5. Экологическая политика.
Усиливающаяся концентрация производства,
диктуемая объективными потребностями
его развития, урбанизация и скученность
населения, широкое применение синтетических
материалов, которые не могут
быть трансформированы природой,
привели к резко возросшей
нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика.
В сферу региональной научно-технической
политики попадают условия и
факторы размещения центров научных
исследований, взаимосвязи между
местами концентрации НИОКР и
размещением производительных сил,
территориальные формы соединения
науки и производства, региональные
перемещения научных кадров [10].
Структурирование региональной политики
может производиться иначе: все зависит
от критерия, положенного в его основу.
Иногда различают следующие виды региональной
политики:
1) По целям (политика выравнивания
уровней развития регионов, максимальное
использование местных ресурсов);
2) По механизму (автоматическая
– распределение по формуле, проблемная
– по спецпрограммам; целевая
– по конкретным регионам);
3) По средствам (финансовая,
административная, инфраструктурная);
4) По адресату (региональные
власти, организации, граждане).
К основным объектам региональной политики
относятся.
- Производственные (прежде всего предприятие
как первичное звено общественного разделения
труда),
- Социальные (человек как представитель
социума, семьи, этноса),
- Денежно-финансовые (федеральные бюджет,
ассигнования частных лиц, иностранные
инвестиции).
В качестве субъектов региональной политики
мот выступать как конкретные представители
государственной и районной власти (физические
лица), так и отдельные учреждения, организации
и предприятия (юридические лица).
К основным функциональным формам региональной
политики относят:
1. Прогнозирование – научное
предвидение предполагаемых направлений
и параметров экономического
развития региона на основе
анализа источников финансирования,
экономической структуры.
2. Региональное программирование
– целенаправленное вмешательство
в развитие региона, с формулированием
целей и промежуточных задач
социально-экономического развития
региона, а также с определением
конкретных сроков достижения
поставленных целей и необходимых
затрат ресурсов.
3. Региональное планирование
– установление конкретных задач
и целей на плановый период
с указанием источников финансирования,
конкретных исполнителей.
Цели и задачи региональной политики
различных государств не могут совпадать
и варьируют в весьма широких пределах.
Вместе с тем существуют общие, генерализованные
цели, присущие региональной политики
практически всех стран реализующих:
1) Создание и упрочение
единого экономического пространства,
и обеспечение экономических, социальных,
правовых и организационных основ
государственности;
2) Относительное выравнивание
условий социально-экономического
развития региона;
3) Приоритетное развитие
регионов, имеющих особо важно
стратегическое значение для
государства;
4) Максимальное использование
природных, в т.ч. ресурсных особенностей
региона;
5) Предотвращение загрязнения
окружающей среды, экологизация
регионального природопользования,
комплексная экологическая защита
регионов [8].
Стратегические цели региональной политики
современной России в соответствии с Указом
президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных
положениях региональной политики в Российской
Федерации» [2] состоят в стабилизации
производства, возобновлении экономического
роста в каждом из регионов страны, повышении
на этой основе уровня жизни населения,
обеспечении единых минимальных социальных
стандартов и равной социальной защиты,
независимо от экономических возможностей
регионов.
Региональная политика – важная составная
часть экономической политики государства.
Она охватывает комплекс различных законодательных,
административных и экономических мероприятий,
проводимых как центральными, так и местными
органами власти направленных на регулирование
процессов размещения производительных
сил.
Региональная политика представляет
собой составную часть национальной стратегии
социально-экономического развития и
охватывает следующие основные направления:
1) Определение соотношения
движущихся сил регионального
развития и обеспечение их
взаимодействия;
2) Соотношение общегосударственного
и регионального аспекта развития,
центрального и регионального
уровней управления экономикой;
3) Подъем экономики отсталых районов и
освоение новых районов и ресурсов;
4) Национально-экономические
вопросы;
5) Проблемы урбанизации.
К направлениям региональной политики
следует отнести также региональные аспекты
демографической, аграрной политики и
другие мероприятия государственной власти.
Ни одну из экономических и
социальных проблем государства невозможно
решить в условиях спада экономики.
Поэтому в настоящее время в
Российской Федерации главная цель как
государственной, так и региональной политики
– стабилизация экономики и создание
условий для ее роста. При этом наиболее
важная задача – обеспечение устойчивого
роста экономики, так как задача стабилизации
носит подчиненный характер [5]. Именно
экономический рост способен дать ресурсы,
необходимые для решения социальных и
демографических проблем.
Главным тормозом роста остаются
сохраняющиеся структурные деформации
экономики [6]. Их специфика в России состоит
в следующем:
1) существование совокупности
неэффективных предприятий, которые
производят отрицательную добавленную
стоимость и имеют просроченную кредиторскую
задолженность более 18 месяцев. Они могут
функционировать только за счет прямых
или косвенных субсидий;
2) выделение государством
субсидий на поддержку «слабых»
предприятий вместо того, чтобы
инвестировать в динамично развивающиеся
производства;
3) неравномерный уровень
жизни различных слоев населения.
Уровень жизни меньшей части,
занятой в банковском секторе и торговле
приближается к западным стандартам. Уровень
жизни большей части населения характеризуется
низкими денежными доходами и низким платежеспособным
спросом;
4) высокая криминализация
экономики, в том числе кредитно-финансовой
сферы.
Перечисленные аспекты вызывают
недостаток стимулов к модернизации и
росту производства на внутреннем рынке.
Таким образом, для обеспечения
роста экономики государства необходимы
структурные реформы. Важность проведения
структурной перестройки посредством
структурной политики подчеркивают стратегии
развития федерального и регионального
уровней.
Так, стратегия социально-экономического
развития России на период до 2015 г. определяет,
что государственная политика экономического
роста должна быть дополнена структурной
политикой государства. При этом основной
целью структурной политики государства
является обеспечение прогрессивных сдвигов
(на ряду с другими целями). Как основные
средства реализации политики прогрессивных
структурных сдвигов Стратегия выделяет
развитие рыночных механизмов перераспределения
хозяйственных ресурсов в пользу высококонкурентных
отраслей и секторов; снятие административных,
социальных и иных барьеров для этого
перераспределения; концентрацию ресурсов
на расшивке «узких мест» развития.
Основной задачей здесь является
обеспечение инфраструктурных возможностей
межпроизводственного, межсекторального
и межрегионального перераспределения
ресурсов и информационного обмена.
Стратегия территориального
развития и региональной политики [5] одной
из внутренних проблем ставит адаптацию
хозяйственных структур регионов к требованиям
рыночной экономики и устойчивого развития.
На региональном уровне возникают
проблемы разработки собственной стратегии
экономического развития, а следовательно
и структурных преобразований, включающие
оценку произошедших за последние годы
структурных изменений.
Концепция промышленной политики
предусматривает необходимость активизации
структурно-инвестиционной политики путем
стимулирования инвестиций в высокоэффективные
и конкурентоспособные производства при
сохранении наиболее ценных элементов
накопленного научно-технического потенциала.
С этой целью в Концепции представлен
перечень предприятий, структурированных
по четырем категориям: 1 – экономически
устойчивые, обладающие наукоемкими технологиями;
2 – бюджетообразующие, социально-значимые;
3 – имеющие неопределенные перспективы
стабилизации и развития; 4 – экономически
несостоятельные.
Для агропромышленного комплекса
предусматриваются три этапа структурной
перестройки.
Первый этап – восстановление
мощности перерабатывающих предприятий
и определение перспектив развития отстающих
хозяйств.
Второй и третий этап – модернизация
и ресурсная поддержка стабильных предприятий.
Однако, поскольку практические
проблемы управления экономикой региона
характеризуются сложностью, информативностью,
комплексностью, Концепция социально-экономического
развития региона должна предполагать
системное исследование, моделирование
и прогнозирование структурной перестройки
экономики.
В связи с этим необходима разработка
новых научных подходов к управлению развитием
региона, удовлетворяющих потребностям
хозяйствующих субъектов, располагающихся
на территории области. Методологической
основой управления социально-экономическим
развитием региона должно стать представление
его в виде структурно-динамической системы.
Структурно-динамический подход
и теория структурной динамики исследуют
конкретные количественные взаимосвязи
структурных и динамических аспектов
развития экономических систем на фактическом
материале при помощи мер динамики и структурных
изменений экономических агрегатов. Структурно-динамический
подход утверждает, что специфика развития
экономической системы обусловлена динамическим
взаимодействием ее структуры и функций.
Суть структурной динамики состоит в изучении
влияния структуры экономической системы
на ее динамику. Среди основных разработчиков
методов структурно-динамического подхода
следует выделить Р. Аккофа, В. Леонтьева,
Дж. Фон Неймана, Л. Канторовича, Л. Дедова.
Исследуемая социально-экономическая
система – регион, характеризуется иерархичностью
управления и активностью отдельных ее
подсистем. Она имеет сложную внутреннюю
структуру, взаимодействие элементов
которой определяется формально заданными
связями (например, сложившейся отраслевой
структурой региональной экономики).
С данной точки зрения регион
представляется как целенаправленная
и многоцелевая система, имеющая неоднородное
внутренние и внешние цели, самостоятельные
подцели отдельных подсистем, систему
показателей измерения целей,многообразные
стратегии их достижения и т.д.
В работах российских и зарубежных
экономистов (Т. Агапова, М. Юзбашева, У.
Изарда, С. Казанцева, Б. Седелеева, Л. Казинца)
предлагается ряд показателей и графических
методов измерения величины структурных
сдвигов, интенсивности изменения структуры
и уровней специализации и диверсификации
экономики [10]. Авторы, как правило, исследуют
только одну из характеристик, которые
описывают структуру экономической системы.
Наиболее полная и систематизированная
оценка возможна при проведении анализа
структурных сдвигов в экономике региона
по следующим основным направлениям: 1)
собственно оценка структуры в разрезе
основных отраслей промышленности; 2) оценка
интенсивности структурных сдвигов; 3)
оценка изменения в специализации и уровне
диверсификации промышленности области;
4) оценка «ожидаемых» индексов физического
объема и цен в экономике региона.
Система показателей оценки
структурных сдвигов позволяет оценить
структуру экономики региона и структурные
сдвиги в соотношении с соответствующими
процессами в Российской Федерации в целом,
выявить определенные региональные особенности
промышленной структуры и ее изменения.
Однако, система показателей не позволяет
выявить причины и факторы, повлиявшие
на структуру. Состав причин и факторов
достаточно обширен, что требует дальнейшего
развития теоретической и методологической
базы анализа процессов структурных изменений.
Основными факторами, действующими
в рассматриваемой системе, являются:
собственный ресурсный потенциал региона
(трудовые, природные, производственные,
финансовые, инвестиционные ресурсы) и
привлекаемые в регион ресурсы (централизованные
капитальные вложения, капитальные вложения
других субъектов Федерации, иностранные
капитальные вложения), и реальные процессы
общественного производства.
Исследование региона как социально-экономической
системы требует изучения его структурной
динамики, изучения процессов государственного
регулирования, а также анализа эволюции
отраслевой структуры, нововведений.
Основной задачей регионального
управления на данном этапе должен быть
выбор решений и экономических методов,
определяющих такие пропорции, при которых
возможно достижение баланса использования
ресурсов в системе.
Региональный хозяйственный
комплекс представляет собой совокупность
большого количества экономических субъектов
различных видов деятельности. Они могут
тесно взаимодействовать друг с другом
на стадиях производства и
обращения товаров и услуг,
но могут функционировать практически
изолировано в технологическом процессе,
взаимодействуя лишь опосредованно, например,
через общую инфраструктуру.
Для исследования особенностей
и закономерностей развития экономики
региона, составления прогнозных оценок
требуется структурирование его элементов.
Наиболее распространенной является отраслевая
классификация экономики, при которой
все экономические агенты (предприятия,
организации, предприниматели) группируются
по отраслям на основе признаков производственно-технологической
и товарной общности.
Выделение отраслей в региональной
экономике производится в полном соответствии
с действующей в Российской Федерации
классификацией.
Согласно общегосударственным
стандартам экономику любого уровня образуют
семь народнохозяйственных отраслей материального
производства и несколько отраслей непроизводственной
сферы.
К материальной сфере относятся:
1) промышленность; 2) сельское хозяйство;
3) лесное хозяйство; 4) строительство; 5)
транспорт; 6) связь; 7) торговля, общественное
питание, снабжение, сбыт, заготовки.