Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:49, контрольная работа
Основная цель данной контрольной работы – изучение сущности государственно – частного партнерства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- изучение понятия государственно-частное партнерство;
- изучение основных принципов государственно-частного партнерства;
- определение моделей, формы и механизмы государственно-частного партнерства.
Введение 3
1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства 5
2. Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства 9
3. Развитие и реализация государственно-частного партнерства 12
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Содержание
Введение
1. Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства 5
2. Модели, формы и механизмы государствен
3. Развитие и реализация
государственно-частного
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным государственно-частное партнерство стало в последние десятилетия.
С одной стороны, усложнение
социально-экономической жизни
Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частное партнерству. Широкая трактовка подразумевает под государственно-частным партнерством конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д. [6, с. 59]
В числе базовых признаков
государственно-частных
- сторонами государственно-
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- государственно-частное партнерство имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации
проектов на основе государстве
- финансовые риски
и затраты, а также
Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Тема контрольной работы «Сущность,
преимущества и риски государственно-
Основная цель данной контрольной работы – изучение сущности государственно – частного партнерства.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- изучение понятия
- изучение основных принципов государственно-частного партнерства;
- определение моделей, формы и механизмы государственно-частного
партнерства.
партнерства
Государственно-частное
партнерство в системе
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).[5, с. 78]
Можно сказать, что государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.
Государственно-частное
партнерство позволяет
Государственно - частное партнерство выполняет следующие характерные функции:
1) удовлетворяет потребности
общественного сектора,
2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;
3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками государственно-частного партнерства могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:
- разделяют полномочия и ответственность;
- функционируют на равных;
- совместно затрачивают время и ресурсы;
- разделяют инвестиции, риски и выгоды;
- поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
- имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом смысле государственно-частное партнерство институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.
На стороне государства в проектах государственно-частного партнерства - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в государственно-частном партнерстве государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития государственно-частного партнерства в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость государственно-частного партнерства заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм государственно-частного партнерства. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты государственно-частного партнерства.
2. Модели, формы и механизмы государствен
В мировой практике сложилось
множество разнообразных
Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике государственно-частном партнерством считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах. [9, с.126]
Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.
Информация о работе Основные принципы и понятия государственно-частного партнерства