Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 00:42, реферат
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Введение ………………………………………………………………3
Основные понятия стандартизации………………………………….5
Основные определения стандартизации
Функции стандартизации
Цели стандартизации
Принципы стандартизации
Научно – технические методы стандартизации
Виды нормативных документов
Государственная система стандартов
Основные положения современной стандартизации………………17
Современная стандартизация
Элементы современной стандартизации
Современная стандартизация как часть закона «О техническом регулировании»
Закон «О техническом регулировании»......................................22
Сфера применения и основные понятия закона «О техническом регулировании»
Принципы технического регулирования
Технические регламенты………………………………………..24
Цели принятия технических регламентов
Виды технических регламентов
Содержание технических регламентов
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических
регламентов
Применение технических регламентов
Заключение ……………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………
Введение ………………………………………………………………3
Основные понятия
Основные положения
Закон «О техническом
регулировании»................
Технические регламенты…………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
Стандартизация – деятельность
по установлению правил и характеристик
в целях их добровольного многократного
использования, направленная на достижение
упорядоченности в сферах производства
и обращения продукции и повышения конкурентоспособности
продукции, работ и услуг.
Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для
всех стран независимо от зрелости
их рыночной экономики. Чтобы стать
участником мирового хозяйства и
международных экономических
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.
Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.
Стандартизация, сертификация и метрология в том виде как это было в плановой экономике, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили либо просто делали невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.
Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.
Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Стандартизация основывается на последних
достижениях науки, техники и
практического опыта и
Стандартизация создает
Стандарт – это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации, метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.
Основные понятия
стандартизации
Основные определения
стандартизации:
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышения степени соответствия продукта , процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.
К основным понятиям
стандартизации относятся:
Стандарт
– документ, в котором в целях многократного
использования устанавливаются характеристики
продукции, правила эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации.
Техническое
регулирование – правовое регулирование
в области установления, применения и
исполнения обязательных требований к
продукции, процессам производства, эксплуатации,
хранения и т.д., в области установления
и применения на добровольной основе требований
к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранения и т.д., выполнению
работ или оказанию услуг и правовое регулирование
отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;
Продукция – результат деятельности, представленный в материально – вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных или иных целях.
Безопасность
– состояние, при котором отсутствует
недопустимый риск, связанный с причинением
вреда жизни и здоровью, имуществу, среде.
Стандартизация
подразделяется:
административно-
Функции стандартизации:
Функция
упорядочения - преодоление неразумного
многообразия объектов (раздутая номенклатура
продукции, ненужное многообразие документов).
Охранная
(социальная) функция - обеспечение
безопасности потребителей продукции
(услуг), изготовителей и государства,
объединение усилий человечества по защите
природы от техногенного воздействия
цивилизации.
Ресурсосберегающая
функция обусловлена
ограниченностью материальных, энергетических,
трудовых и природных ресурсов и заключается
в установлении в НД обоснованных ограничений
на расходование ресурсов.
Коммуникативная
функция обеспечивает общение и взаимодействие
людей, в частности специалистов, путем
личного обмена или использования документальных
средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых
и пр.) систем и каналов передачи сообщений.
Эта функция направлена на преодоление
барьеров в торговле и содействие научно-техническому
и экономическому сотрудничеству.
Цивилизующая
функция направлена на повышение качества
продукции и услуг как составляющей качества
жизни.
Информационная
функция. Стандартизация обеспечивает
материальное производство, науку и технику
и другие сферы нормативными документами,
эталонами мер, образцами - эталонами продукции,
каталогами продукции как носителями
ценной технической и управленческой
информации. Ссылка в договоре на стандарт
является наиболее удобной формой информации
о качестве товара как главного условия
договора.
Функция
нормотворчества и правоприменения
проявляется в узаконивании требований
к объектам стандартизации в форме обязательного
стандарта и его всеобщем применении в
результате придания документу юридической
силы. Соблюдение обязательных требований
обеспечивается, как правило, принудительными
мерами экономического, административного
и уголовного характера.
Цели стандартизации:
Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия требованию технических регламентов, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, функции следующие:
Принципы стандартизации:
Стандартизация осуществляется в
соответствии с принципами:
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке
стандартов законных интересов заинтересованных
лиц;
применение международного стандарта
как основы разработки национального
стандарта;
недопустимости создания препятствий
производству и обращению продукции,
выполнению работ и оказанию услуг;
недопустимости установления стандартов,
которые противоречат техническим
регламентам;
обеспечения условий для единообразного
применения стандартов;
сбалансированности интересов
Системности и комплексности
Опережающего развития стандартов;
Приоритетности
Эффективности стандартизации с точки
зрения обеспечения безопасности, надежности,
исполнительности и т.д.;
Принцип гармонизации, т.е. обеспечение
идентичности документов
Научно – технические
методы стандартизации
Метод
стандартизации - это прием или совокупность
приемов, с помощью которых достигаются
цели стандартизации.
К методам стандартизации относятся:
Унификация,
т.е. приведение вопросов стандартизации
к единой форме и их укрупнение. Примером
унификации стандартизации в социальной
сфере может служить вопрос о наркотиках:
объединение мнений наркоманов, врачей,
граждан страны, государства в единый
контекст отрицательности потребления
и распространения наркотиков и формирование
схемы дальнейших действий;
Структурирование.
Пример: структурирование функций качества
(QFD) впервые было предложено инженером
Мицубиси, Иоджи Акао, как система, которая
позволяет узнать, какие показатели продукции
для клиента важны, и насколько они важнее
других, перевести потребности клиента
в определенные технические характеристики
и т.д.
Систематизация,
т.е. приведение материала конкретного
вопроса к единой системе. В качестве примера
систематизации можно привести существующие
системы стандартов: ГСС, ЕСПД и др.