Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы отражены основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, анализ выполнения денежно-кредитной политики страны, развитие денежно-кредитных отношений.
Целью работы - изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитных отношений Республики Беларусь и тенденции на ближайшую перспективу.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по-новому.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

На протяжении всего времени рублевая стоимость корзины будет оставаться стабильной – ее колебания предусмотрено ограничивать в пределах +/- 7 процентов от указанной начальной величины.

При этом колебания курса белорусского рубля по отношению к каждой из валют (доллар США, евро и российский рубль) будут происходить лишь за счет взаимных изменений этих иностранных валют.

Выбранный уровень рублевой стоимости корзины обеспечивает высокую конкурентоспособность белорусской экономики и гарантирует устойчивость нового режима курсообразования, включая отсутствие необходимости дополнительных корректировок курса на длительную перспективу.

 

Введение указанного механизма курсообразования позволяет более эффективно управлять курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам, имеющим основное значение для внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, и повышает устойчивость экономики к воздействию внешних факторов.

Одновременно Национальный банк предпринял дополнительные меры по обеспечению стабильности белорусского рубля, которые будут также способствовать дальнейшему повышению доходности вкладов в белорусских рублях и сохранению их высокой привлекательности.

Увеличение ставки рефинансирования, а соответственно, и процентных ставок по вкладам, станет стимулирующей мерой для притока сбережений в банки. В свою очередь, это положительно скажется на расширении их ресурсной базы для последующего удовлетворения спроса населения и предприятий на банковские услуги.

Существенную роль в обеспечении стабильности национальной валюты сыграет увеличение государственных золотовалютных резервов.

Национальный банк и впредь намерен проводить процентную политику, направленную на обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте и увеличение доступности кредитных ресурсов банков для населения и субъектов хозяйствования.

Учитывая нынешнюю ситуацию курсовой политики динамика процентных ставок по операциям Национального банка определялась ставкой рефинансирования.

В целях стимулирования роста рублевых банковских вкладов физических и юридических лиц, повышения доходности сбережений населения ставка рефинансирования по состоянию на конец  2011 она составляла 45 процентов, а с 2 апреля 2012 г. установлена на уровне 36 процента годовых (приложение 2).

Ставка рефинансирования и ставки межбанковского рынка оказывали влияние на формирование процентных ставок по кредитам и депозитам в национальной валюте.

Исходя из ситуации, которая складывалась на денежном рынке в течение 2010 года, процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности поэтапно были снижены на 5,5 процентного пункта (с 21,5 до 16 процентов годовых), по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности - на 2,5 процентного пункта (с 9,5 до 7 процентов годовых). Данные меры способствовали сужению коридора процентных ставок Национального банка по операциям регулирования ликвидности, сокращению возможных колебаний ставок на однодневном рублевом МБК и снижению процентного риска для банков.

Национальный банк с 25 ноября 2010 г. уменьшил процентную ставку по двусторонним сделкам СВОП с 16 до 11 процентов годовых. Двусторонние сделки СВОП по фиксированной процентной ставке заменили аукционные сделки СВОП.

Что ожидает банковскую систему в нынешнем 2012 году?

В 2012 году перед банками стоят еще более сложные задачи, чем в прошлом, и их решение обеспечит выполнение всех показателей социально-экономического развития на текущий год и решение главного вопроса, который заложен в программе пятилетнего развития, - в ближайшие 3 года выйти на положительное сальдо внешней торговли. Поэтому в этом году особое внимание будет уделяться в том числе и выполнению показателя по достижению сальдо внешней торговли товарами и услугами, который составит по прогнозам не более 9% по отношению к прошлому году. По курсовой политике ситуация практически не изменится. Единственно, что уменьшились границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют: с +10/-10 до +8/-8. То есть, установлен более узкий и жесткий коридор. В его пределах Национальный банк и будет работать. За его пределы Нацбанк не выйдет ни в следующем году, ни последующие 4 года. Каждый год установленный коридор будет сужаться. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что курс национальной валюты будет стабильным и предсказуемым в течение пяти лет. Ставка рефинансирования планируется в пределах 8 - 10%. Процентная политика будет нацелена на то, чтобы, с одной стороны, максимально привлекать средства населения в депозиты и вклады, а с другой, - максимально стимулировать экономический рост, чтобы кредитные ресурсы, которые выдают банки, были привлекательны для наших субъектов хозяйствования и населения. Важным и принципиальным вопросом политики Национального банка и Правительства в этом году является прирост международных резервных активов в Республике Беларусь, которые должны составлять не менее 1,2 млрд.дол. США. Для этого есть все необходимые условия, тем более что сегодня ситуация значительно лучше, чем была в прошлом году. Что касается увеличения кредитования, то рост требований банков к экономике составляет 24 - 25%. Это несколько ниже, чем прогнозировалось на этот год, но это именно та цифра, которая необходима для выполнения показателей по экономическому росту и росту ВВП. В первую очередь мы нацеливаем и ориентируем банки на то, чтобы обеспечить приоритетное развитие кредитования малого и среднего бизнеса.[16].

Стратегическими направлениями развития банковской системы Республики Беларусь являются повышение устойчивости банков, доверия к ним со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграция банков в региональную и мировую банковскую систему.

Реализация указанных направлений будет обеспечиваться посредством:

  • совершенствования политики государства в развитии банковского сектора, повышения эффективности функциональной структуры банковской системы;
  • совершенствования корпоративного управления;
  • повышения конкуренции в банковском секторе;
  • увеличения капитала и ресурсной базы банков, оптимизации структуры их пассивов и активов;
  • расширения состава и улучшения качества банковских услуг;
  • развития информационных и новых банковских технологий.

Государственная политика по развитию банковской системы в основе своей будет направлена на обеспечение стабильного функционирования банковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовой база в области денежно-кредитного регулирования, налогообложения банков, усиления надзора за их деятельностью, поступательное уменьшение участия государства в уставных фондах банков, а также на невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Предусматривается сохранить за государством контрольный пакет акций АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк».

На данный момент продолжается развитие и укрепление банковского сектора, включающего 31 банк. Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках союзного государства и других интеграционных образований, а также расширения и углубления взаимодействия с международными финансовыми организациями [8].

В соответствии с Банковским кодексам Республики Беларусь одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [9].

В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает реализацию всех необходимых защитных мер по ограничению влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны.

Несмотря на некоторые признаки стабилизации экономик ряда стран, сохраняются неопределенность в развитии мировой экономики в целом и риски внешнеэкономической среды. Присутствует высокая взаимная неустойчивость мировых валют.

Основной вектор преобразований в денежно-кредитной политике Республики Беларусь — переход к зрелым рыночным институтам и механизмам.

Одновременно будет совершенствоваться методологическая база регулирования и надзора за банками, координация деятельности Национального банка с другими органами денежно-кредитного регулирования.

В целом денежно-кредитная политика будет проводиться в четком соответствии с макроэкономическими параметрами социального и экономического развития страны и будет направлена на стабилизацию экономики Республики Беларусь и повышение благосостояние населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

 

 

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций. С позиции истории: возможности её проявлялись в период мирового экономического кризиса 30-х годов, тогда же была пересмотрена её роль. С точки зрения теории: изучение показало зависимость макроэкономических показателей от денежных переменных: изменение количества денег в обращении может затрагивать производство, обмен, потребление, общий спрос.

Переход к экономическим методам управления немыслим без денежно-кредитного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика не является единственным инструментом экономической политики, применение которого обязательно приводит к стабилизации экономических процессов. Вместе с тем в сбое рыночной экономики отсутствие действенной денежно-кредитной политики несет особую ответственность. Денежно-кредитная политика является частью экономической политики любого развитого общества, независимо от социально-экономической формации. Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, предпринимаемых монетарными властями в денежно-кредитной сфере с целью регулирования конъюнктуры и воспроизводственного процесса.

Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Характер и содержание комплекса мер предопределяется экономической стратегией общества и общехозяйственной ситуацией. Более конкретно: денежно-кредитная политика вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов.

В теории денежно-кредитной политики схематически различают две крупные школы - кейнсианскую и монетаристскую. Основная цель кейнсианцев - доказать, что любая макроэкономическая теория обязательно является денежной, отсюда чрезвычайная важность денежного феномена в макроэкономическом анализе. Монетаристы делают упор на роль денег в объяснении колебаний экономической активности и инфляции. Если кейнсианцы сводят роль денежно-кредитной политики в пользу либо бюджетной политики, либо политики контроля над доходами, то монетаристы отдают явное предпочтение денежно-кредитной политике. Разногласия между ними обусловлены различной методологией: первые судят об эффективности политики на основании каждого частного случая, вторые - на основании всего комплекса результатов.

Поэтому, если государственные органы используют в своей практике экономическую политику, представляющую собой сочетание двух школ, то неизбежно выделяется наиболее эффективная, доминирующая, при которой другая играет роль вспомогательной. Неэффективность применяемой политики не в меньшей мере может быть обусловлена запаздыванием в принятии решений, неуверенностью в результатах действия, отсутствием четко определенной стратегии и тактики.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования.

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Национальный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Национальный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Информация о работе Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне