Такая типизация организационных структур
обусловливает и соответствующие организационные
формы управления: министерства, ведомства,
комитеты, ассоциации, акционерные общества,
муниципальные образования, частные и
казенные предприятия, банки, фонды и т.д.
Элементы организационной структуры
в совокупности образуют организационное
единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими
функциями. Нет и не может быть чистых
функций без их субстанциональных носителей,
равно как и не принадлежащих определенной
структуре. Поэтому естественны и необходимы
изменения в структуре, если меняются
функции ее отдельных компонентов.
Формирование рыночной экономики предполагает
создание новых организационных отношений
и структур управления.
Во-первых, характерным становится перераспределение
функций между различными органами государственного,
коммерческого и общественного управления,
делегирование функций не только сверху
вниз, но и снизу вверх. Стремление региональных
и муниципальных образований к расширению
управленческой самостоятельности имеет
под собой убедительные основания. Одно
из них — невозможность центральной власти
как прежде централизовать доходы от налогов
и прибыли; другое — то обстоятельство,
что центральная власть фактически не
может обеспечить сохранение и развитие
социальных стандартов в регионах, в силу
чего не только уступает в этом прерогативу
местным органам власти, но настоятельно
делегирует им функцию социальной поддержки
и защиты.
Во-вторых, со временем происходит моральное
старение структуры управления, следствием
чего становится неизбежной замена структур,
не способных мобилизовать организационные
резервы. Формируются перспективные организационные
структуры. Среди последних важнейшими
являются те, которые являются адекватными
социально-рыночной среде экономического
развития России, создают условия для
качественных преобразований в системе
общественных отношений; через структуры
стимулируются интенсивные факторы роста
социальной и экономической эффективности.
2.2.Факторы, влияющие на
организационные структуры и типы организационных
структур управления
На организационные структуры влияет
ряд факторов. С одной стороны, они объективно
обусловливают и предопределяют процесс
их преобразования, а с другой — подчиняют
эти структуры волевому воздействию полномочных
органов и ответственных лиц.
Среди объективных факторов, влияющих
на организационную структуру производства,
особое и все возрастающее значение приобретает
научно-технический прогресс. Он является
катализатором социальных, экономических,
управленческих и других организационных
изменений в системе отношений участников
процесса производства. Достижения НТП
влияют на состав элементов организационных
структур производства и управления.
В прошлом дискретный и зачастую случайный
процесс формирования организационных
структур объясняется тем фактом, что
в условиях командно-административной
системы управления была непомерно велика
роль субъективного фактора. При этом
руководствовались волевыми решениями
отдельных ведомств, государственных
и хозяйственных организаций, субъективным
мнением политических лидеров.
На начальном этапе перехода
на рыночные отношения в экономике России
действуют два типа организационных структур:
экстенсивный (командно-административный)
и интенсивный (товарный, рыночный) [3, C.136].
Особенность интенсивного типа заключается
в значительном повышении роли социальных
факторов общественного развития, что
требует сбалансированности всех элементов
организационной структуры управления.
Смена приоритетов изменяет все связи
между элементами структуры, акцентирует
внимание руководителей различных уровней
управления не на командных функциях по
поводу распределения производственных
планов и заданий, а на выявлении общих
проблем развития предприятий и на удовлетворении
запросов потребителей. Следовательно,
интенсивный тип производства и адекватный
ему тип организационной структуры приобретают
стратегическое значение.
Общими предпосылками создания
качественно новых организационных структур
управления интенсивного типа являются:
- перевод социально-экономических
функций министерств и ведомств, региональных
структур управления, предприятий и организаций,
всех существующих и создающихся, формирующихся
государственных, коммерческих и общественных
организационных структур на социально
ориентированные рыночные отношения;
- реализация социальных целей
большим количеством государственных,
региональных, муниципальных, коммерческих
структур. Акценты расставляются таким
образом, чтобы все элементы, составляющие
социальный комплекс, были задействованы
при решении текущих и перспективных социальных
задач. Разнообразные духовные и физические
запросы человека становятся тем общественным
индикатором, с помощью которого определяются
направления инвестиционной, научно-прикладной,
экономической и технической политики.
Критерием качества организационных структур
производства и управления выступает
наибольший конечный социально-экономический
и даже психологический результат.
Экстенсивный тип организационных
структур управления, действующий до последнего
времени, характеризуется следующими
чертами: «многоголовым» централизмом
управления; бюрократическим методом
работы; подчинением зачастую этнополитическим
и элитно-групповым интересам; примитивизмом
(формализмом) рыночных отношений, что
устраивает ведомственные, но не потребительские
интересы.
Экстенсивный тип структур управления
имеет ряд качественных признаков:
недостаточная гибкость и восприимчивость
к изменениям, вызванным научно-техническим
и социальным прогрессом;
слабая разработанность стратегии
развития организационных структур. В
производстве отсутствуют приоритеты,
связанные с НТП; в управлении организационная
структура ориентирована на решение оперативных
(текущих) задач и др.
затратный принцип стимулирования
совершенствования организационной структуры.
В производстве он характеризуется слабой
заинтересованностью в ресурсосбережении,
а в управлении — экономией только с помощью
сокращения численности аппарата;
административно-правовые,
командно-директивные методы управления,
превалирующие над экономическими и коллегиальными,
что сдерживает предпринимательскую инициативу
и поиск эффективных методов работы коллективов,
отдельных членов общества;
слабая адаптивность организационных
структур управления к меняющимся условиям
производства, рыночному механизму хозяйствования;
неадекватность роли органов
местного самоуправления их возможностям
в решении социальных, экономических технологических
территориальных проблем;
отсутствие социально-политической
и экономической стабильности, развитых
отношений собственности, способных стимулировать
многообразие организационных форм и
структур управления. Нельзя не видеть,
что управленческие структуры по всей
вертикали власти приспосабливаются к
происходящим изменениям. На уровне Федерации
и региона укрепляются исполнительные
органы власти, все отчетливее доминирует
авторитарный принцип руководства. В то
же время многие социально-экономические
проблемы жизни населения передаются
общественным органам управления — муниципальным
образованиям.
При недостаточной согласованности
структур управления данной вертикали
власти (Федерация — регион — муниципалитет)
возникает большое количество проблем,
связанных с формированием социально
ориентированных рыночных отношений в
центре и на местах. В структуре общественного
производства хозяйственные организации
лучше взаимодействуют в удобных для этих
структур социально-организационных формах.
В настоящее время таковыми являются акционерные
компании. Они сегодня заменяют отраслевые
министерства, региональные органы управления,
укрепляют статус крупных предприятий
и производств.
Развитие рыночной экономики
сопровождается пересмотром и реорганизацией
практически всех организационных отношений
— технико-технологических, социально-экономических,
политических. Поэтому предприятие любого
размера, любой сферы деятельности представляет
собой социальную производственно-экономическую
систему, которая в своей деятельности
наиболее полно отражает существо и противоречия
современного хозяйствования в целом.
Экономика России – это многорегиональный
организм, функционирующий на основе вертикальных
(центр-регион) и горизонтальных (межрегиональных)
взаимодействий и входящих в систему мирохозяйственных
связей [3].
Проводимый в конце XX в. курс
на децентрализацию хозяйствования и
управления, перераспределения полномочий
между федеральным Центром, субъектами
Федерации и муниципальными образованиями
усиливает внимание экономической науки
и практики управления к региональному
уровню социально-экономического развития.
Под регионом понимается уровень
субъекта РФ (область, край, республика,
автономная область или округ) с входящими
в его состав муниципальными образованиями
(район, город и т.д.) [6].
Региональная экономика является
мезоуровнем – средним звеном между макро-
и микроуровнем. Как мезоуровень она обладает
характерными особенностями. Региональная
экономика является подсистемой народного
хозяйства, причем нельзя рассматривать
ее как изолированную часть в народном
хозяйстве государства.
Регион как хозяйственная система
представляет собой часть территории,
на которой развивается система связей
и зависимостей между хозяйствующими
субъектами и организациями.
Основным объектом хозяйственного
регулирования выступает область. Область
в качестве звена региональной экономики
является субъектом Федерации. Она обладает
такими полномочиями в экономической
и правовой сферах, которыми не обладают
звенья более низкого уровня иерархии.
Эти права предоставляются не формально,
они закрепляют те свойства, которые приобретает
область в качестве хозяйственной системы.
В регионе, являющемся социально-экономической
системой, действуют как бы три, основные
подсистемы – государственная, в том числе
самого субъекта Федерации; муниципальных
образований и отдельных юридических
и физических лиц, прежде всего (по значимости)
хозяйствующих субъектов. Физические
и юридические лица не находятся в прямой
юрисдикции региональных органов власти.
Однако, они в значительной степени также
являются объектом управления региона
через различные инструменты налогообложения,
бюджетного финансирования социальных
сфер, финансирования регионального заказа
и пр.
Таким образом, поскольку в
конечном счете все подсистемы региона
находятся на одной и той же территории
и исходят из интересов одних и тех же
жителей региона, такое разделение, естественное
для условий многоукладного рыночного
хозяйства, не должно препятствовать консолидированному
участию этих подсистем в решении местных
социально- экономических проблем. Единое
поле деятельности всех подсистем региона
диктует и единый критерий оценки управления
регионом – улучшение экономической и
социальной ситуации в регионе. Базой
для решения этой задачи служит развитие
региона. Следовательно, необходимо функционирование
такой системы управления регионом, которая
обеспечивала бы устойчивое экономическое
развитие субъекта Федерации.
В настоящее время в регионах
РФ требуется реформирование системы
регионального управления. Сложившаяся
в стране рыночная экономика часто не
учитывает финансовые, хозяйственные,
управленческие и социальные различия
между субъектами Федерации. Поэтому необходимо
осуществлять такую систему регионального
управления, в основе которой находилась
бы региональная составляющая.
3.Основные проблемы решаемые
средствами региональной политики
Региональная политика государства –
сфера деятельности по управлению политическим,
экономическим, социальным и экологическим
развитием страны в пространственном,
региональном аспекте и отражающая как
взаимоотношения между государством и
регионами, так и регионов между собой.
По сферам воздействия можно выделить
следующие виды региональной политики:
1. Экономическая политика.
Необходимость смягчения региональных
экономических диспропорций, достижение
регионального экономического равновесия
характерна для всех стран. Механизм
осуществления этих целей весьма
развит и включает государственную
финансовую помощь, привлечение
местных ассигнований, в том числе
частного капитала, законодательные
мероприятия, финансовые ограничения,
штрафные санкции.
2. Социальная политика. В
поле зрения – процессы и
форма организации жизни людей
общественного производства со
стороны условий труда, быта и
отдыха человека и развития
личности вообще. Социальные различия
в жизни населения подавляющего
числа государств колоссальны. Отсюда
поиск путей выравнивания уровней
жизни между различными регионами
и типами поселений, а также
общее улучшение качества социальной
среды составляют суть региональной
политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика.
Она означает активное вмешательство
государства, как в естественное,
так и механическое движение
населения с целью достижения
специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая)
политика. Эстетика – наука об
эффективном использовании территории
конкретного региона путем оптимального
размещения производств, коммуникаций
и мест расселения с учетом
природных, экономических, архитектурно-строительных
и инженерно-технических факторов
и условий. Обширность территории
России нередко порождает иллюзию
неактуальности проведения активной
экистической политики в сравнении
с небольшими по территории европейскими
странами. Между тем именно в России, с
ее огромными пространствами, осуществление
дальновидной, научно обоснованной поселенческой
политики способно сэкономить колоссальные
средства.