Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:01, реферат
К числу важнейших форм мировых экономических отношений относятся:
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и зарубежных инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства;
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.
Основные направления,
формы и методы государственного
регулирования
Международные экономические
отношения являются одной из наиболее
динамично развивающихся сфер экономической
жизни. Экономические связи между
государствами имеют
К числу важнейших форм
мировых экономических
— международная торговля товарами и услугами;
— движение капиталов и зарубежных инвестиций;
— миграция рабочей силы;
— межстрановая кооперация производства;
— обмен в области науки и техники;
— валютно-кредитные отношения.
Хотя различные формы
международных экономических
Непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной инфраструктуры. Наряду с крайне важной транспортной системой (морской, речной, воздушный, железнодорожный транспорт) все большее значение для развития мировой экономики приобретает мировая сеть информационных коммуникаций.
Одной из важнейших тенденций
в развитии мировых хозяйственных
связей является диверсификация форм
сотрудничества. К традиционным формам
вольного экономического общества обычно
относят внешнюю торговлю и инвестиционное
сотрудничество, связанное с перемещением
финансовых потоков в виде экспорта и
импорта капитала. Научно-техническое
сотрудничество и промышленная кооперация
выделяется либо в рамках последнего направления,
либо как самостоятельные формы. Еще одной
формой ВЭО, представляющий интерес с
точки зрения государственного регулирования
являются валютно-финансовые отношения.
Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических
отношений в целом, можно выделить следующие
основные направления их государственного
регулирования: внешнеторговые, инвестиционные,
связанные с экспортно-импортными потоками
капиталов (включающие научно-техническое
сотрудничество и промышленную кооперацию)
и валютно-финансовые.
В зависимости от способа государственного
воздействия на внешнеэкономические отношения
можно выделить административные и экономические
формы регулирования.
К первым относятся методы непосредственного,
прямого воздействия, имеющие в основном
ограничительный характер. Например, установление
квот, использование лицензий, применение
различных оговорок и ограничений и т.д.
Экономическое регулирование связано
с воздействием на экономические интересы
участников внешнеэкономической деятельности
посредством использования экономических
мер - налогов, таможенных пошлин и сборов,
ставки банковского процента, валютного
курса и т.д.
Соотношение экономических и административных
форм воздействия определяют характер
внешнеэкономической политики государства.
Выделяют протекционистскую, умеренную
и политику открытой экономики, называемую
иногда политикой свободной торговли
или фритредерства, (что на наш взгляд,
не совсем точно, т.к. помимо торговли важна
и система взаимоотношений с мировым хозяйством
в инвестиционной и валютно-финансовой
сферах). Каждое из этих понятий в современных
условиях весьма относительно.
Следует заметить, что в чистом виде экстремальных
случаев (протекционизм или открытая экономика)
не встречается. Хотя в разные периоды
развития отдельные государства подходили
очень близко либо к полному прекращению
внешнеэкономических связей (Северная
Корея, Албания), либо к полной либерализации
(Исландия, Гонконг).
Наличие административных форм воздействия
на участников внешнеэкономических отношений,
как правило, связывают с проведением
протекционистской или умеренной внешнеэкономической
политики, которые характерны для многих
развивающихся и стран с переходной экономикой,
вынужденных защищать собственную национальную
промышленность.
Вместе с тем отдельные элементы протекционизма
(базирующиеся, прежде всего на экономических
формах воздействия) характерны и для
промышленно развитых стран, особенно
в области защиты сельского хозяйства.
Внешнеэкономическая политика, носящая
умеренный характер предполагает сочетание
в каких-то пропорциях элементов открытой
экономики и протекционизма.
Конкретные методы и инструменты государственного
регулирования, связаны с реализацией
отдельных направлений внешнеэкономической
деятельности.
Государственное
регулирование внешней торговли.
Основной формой внешнеэкономических
связей (по динамике и стоимостным
показателям) считается внешняя
торговля. Государственное регулирование
внешнеторговых отношений, связано
с реализацией тарифных и нетарифных
методов (барьеров).
Тарифные методы направлены на регулирование
внешнеторговых отношений при помощи
системы таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - разновидность акцизного
налога, взимаемого таможенными органами
при перемещении товаров через государственную
границу. Там пошлина выполняет три основные
функции:
фискальную - пополнение госбюджета;
протекционистскую - защита отечественных производителей;
регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.
Таможенные пошлины базируются на
таможенных тарифах, которые представляют
собой перечень ставок таможенных пошлин,
применяемых к товарам, ввозимым
на таможенную территорию страны (импортный
таможенный тариф) или вывозимым
с нее (экспортный таможенный тариф).
Таможенный тариф РФ систематизирован
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической
Таможенный тариф - важный инструмент
торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка страны
при его взаимодействии с внешним рынком.
Существуют различные виды классификации
таможенных пошлин. Наиболее распространенными
является по объекту обложения - выделяются
импортные, экспортные, транзитные; по
способу взимания - адвалорные (взимается
в процентах от таможенной стоимости товара),
специфические (взимаются в денежных единицах
с определенного количества товара), комбинированные
(при этом пошлина рассчитывается по адвалорной
и специфической ставке, а применяется
та из двух ставок, которая дает наиболее
крупную сумму пошлины.
Нетарифные барьеры - ограничения внешней
торговли, не связанные с применением
таможенных пошлин. Существуют различные
подходы к классификации нетарифных барьеров.
Среди международных организаций выделяются
классификации ЮНКТАД и ООН.
В наиболее общем виде среди нетарифных
методов можно выделить следующие группы:
меры прямого ограничения,
связанные с количественным контролем,
включающие следующие инструменты:
квотирование, контингентирование, лицензирование,
соглашения о добровольных ограничениях
экспорта, антидемпинговые пошлины,
компенсационные пошлины и
меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:
совокупность мер не направленных
непосредственно на какие-либо ограничения
внешнеторговых отношений, но само их
наличие и действие фактически приводит
к этому:
а) наличие определенных стандартов
(технических, включая стандарты
качества, санитарных и ветеринарных
норм, требования к упаковке, маркировке,
доставке);
б) введение дополнительных таможенных
или иных административных формальностей;
отсутствие возможностей применения национального
режима к иностранным фирмам и предпринимателям
(различные тарифы при оплате грузовых
и пассажирских потоков, разрешение на
перемещение грузов иностранцами только
через определенные порты и железнодорожные
станции и т.д.)
совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:
а) специальные правила импортных
платежей
б) множественные валютные курсы
в) ограничения на накопление иностранной
валюты
г) импортные депозиты
д) отсрочки импортных платежей
е) субсидирование и кредитование экспорта.
Особое место в ряду нетарифных методов
занимают паратарифные барьеры. Паратарифные
барьеры - разновидность нетарифных барьеров,
которые увеличивают стоимость импортируемого
товара сверх таможенной пошлины (на определенный
процент или на определенную величину
на единицу товара) к данной категории
торговых барьеров относятся:
внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)
различные таможенные сборы,
не имеющие внутреннего аналога
(в том числе сборы за таможенное
оформление, хранение, таможенное сопровождение,
а также регистрационный сбор
на импортные транспортные средства
и другие сборы), специальные налоги,
добавочные пошлины, вводимые в целях
улучшения финансового
декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.
Всемирная торговая организация (ВТО)
стремится максимально
Сохранившиеся количественные ограничения
на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными
товарами) подвергнуты тарификации, т.е.
пересчету в тарифные эквивалент.
В развитых странах ряд видов квотируемой
продукции облагается сравнительно низкими
пошлинами, а к продукции ввозимой сверх
этих квот, применяются консолидированные
тарифы, представляющие собой ставку тарифа
плюс тарифицированные нетарифные ограничения.
При необходимости использования нетарифных
барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать
предпочтение финансовым мерам.
Тарифные и нетарифные методы регулирования
составляют основу протекционистской
политики государства.
Государственное
регулирование движения капитала и
валютно- финансовых отношений. Важным направлением внешнеэкономических
отношений государства является регулирование
иностранных инвестиций и процесса вывоза
капитала (зарубежных инвестиций резидентов).
Характерной особенностью движения капитала
на современном этапе является включение
все большего числа стран в процесс экспорта
и импорта капиталов. При этом большинство
стран мирового рыночного хозяйства одновременно
выступают и в роли экспортеров, и в роли
импортеров капиталовложений.
Однако если мировая торговля имеет устойчивую
тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном
движении капиталов в их разных формах
(прямые, портфельные, ссудные инвестиции)
могут иметь место значительные колебания,
зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры.
Вместе с тем в большинстве стран мира
в современных условиях выявляется тенденция,
связанная с опережением динамики роста
объема зарубежных капиталовложений по
сравнению с динамикой развития внутренней
экономики.
С точки зрения регулирования можно выделить
два направления государственного воздействия:
иностранные инвестиции в национальной экономике;
инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).
Первое направление связано с
созданием определенной системы, направленной
на привлечение (в некоторых случаях
на ограничение), стимулирование и контроль
за иностранными инвестициями в национальной
экономике.
Система регулирования иностранных инвестиций
связана с созданием институциональных
структур и комплексом реализуемых ими
мер, направленных на повышение эффективности
осуществляемой государственной политики
в отношении капиталовложений из-за рубежа.
Несмотря на общую тенденцию к либерализации
режима приема иностранных инвестиций,
практически все страны в той или иной
мере регулируют этот процесс. Так как
с одной стороны, импорт капитала означает
привлечение дополнительных финансовых
и материальных ресурсов в национальную
экономику, что расширяет возможности
накопления в стране и улучшает условия
ее экономического роста. С другой стороны,
чрезмерное не контролируемое вливание
иностранных инвестиций может привести
к угрозе национальной безопасности, связанной
с переходом ряда важных экономических
объектов в руки иностранных собственников,
что ограничивает возможности деятельности
национального капитала, кроме того, могут
увеличиваться объемы вывозимой иностранными
компаниями прибыли (включая дивиденды,
проценты, роялти).
Вместе с тем большинство стран мирового
рыночного хозяйства проводят политику,
направленную на привлечение иностранного
капитала. Поэтому в целом по способу воздействия
на иностранные инвестиции можно выделить
две группы методов:
К первой группе относятся следующие
меры:
Ко второй:
В практической деятельности государства
используется обычно совокупность мер
из той и другой группы. В зависимости
от текущих задач и целей
С целью создания благоприятного инвестиционного
климата для иностранных инвестиций может
вводиться не только национальный, но
и более льготный режим. При этом наряду
с мерами первой группы, направленными
на привлечение иностранных инвестиций,
могут использоваться дополнительные
инструменты, стимулирующие функционирование
иностранных инвестиций. Можно выделить
три вида данных инструментов:
Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").
Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).