Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:21, курсовая работа
цель: проанализировать сущность
социальной политики и её основные направления в России.
В ходе достижения цели, при написании курсовой работы, предстоит решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социальной политики государства;
2. Рассмотреть социальную политику России на современном этапе;
3. Рассмотреть социальные проблемы России и пути их решения.
Введение …………………………………………………………………………3
Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики………………………………………..5
1.2. Функции социальной политики…………………………………………6
1.3. Направления социальной политики…………………………………….8
Социальная политика в России на современном этапе…………………..10
Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения…….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...30
Приведенные конституционные обязательства государства требуют соответствующих расходов на финансирование отраслей социально-культурной сферы. Бюджетное финансирование социальных услуг можно разделить на две части – финансирование объема услуг и конкретные целевые программы.
Расходы на социальную политику в федеральном бюджете 2010 года вырастут в наибольшей степени почти на 11% - до 356,6 миллиарда рублей с 321,5 миллиарда рублей в 2009 году.*
"Бюджет приобретает все более
и более черты социально
При этом он отметил, что "это далеко не все расходы, которые тратятся на социальную сферу". Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин сообщал, что 73% расходов бюджета-2010 будут носить социальный характер.
________________________
* РИА Новости
"Большинство социальных
По его словам, трансферты в Пенсионный фонд в процентах к ВВП в 2010 году вырастут в три раза по сравнению с 2009 годом и достигнут 6% ВВП. "Это будет максимальная выплата (по сравнению с предыдущими годами)", - отметил источник.
Источник отметил, что бюджет на 2010 год формируется в "экстремальной обстановке". Он пояснил, что главной задачей на данном этапе является балансировка бюджета-2010 и реализация трех основных условий.
Первое условие - это выполнение всех социальных обязательств и реализация пенсионной реформы. Вторым условием, по его словам, является сохранение в бюджете антикризисной направленности. "Антикризисная функция будет связана с необходимостью финансирования высокотехнологичных отраслей, целого ряда субсидий и так далее", - сказал источник в правительстве. Он пояснил, что действие этих факторов обусловит государственный спрос и поддержку тех отраслей российской экономики, которые объективно завязаны на финансирование из бюджета. Третьим условием является обеспечение сбалансированности бюджета в условиях, когда доходы федерального бюджета снижаются, продолжил источник.*
Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики, которая предполагает подчинение экономики задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена
надобностью создания нормальных условий жизни людей, рациональным удовлетворением их материальных и духовных потребностей; задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы.
___________
* РИА Новости
Безработица
Численность экономически активного населения на апрель 2009г. составила 75,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. В марте 2009 года в них работало 36,2 млн. человек, или 53,9% общей численности занятых. Кроме того, в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн. человек.
Начиная с августа прошлого года безработица в нашей стране росла такими темпами, что эксперты американского Banc of America Securities–Merrill Lynch посоветовали России засекретить данные о слишком быстром росте безработицы.
К концу года ожидается, что число зарегистрированных на бирже труда россиян не превысит 2,8 миллиона человек. Согласно тому же прогнозу Минздравсоцразвития общая безработица в России по итогам года достигнет 7,8 миллиона человек. При этом по сведениям Росстата, на конец марта текущего года в стране уже насчитывалось около 7,5 миллиона безработных.
Такое впечатление, что в Правительстве подобный рост считают нормальным. Фактически он пока не превысил прогнозных показателей, однако тренд показывает устойчивую динамику, у которой есть серьезные экономические причины, с которыми, судя по основным макроэкономическим индексам, справиться пока не удается. Но хотя безработица является следствием кризиса в экономике, это не значит, что она не будет иметь собственных последствий. Власть с надеждой, продолжает усматривать позитивные тенденции. В частности Владимир Путин уже отметил, что в марте-апреле текущего года темпы роста безработицы в стране начали замедляться. Если в январе-феврале еженедельный прирост безработных составлял 9-10%, то в марте-апреле - 1,5-2%. Однако это сезонное явление, которое не меняет общего тренда данного показателя.
Но статистика Росстата не учитывает количество «скрытых» безработных - находящихся в вынужденном отпуске или работающих неполный рабочий день. По данным Минздрава, сейчас таких работников в России насчитывается 1,39 миллиона человек. Большая часть из них, в случае, если подъема экономики в стране не случится, останутся без работы. Сейчас в организациях, не относящихся к малому бизнесу, занято 36,3 миллиона человек - 52,5% от общей численности занятых россиян. В этом случае то, что Росстат с лета 2008 года значительно понизил количество экономически активного населения страны - почти на 1,8 миллиона человек, может привести к тому, что общее количество безработных в стране превысит отметку в 10 и даже более процентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года N915 г. Москва "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год " была установлена новая величина пособия по безработице. Она составила 850 – 4900 рублей. Заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин на заседании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) заявил о том, что пособия по безработице в следующем 2010 году проиндексированы не будут и останутся на уровне 4900 рублей - максимальный, 850 рублей - минимальный.
Доходы населения
Едва ли не самый главный элемент эффективной социальной политики - сформулированный президентом РФ императив преодоления массовой бедности, то есть обеспечение доходов населения выше прожиточного минимума. Внимание решению этой проблемы уделяет и правительственная программа, в которой "эпохальной" задачей объявляется "поэтапное приближение минимального размера оплаты труда (МРОТ) к величине прожиточного минимума (ПМ)". МРОТ - законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с законодательством РФ, МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Кроме того, на федеральном уровне действуют ряд нормативных актов, в той или иной степени связанных с минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Минимальный размер оплаты труда поэтапно повышается до величины прожиточного минимума, и ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума.
Таблица 1. Соотношение МРОТ и ПМ [7]
проект | |||||||
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Прожиточный минимум (ПМ) |
4987 |
5625 |
6193 |
6788 | |||
Минимальный заработная плата МРОТ, |
2300 |
4330 |
4990 |
5460 | |||
Отношение МРОТ к ПМ % |
77 |
77 |
77 |
77 | |||
Средняя заработная плата в экономике |
17953 |
21924 |
26095 |
30673 | |||
Отношение СЗ и МРОТ (раз) |
7,8 |
5,8 |
5,2 |
5,6 |
Национальные проекты
5 сентября 2005 года Президент Российской
Федерации Владимир Путин
Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
Направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены". В последнем Послании Федеральному Собранию Президент РФ уделил существенное внимание вопросам модернизации образования.
Приоритетный национальный проект «Доступное жилье». По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн кв. м и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).
Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Необходимо увеличить темпы жилищного строительства, предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, выполнить обязательства перед льготниками, ветеранами и инвалидами и совершенствовать существующую законодательную базу.
Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий. В их числе: государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.
Информация о работе Основные направления социальной политики государства в России