Организация экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:34, доклад

Краткое описание

На начальном этапе в СНГ доминировал упрощенный подход к развитию экономического сотрудничества, сводившийся к поддержанию унаследованных от СССР хозяйственных связей. В 1992г. страны СНГ заключали соглашения, определявшие конкретную номенклатуру и объемы взаимных поставок, как правило, включавшихся в госзаказ. Первая многосторонняя договоренность такого рода была достигнута главами правительств в январе 1992 г. Однако эти соглашения не могли оказаться эффективными и не выполнялись.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Для формирования общего рыночного  пространства важно согласование взаимосвязанных  направлений реформирования и структурных  преобразований экономики. Такую работу могли бы проводить экономические  ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на среднесрочную  перспективу. Полезно было бы договориться о разработке совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного  союза, что помогло бы проводить  согласованные изменения в структуре  национальных экономик, облегчить поиск  взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так  и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и финансово-промышленных групп.

Неотложной задачей является устранение расхождений в действующих в  странах СНГ нормативно-правовых положениях, устанавливающих режим  деятельности совместного предпринимательства. В национальных инвестиционных программах следует предусматривать меры по поддержке и стимулированию на льготных условиях проектов, направленных на обеспечение взаимодействия предпринимателей стран СНГ. Важно решить вопросы создания фондов страхования инвестиций, поддержки крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе.

Интеграционным связям препятствуют взаимные неплатежи государств и  предприятий, преимущественно бартерный  характер торговли. Поэтому необходим  действенный механизм платежно-расчетных  отношений, основанный на привлечении  потенциала коммерческих банков, использовании  вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности предприятий.

Нужен также механизм погашения  долгов стран Содружества в имущественной  форме путем их обмена на находящиеся  в государственной собственности  акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Важны согласованное  установление официальных курсов валют, их поддержка, единообразные условия  их конвертации, содействие банкам в  развитии сети филиалов. Целесообразны  взаимная конвертируемость национальных валют, прежде всего в рамках Таможенного  союза, постепенный переход к  совместному регулированию их курсов, что облегчает введение во взаимных расчетах многостороннего клиринга. Опыт создания платежной системы, накопленный  Таможенным союзом, можно использовать для формирования мультивалютных расчетов в масштабах всего Содружества.

Крупным резервом сотрудничества являются экономические связи между регионами  стран СНГ. Поэтому необходимы адекватные права территориальных образований  в организации торговых, производственных, инвестиционных, научно-исследовательских  и других отношений на региональном уровне. Целесообразны меры по государственной  поддержке межрегионального и приграничного  сотрудничества, созданию благоприятных  организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых и других условий  для развития прямых связей между  регионами стран СНГ.

В предстоящий период экономическое  сотрудничество России со странами СНГ  будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции  дальнейшего развития Содружества  Независимых Государств и утвержденного  ими Плана основных мероприятий  по её реализации.

Концепцией определено, что экономическое  сотрудничество сегодня является приоритетом  СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка  Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью СНГ  на современном этапе должно стать  завершение формирования зоны свободной  торговли и дальнейшее её совершенствование  согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых  представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над  Стратегией уже в этом году. Это  должен быть системный, комплексный  документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.

Основной целью в среднесрочной  перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений  элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для  деятельности российского бизнеса  на этом направлении. Одним из основных вопросов правового обеспечения  интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование  согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена  одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5.10.2007 года.

Принятие Конвенции по межтерриториальному  сотрудничеству и создание Конгресса  местных и региональных властей  СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих  в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами представительной и исполнительной власти

Интеграционные процессы в СНГ  определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, - В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией. [15, с. 70] К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно-финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит

- продолжать работу по совершенствованию  нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной  торговли, завершению формирования  таможенного союза России, Белоруссии  и Казахстана и элементов единого  экономического пространства;

- предложить странам Содружества  эффективные антикризисные программы,  а возможно и антикризисные  кредиты, направленные на минимизацию  последствий влияния кризиса  на реальный сектор экономики,  финансовую и банковскую сферы;

- активизировать участие российских  предпринимателей в приватизационных  процессах в странах СНГ, в  том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные  предприятия), Казахстане (главным образом,  организации банковской сферы), и  с этой целью обеспечить отечественному  бизнесу всестороннюю поддержку;

- сформировать более активную  экономическую повестку двусторонних  отношений, в том числе заседаний  межправительственных комиссий  со странами СНГ (поддержка  реализуемых и намечаемых проектов  с участием российского бизнеса,  создание выгодных условий для  участия российского бизнеса  в процессах приватизации и  конкурсах по государственным  закупкам и др.);

- эффективно использовать как  важное конкурентное преимущество  транспортный и транзитный потенциал  Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным  географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;

- приступить к разработке и  реализации крупных инвестиционных  проектов в области энергетики, в том числе атомной, транспорта, исследований космоса, нацеленных  на реализацию конкурентных преимуществ  России и государств-участников  СНГ. Обозначить лидирующую роль  России в их финансировании.

Таким образом, ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных  организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ.

Заключение

Взаимодействие новых суверенных государств в СНГ претерпевает целый ряд метаморфоз. Это обусловлено глобальным противоречием, состоящим в том, что для суверенитета необходимо отделение, а для выживания - интеграция. Именно эти противоположности определяли ход переговоров на высшем уровне СНГ. Очень быстро, практически с первого саммита, началось освобождение от иллюзий о возможности единодушных договоренностей по любому вопросу экономики, политики, обороны, гуманитарной сферы.

Наибольшее постоянство в сотрудничестве демонстрировали Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, которые участвовали во всех или почти во всех соглашениях. Тяготела к этому и Армения. В то же время с самых первых встреч лидеров СНГ выделилась и группа стран, не стремящихся к укреплению институтов СНГ. Это Туркменистан и Украина. Промежуточную позицию заняла Беларусь, которая поддерживала инициативы в развитии сотрудничества в СНГ, но в то же время не приняла участие в создании военно-политического союза государств-участников СНГ.

В итоге все чаще суверенные страны остаются один на один со своими проблемами. Как умеют, они пытаются преодолевать неразрешимые противоречия процесса «разделения - интеграции». В ход идут и договоры некоторых стран-участников, и образование  блоков в СНГ, попытки расширения сотрудничества с «дальним зарубежьем». Однако все более отчетливо начинает проявляться тенденция к взаимодействию на основе двусторонних договоров разного типа: от многоплановых договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, какие, например, заключила Россия с Казахстаном, Узбеки станом и Кыргызстаном, до договоров более ограниченного спектра, например о дружбе с Россией, Туркменистаном, Беларусью, вплоть до договоров по отдельным вопросам, например России и Украины о Черноморском флоте и т.д. Конечно, двусторонние договоры лучше, чем ничего. В определенной мере благодаря им Россия сохраняет свои позиции как «точки притяжения» в СНГ. Но, вместе с тем, двусторонние договоры позволяют уже и Украине, и Казахстану тоже претендовать на такую роль.

Региональные связи становятся все более весомым компонентом  двусторонних отношений России с  зарубежными государствами. Существенно  возрос их объем, расширилась география, обогатилось содержание.

Страны СНГ и Содружество  в целом являются для внешней  политики России стратегическим приоритетом. От того, как складываются отношения  с ними, во многом зависит прочность  международного положения нашего государства. Более того, развитие двусторонних отношений является непременным  условием укрепления самого СНГ. Сегодня, когда интеграционные процессы в  рамках Содружества, прямо скажем, «пробуксовывают», наращивание сотрудничества с государствами-участниками на двусторонней основе приобретает для нас дополнительную актуальность. Углубляя межрегиональные связи, субъекты Федерации вносят свой вклад в решение этой задачи.


Информация о работе Организация экономического сотрудничества