Организация учебного процесса в университетах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:57, реферат

Краткое описание

Известно, что обучение- это процесс взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала с целью его усвоения и овладения способами познавательной деятельности. Чтобы осуществлять процесс необходимо его организовать. В «Философской энциклопедии» поясняется, что организация есть «Упорядочение, налаживание, приведение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположения, соотношения частей какого-либо объекта. Каждая конкретная форма организации обучения складывается из определенных этапов. Например, урок формирования знаний имеет следующие этапы: постановки цели и актуализации знаний, ведения новых знаний и первичного их основания учащимися, обобщения знаний оперирования ими, контроля усвоения

Вложенные файлы: 1 файл

университетское.docx

— 40.76 Кб (Скачать файл)

Совершенствование навыков работы преподавателей в  системе дистанционного обучения позволяет  организовать не только самостоятельную  познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое  взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую  работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые  методы, что позволяет перенести  акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы учебной деятельности, которые  и должны составлять основу дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения предполагает использование различных педагогических технологий, позволяющих реализовать  творческие, исследовательские и  игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует  основу научно-исследовательской работы студентов.

2.7.1  Творческие проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

Реализация  творческих проектов позволяет максимально  раскрыть творческие возможности студентов  и стимулировать их научно-исследовательскую  работу. При этом взаимодействие между  студентами и преподавателем при  дистанционном обучении может осуществляться с использованием как off-line, так и on-line технологий. Местом для обсуждения концепции группового проекта или индивидуальных проектных работ, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности и т.д. становится своеобразный "дискуссионный клуб", который организуется, например, в рамках "Электронного университета".

2.7.2  Исследовательские  проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Самым простым способом решения данной задачи может стать подготовка студентов, удаленных от базовых вузовских  центров, к участию в научных  конференциях на основе сетевых технологий, путем организации систематического консультирования с помощью электронной  почты или телеконференции. Более  интересной является разработка самих  исследовательских проектов с использованием информационных технологий.

Следует отметить некоторые трудности, возникающие  при организации подобного рода учебно-познавательной деятельности. Прежде всего, это низкая пропускная способность каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную  технологию ДО - видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции.

Вместе  с тем, проектная деятельность при  дистанционном обучении имеет свои преимущества:

    • возможности мультимедиа представления материала;
    • оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах;
    • опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов;
    • возможность одновременно работать в группе и индивидуально;
    • фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.

Опыт  организации "дистанционных проектов" позволяет утверждать, что цель проектной  деятельности в системе дистанционного образования остается традиционной и направленной, прежде всего, на выполнение студентами научно-исследовательской  работы. При этом меняются структура  и способы организации учебной  деятельности: иными становятся способы  доставки учебной информации, организации  учебных диалогов и управления учебным  процессом. Главной задачей преподавателя  становится разработка системы поддержки НИРС на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные диалоговые ситуации.

Еще одной  эффективной формой организации  НИРС является проведение олимпиад, телевикторин и других творчески-активных форм учебно-познавательной деятельности. Они дают возможность  адаптировать педагогические инновации  к особенностям дистанционного обучения.

Все выше названные организационные формы  НИРС в системе дистанционного образования  могут быть реализованы на основе on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

Несмотря  на определяющую роль самостоятельной  работы при дистанционном обучении, основными субъектами учебного процесса остаются студент и преподаватель. Соучастие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного  образования и в традиционной образовательной системе, и при  дистанционном обучении. Поэтому  основным требованием к технологиям  дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии.

  1. Заключение.

В зависимости  от форм организации совместной деятельности нам приходиться выбирать методы обучения. То есть форма диктует  метод.

При выборе форм учебной работы на занятии учитывается, как определённая форма обеспечивает формирование знаний, как влияет на развитие профессиональных навыков  учащихся.

Конструируя занятия, на основе тщательного анализа возможностей конкретных форм, необходимо подбирать  их сочетания, обеспечивающие высокую  эффективность учебного процесса, оптимальную  результативность учебной деятельности всех групп учащихся при рационально  расходуемом времени.

Вся система  педагогической деятельности и взаимоотношений  с воспитанниками становится тем  условием, при котором формируется  интерес, любознательность, стремление учащихся к расширению своих познаний. Воспитание всесторонне развитого, высококультурного человека требует  такого обучения, которое обеспечило бы последовательность усвоения учащимися  определенной системы знаний в разных областях наук.

Эффективность учебного процесса зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который  обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

        1. Список литературы :
  1. Вища освіта в Україні : Навчальний Посіб. / За ред.. В. Г. Кременя, С.М.Ніколаєнка.- К.: 2005.
  1. Демкин В.П., Можаева Г.В. Организация учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения: Учебно-методическое пособие. – М:Томск 2003.
  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока.- М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Организация учебного процесса в университетах