Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:21, курсовая работа
цель: проанализировать сущность
социальной политики и её основные направления в России.
В ходе достижения цели, при написании курсовой работы, предстоит решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы социальной политики государства;
2. Рассмотреть социальную политику России на современном этапе;
3. Рассмотреть социальные проблемы России и пути их решения.
Введение …………………………………………………………………………3
Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики………………………………………..5
1.2. Функции социальной политики…………………………………………6
1.3. Направления социальной политики…………………………………….8
Социальная политика в России на современном этапе…………………..10
Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения…….23
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы……………………………………………………………...30
Достижение поставленных целей возможно только в результате коренной модернизации экономики, которая позволит обеспечить экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики, и создать базу для повышения уровня жизни граждан.
На начальной стадии рыночных преобразований социальная политика в России не рассматривалась в качестве одного из ключевых элементов общей экономической стратегии. Это привело к целому ряду негативных явлений в развитии социальной сферы, а цена экономических преобразований оказалась слишком высокой, о чём свидетельствует падение уровня и качества жизни населения.
Для большинства россиян рынок был своего рода цунами: нарушен привычный уклад жизни, люди потеряли сбереженные накопления, реальностью стала безработица, население страны ежегодно сокращалось. Лишь немногие безболезненно адаптировались к жизни в новых условиях. Если посмотреть СМИ, они сообщают, что продолжает расти, особенно сейчас, в условиях кризиса, число безработных. Увеличивается и число бедных — их сегодня более 35%. Продолжительность жизни сокращается, увеличивается преждевременная смертность. По индексу развития человеческого потенциала, разработанному ООН, куда входит продолжительность жизни, уровень образования человека, ВВП на душу населения, Россия занимает 65-е место.
Все происшедшие и происходящие перемены особенно в ходе грянувшего кризиса вызывают у значительной части населения ощущение опасности. Люди, находясь между сегодня и завтра, с одной стороны, боятся каких-либо изменений, но с другой — все-таки надеются на улучшение жизни.
В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд невидимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и, то какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны. Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач рыночных отношений и выхода Российской экономики из кризиса.
Экономический подъём позволил «разогнуться» тем, кто пережил кризисное десятилетие, но он не решил проблемы соответствия характера и уровня жизни представлениям о трудовых или даже предпринимательских заслугах. Распространение в российском обществе ощущение несправедливости крайне опасно, поскольку ведется поиск виновного: внутри страны - по этническому или социальному признаку, а вне страны – в ненависть ко всему «американскому», «западному». [9]
Просто раздать бюджетные деньги на социальные цели, в очередной раз проиндексировать пенсии, «повысить» заработную плату бюджетникам и военнослужащим не остановят эти негативные тенденции. Все согласятся с тем, что доктор наук должен жить лучше простого рабочего, так как он много лет учиться и его вклад в общественное благосостояние очевиден, тем более в России интеллектуальный труд всегда считался престижным. Но поверить в то, что миллионером можно стать быстро и честно, большая часть наших сограждан не может. В бизнесе в качестве нормы выступает мелкий предприниматель, который на глазах «местных» формирует свое скромное благосостояние.
Конечно, ощущение справедливости в России не обязательно только тогда, когда самые богатые будут раскулачены. Имеются и более цивилизованные варианты.
Во-первых, обладателям
крупных состояний нужно
Во-вторых, для крупного и среднего бизнеса пришло время действительно серьёзной благотворительности, направленной на решение конкретных и самых болезненных общественных проблем, например на финансовую поддержку патронатам и приёмным семьям или на создание рабочих мест и обучение инвалидов.
В-третьих, пора отказаться от аморальной сегрегации по признаку толщины кошелька в здравоохранении и школьном образовании. Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих.
В-четвёртых, государство должно перейти от слов к делу в борьбе с коррупцией. Надо, наконец, четко выделить те немногочисленные сферы, где оно действительно выступает более эффективным менеджером, чем саморегулируемые и общественные организации, а также бизнес. [9]
Опека над социально незащищенными. Введение инвалидов в общество может стать классическим примером партнерства - государство + предпринимательство. Государство определяет методы и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет большим плюсом для экономики страны, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды оказываются востребованными именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные) и, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание благодаря дополнительно производимому ими ВВП. Но большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. Здесь уже нужны более точные и эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.
Аналогичные программы необходимы и применительно к одиноким пенсионерам (одиноким супружеским парам пенсионеров), нуждающимся в постороннем уходе. Однако здесь роль государства сводится к публичному размещению бюджетного госзаказа между муниципальными, частными и общественными организациями, специализирующимися на работе в этой сфере.
Крайне важно децентрализовать политику в отношении социально уязвимых групп населения, максимально приблизив ее к адресатам помощи. Для этого надо передать соответствующие функции, по крайней мере, на уровень муниципальных округов, закрепив за ними стабильные источники бюджетных доходов. Подобный маневр благотворно скажется на мнении населения о проводимой борьбе с социальным неблагополучием, позволит вовлечь в данный процесс представителей общественности.
Достойная оплата достойного труда. Богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения — это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления, с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству.
Во-первых, государство выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные — не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.
Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого — низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.
В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто «достойную» заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.
Попробуем расшифровать понятие «достойная». Оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать, по крайней мере «минимальный потребительский бюджет», а средняя оплата труда по стране — не должна быть ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.
Семья. Несмотря на многочисленные инновации в организации семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.
Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес.
Какое общество может возникнуть в России, если перечисленные выше базовые ценности станут основой образа жизни и материализуются в конкретных действиях?
Прежде всего, будет достигнуто устойчивое равновесие между всеми частями, слоями, группами и элементами общества, что очень важно для обеспечения долгосрочной социальной и политической стабильности в стране. Удастся сохранить разнообразие укладов жизни, создав при этом возможности для их взаимной диффузии и формирования общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты.
Основная часть российского общества по уровню своего материального положения станет концентрироваться вокруг найденной «золотой середины». К числу бедных будут относиться только безнадежные личности — не более 5% населения. В случае превышения этого уровня общество мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.
Обладатели огромного богатства начнут рассматривать его не как признак собственного превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенную ответственность за то, чтобы эти деньги направлялись в том числе и на общественные цели (создание новых рабочих мест, благотворительность и пр.), что вполне соответствует исконной русской духовной традиции.
Государство, как неотъемлемая часть общества, расстанется со многими из нынешних функций и прежде всего, откажется от прямого вмешательства в экономику в качестве крупнейшего владельца или совладельца наиболее ценных активов. Функции надзора и контроля, как правило, будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым кардинально сократится база коррупции и неэффективного администрирования. [9]
Россия, по крайней мере, десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.
Заключение
В данной работе были рассмотрены следующие вопросы:
В заключение данной работы можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д.
Cписок литературы
Учебники
1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. «Экономическая теория: Учебник» – М.:ИНФА – М, 2003.
2. Грязнова А.Г., Чечелова Т.В. «Экономическая теория: Учебник» - М.: Изд-во «Экзамен», 2003.
3. Иохин В.Я. «Экономическая теория: Учебник» - М.: Юристъ, 2003.
4. Денисова И.П. «Социальная политика: Учебник» 2004.
5. «Социальная политика: Учебник» - под редакцией Волгина Н.А. 2004.
Журналы
6. «Экономические науки» №10, 2008.
7. Ржаницына Л. Структурные проблемы социальных параметров бюджета на 2009-2011 гг.// Федерализм. – 2008. - №4 . – С. 24.
8. «Конфликтология» №1, 2009.
9. Гонтмахер Е. - д.э.н., профессор; Малеева Т. – к.э.н. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения.// Международный научный и общественно-политический журнал «Общество и экономика» №9, 2006. - c.62-65.
10. «Экономист» №9, 2008.
11. «Экономист» №7, 2006.
12. «Вопросы экономики» №2, 2008.
Электронные ресурсы
13. Справочная система
Консультант Плюс – Режим
14. Режим доступа: http://www. socreklama. ru/-70k.
15. Режим доступа: http://www. minzdravsoc.ru/docs-21k.
Информация о работе Основные направления социальной политики государства в России