Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:38, контрольная работа
Прогнозирование спроса – это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.
При нормативном прогнозировании наиболее сложным является расчет возможного спроса на товары длительного пользования. Совокупный спрос на эти товары образуют первоначальный спрос новых покупателей и спрос на замену выбывающих изделий.
Методы экспертных оценок базируются на оценках тенденций развития спроса на отдельные товары в будущем, которые дают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой научный и практический опыт. Их основное содержание заключается в рациональной организации проведения экспертизы проблемы прогнозирования спроса и в обработке результатов индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.
Применяются следующие методы опросов и формирования экспертных оценок:
- анкетирование – письменный опрос экспертов с помощью анкет;
- интервьюирование – устный опрос экспертов в форме беседы-интервью;
- метод Дельфи – многотуровая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим независимо друг от друга;
- «мозговая атака» – групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и путей ее решения (критика выдвигаемых идей запрещена);
- дискуссия – открытое коллективное обсуждение проблемы с целью всестороннего анализа и оценки факторов и условий динамики спроса (взаимная критика поощряется).
Основной недостаток методов экспертных оценок заключается в их субъективности, которую нельзя исключить. Поэтому они применяются в тех случаях, когда отсутствует информация о прогнозируемом спросе и, следовательно, неприменимы более строгие и формальные методы прогнозирования. Их применение наиболее эффективно при среднесрочном и долгосрочном прогнозировании.
Методы аналогии основываются на использовании опыта высокоразвитого процесса для прогнозирования возможной структуры спроса менее развитого процесса или при определении возможного спроса на новые виды товаров.
Прогнозирование спроса по аналогии включает:
- анализ закономерностей развития более высокой структуры спроса (или товара – аналога нового товаров);
- оценку возможностей использования этих закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.
Примером применения
аналогии является структурное моделирование
и прогнозирование
Следовательно, процедура структурного моделирования и прогнозирования включает два основных расчета:
- обоснование возможных темпов или масштабов перемещения в будущем населения из более низких в более высокие группы доходности;
- прогнозную оценку возможностей структуры потребительского спроса в разрезе экономических групп и в целом по всем группам населения.
При этом могут быть использованы закономерности развития структуры спроса (в том числе, спроса на аналогичные товары) в развитых странах или регионах.
Несмотря на количественные оценки прогнозов спроса при его структурном моделировании, методы аналогии рекомендуются использовать в основном для качественного описания возможного развития потребительского спроса в прогнозируемом периоде. Их применение должно опираться на всесторонний анализ специфических экономических, природно-климатических и национально-исторических условий развития спроса в данной стране или в данном регионе, чтобы избежать механического коп копирования закономерностей развития аналога.
2. Организация и регулирование заработной платы в системе товарного обращения.
С переходом к рыночным отношениям принципиально изменилась сущность таких понятий, как оплата труда и формирование доходов торгового предприятия. Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия, расходуемого для оплаты труда наёмного работника в соответствии с условиями найма. Организация заработной платы включает следующие элементы, тарифную систему, формы и системы оплаты труда.
Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со следующими функциями:
1)
Стимулирующая функция
2) Дифференциация
окладов в зависимости от
Заработная плата делится на два вида: основная и дополнительная.
Основная начисляется за фактически проработанное время и выполненные на предприятии работы.
Дополнительная – это установленные законом выплаты за непроработанное время. Это оплата отпусков, выходных пособий, льготных часов для подростков.
В условиях различных организационно-правовых форм собственности торговые предприятия получили право самостоятельно выбирать порядок оплаты труда.
Существует
повременная, сдельная и
При повременной оплате заработная плата работнику начисляется в соответствии с окладом за фактически отработанное время. Сдельная система представляет собой оплату в зависимости от объёма работ по установленным расценкам. В последнее время получили широкое распространение гибкие системы, в которых заработная плата увязывается с конечным результатом.
В основе повременной оплаты труда лежит принцип зависимости величины заработной платы от количества отработанного времени. Однако в силу того, то труд может быть простым и сложным, необходимо нормирование труда, с помощью тарифной ставки (показатель уровня оплаты труда в час) и тарифной ставки (шкала, определяющая дифференциацию тарифной части заработной платы в зависимости от квалификации).
Заработная
плата работника при простой
повременной системе
При повременно-премиальной
системе предусматриваются
При системе плавающих окладов в конце месяца с учётом результатов финансовой деятельности устанавливаются новые должностные оклады. Размер окладов повышается или понижается в зависимости от роста (или снижения) установленных показателей деятельности (это может быть товарооборот, или доход).
Сдельная оплата труда в зависимости от способа учёта выручки и поощрения имеет следующие системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-прогрессивную, комиссионную.
При прямой сдельной системе заработная плата работника оплачивается по неизменной расценке. Общий заработок работника определяется путём умножения сдельной расценки на сумму или количество реализованных товаров. Плюсом системы является личная заинтересованность отдельного работника, минусом то, что не заинтересовывает работника в повышении эффективности работы всего предприятия.
При сдельно-премиальной системе работник сверх заработков по сдельным расценкам получает премию, предусмотренную условиями премирования.
При сдельно-прогрессивной системе труд работника в пределах установленного планового задания оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при его перевыполнении – по повышенным расценкам.
Комиссионная система оплаты труда применяется для оплаты труда в зависимости от объёма результата деятельности: товарооборота, стоимости заключённых сделок (на биржах, в оптовой торговле). Эта система может применяться как сочетание повременной оплаты труда с выплатой вознаграждений по результатам работы. При этом по каждому работнику целесообразно вести оперативный учёт его результатов труда.
Каждая из этих систем может быть индивидуальной или коллективной.
Коллективная (бригадная) оплата труда по сдельным расценкам – это оплата за коллективно выполненную работу. Коллективная (бригадная) сдельная оплата наиболее эффективна в магазинах (отделах, секциях) с численностью не менее шести человек, с относительно постоянным потоком покупателей и устойчивым ассортиментом.
Гибкие системы оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с конечными результатами деятельности предприятия.
Широко применяется остаточная система, при которой заработная плата работников находится в тесной связи с суммой полученной прибыли как в отдельном подразделении (отделе, секции), так и в целом на предприятии.
Такая система оплаты труда способствует возникновению профессиональной конкуренции между работниками, что повышает культуру обслуживания.
Остаточная система применяется на предприятиях, где есть структурные подразделения. Для каждого подразделения главный бухгалтер в отчётном году определяет норму прибыли. Денежные средства, полученные сверх этой нормы, распределяются между сотрудниками отдельных подразделений.
Бестарифная система применяется в хорошо организованном коллективе.
Каждому работнику присваивается коэффициент оплаты труда, который учитывает его квалификацию и результативность работы в коллективе при выполнении определённого объёма работ.
Контрактная система предусматривает заключение трудового контракта.
Кроме размера тарифной ставки, в трудовом контракте могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за знание иностранных языков, за отклонение от нормальных условий труда.
Расчёт производительности и эффективности труда.
Все начисленные предприятием выплаты работникам являются его затратами на оплату труда, образуя фонд заработной платы. Фонд заработной платы состоит из трёх разделов: фонд заработной платы; выплаты социального характера; расходы не относящиеся к фонду заработной платы; выплаты социального характера; расходы не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.
Фонд заработной платы, который используется для исчисления средней
заработной платы в целом по предприятию, определяется независимо от источников выплаты денежных сумм. В настоящее время фонд заработной платы включает:
- оплаты за отработанное время;
- оплату за неотработанное время(отпуск, оплата простоев не по вине работников, выходное пособие итак далее);
- выплаты на питание, жильё, топливо;
- единовременные поощрительные выплаты.
В состав единовременных поощрительных выплат включена материальная помощь, предоставляемая всем или большинству работников, так как она носит премиальный характер, в отличие от материальной помощи, предоставляемой отдельным работником по семейным обстоятельствам.
Из фонда заработной платы при исчислении размера средней заработной платы исключаются:
1. Надбавки за подвижный и разъездной характер работы, полевое довольствие;
2. Стоимость форменной одежды и обмундирования, предоставленных отдельным категориям работников в соответствии с законодательством (или сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам). Эти затраты рассматриваются аналогично затратам на спецодежду и командировочные расходы как затраты, связанные с необходимостью производственного процесса. Кроме того, сейчас иногда трудно отличить спецодежду от форменной.
3. Компенсации женщинам, находящимся в частично, оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком.
4. Выходное
пособие при прекращении
5. Оплата
стоимости проезда работников
Крайнего Севера к месту
Для того, чтобы правильно рассчитать фонд оплаты труда, необходимо знать, какие виды оплаты труда относятся на себестоимость продукции, поскольку имеются затраты на оплату труда работников, которые не включаются в издержки обращения и, следовательно не учитываются при расчёте налога на превышение налога оплаты труда.