутренних пользователей  бухгалтерской информации – управленческого  персонала предприятия. Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая:

    - стратегическое управление;

    - производственный учет;

    - разработку показателей деятельности;

    - формирование управленческой отчетности.

    В систему управленческого учета  и анализа включают также прогнозирование внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия, а также составление управленческой отчетности.

    Составление стратегического плана предприятия предусматривает появление документа, называемого «Стратегический план предприятия». В нем имеются следующие разделы, которые отражают:

    - цели и задачи предприятия;

    - текущую деятельность предприятия  и долгосрочные задачи;

    - стратегию предприятия;

    - наиболее значимые проекты;

    - описание внешних операций;

    -  капиталовложение и ресурсное  распределение;

    - планирование неожиданностей.

    Производственный  учет является одной из составляющих управленческого учета и включает в себя:

  1. систему сбора и использования информации, связанной с управлением производством, в том числе технологическим процессом и экономическими последствиями осуществления технологического процесса;
  2. систему учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг), а также ее планирование.

    Чем сложнее управленческая структура, тем большее значение имеет правильный выбор системы показателей деятельности, то есть своевременное определение показателей и эффективность их с точки зрения отражения задач, стоящих перед каждым подразделением.

    Для выработки и принятия управленческих решений руководителям всех уровней необходимо детализировано разработать управленческую отчетность. Независимо от способа организации информационная система предприятия должна учитывать и отражать все экономические и политические изменения, законодательные ограничения, культурные различия и социологические особенности страны, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

    Теоретически  возможны два подхода к установлению правил постановки управленческого  учета на предприятии: централизованный и децентрализованный.

    При централизованном подходе ведение учета регламентируется и контролируется особым подразделением, созданным на предприятии. В этом случае руководство предприятия должно определить ответственное лицо или команду лиц, ответственную за внедрение и ведение управленческого учета. Такие ответственные лица подотчетны исполнительному органу предприятия. Это специалисты, задачей которых является обеспечение реализации общих целей  на уровне конкретных мероприятий, рассчитанных на понимание и исполнение всеми задействованными подразделениями.

    В рамках децентрализованного подхода предполагается, что функции ведения управленческого учета и обеспечения руководства соответствующей управленческой отчетностью могут возлагаться на экономистов, работающих в любом структурном подразделении.

    В минимальный набор навыков специалистов, занятых организацией и ведением управленческого учета должно входить  знание концепций и принципов  управленческого учета, основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности, информационных технологий, а также моделирования процессов.

    На  лиц, занятых организацией и ведением системы управленческого учета, должны быть возложены следующие  обязанности:

  1. обеспечить внедрение системы управленческого учета;
  2. координировать и корректировать функции системы управленческого учета;
  3. обеспечит взаимодействие между подразделениями и специалистами, занятыми управленческим учетом;
  4. обеспечить согласованность действий.
 

    Вопрос 2. Понятие издержек, затрат и расходов организации.

    Классификация затрат

    Очень часто в официальных документах, статьях, книгах употребляются понятия «затраты», «расходы», «издержки», подразумевая под этим либо одни и те же, либо разные категории. Часто понятие «затраты» отождествляется с понятием «расходы», однако эти явления имеют принципиальные отличия.

    Затратыэто стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

    Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. По признаку принадлежности к отчетным периодам расходы организации делятся на две категории:

    - расходы данного (текущего) отчетного  периода;

    - отложенные расходы.

    Расходы данного отчетного  периода –  расходы, обусловленные фактами хозяйственной деятельности текущего отчетного периода и признаваемые в отчете о прибылях и убытках данного периода.

    Расходы данного отчетного периода по признаку взаимосвязи с доходами отчетного периода делятся на:

    - расходы данного отчетного периода,  обусловленные полученными в  данном отчетном периоде доходами;

    - расходы данного отчетного периода,  не связанные с получением  текущих доходов (амортизация,  аренда).

    Отложенные  расходы –  расходы, связанные с хозяйственными операциями по использованию ресурсов организации, осуществляемые в данном отчетном периоде с целью получения возможных доходов в будущем.

    Отложенные  расходы по признаку возможности  возникновения будущих ресурсов делятся на:

    - инвестиции (капитальные вложения);

    - расходы будущих периодов.

    Примеры признания расходов:

  • Отгрузка продукции (Д-т 90, К-т 43) означает выбитые актива на сумму иную, чем связанное с поступлением другого актива – дебиторской задолженности (Д-т 62, К-т 90);
  • Штрафы, пени, неустойки (Д-т 91, К-т 76, 62), означает увеличение обязательств без поступления каких либо активов и др.

    В отличие от расходов, затраты в  момент их признания не оказывают  влияния на прибыль. Затраты в  период их возникновения могут совпадать  с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

    1) получены доходы в результате  их осуществления;

    2) имеется достаточная степень  уверенности в отсутствии доходов  как в данном, так и в будущих  отчетных периодах.

    Совокупность  затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансовом отчете в качестве активов. В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов.

    Издержки  – денежное выражение затрат, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности. В Российской практике издержки подразделяются на издержки производства и издержки обращения. Помимо этого в экономической литературе выделяют следующие виды издержек:

  • Бухгалтерские издержки – себестоимость реализованной продукции. Они используются для ведения бухгалтерского учета, составления внешней отчетности, осуществления налогового учета и планирования;
  • Технологические издержки – реальные производственные издержки. Чаще всего эти издержки используют для ведения учета с длительным циклом производства;
  • Полные издержки – издержки, полностью отражающие затраты производства и реализации продукции.

    В налоговом учете затраты классифицируются в целях исчисления налогооблагаемой прибыли. В финансовом учете формируется информация о величине расходов в целом по предприятию. В управленческом учете цели классификации затрат определяются исходя из целей и задач предприятия.

    В российской учебной и научной литературе называется до 10 группировочных признаков затрат. Анализ подходов к  классификации затрат показал, что группы затрат в управленческом учете целесообразно объединять по следующим направлениям:

    1. Для целей калькулирования  и оценки готовой продукции:

    а) элементы затрат:

    - материальные затраты;

    - затраты на оплату труда с  отчислениями на социальные нужды;

    - амортизационные отчисления ;

    - прочие затраты.

    б) статьи калькуляции:

    - оплата труда с отчислениями  на социальные нужды;

    - семена и посадочный материал;

Информация о работе Организация управленческого учета