Основные принципы районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 13:06, контрольная работа

Краткое описание

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.85 Кб (Скачать файл)

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК: (сельхозугодья занимают 2% территории района; животноводство - 80% (оленеводство); рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.)

Транспорт:

ж/д - 70% грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП; газопровод «Сияние Севера»; Северный морской путь - лес, металлы, продукты питания.

Основные проблемы:

Северный завоз, его ухудшение; кризис в угольной промышленности; слабая социально-культурная инфраструктура.

В перспективе развития района наблюдается тенденция к восстановлению закрытых предприятий на основе новых технологий и тем самым решение острой проблемы безработицы. Для этого необходимо привлечение иностранного капитала. Необходима разведка и освоение полезных ископаемых. Для решения продовольственной проблемы прибегнуть к селекции холодостойких культур, увеличению продуктивности земель и совершенствованию кормопроизводства. Нужно улучшать бытовые условия населения, что приведет к формированию постоянных производственных кадров.

Особенности развития:

Приморское положение района, его связь с крупнейшими индустриальными базами Центра, Урала способствуют развитию хозяйства, межрайонных и международных связей. Определяющую роль в хозяйственном развитии района играет лесная промышленность. Специализация с/х соответствует структуре сельскохозяйственных угодий. Подавляющую часть доходов от с/х обеспечивает животноводство. Большое значение играет рыболовство, оленеводство. В районе издавна развиты различные промыслы. Прерогатива в перевозке грузов отдается ж/д. транспорту, но в то же время роль речного транспорта значительно выше, чем в других районах страны. Развит трубопроводный транспорт - «Сияние Севера», нефтепровод Ухта - Ярославль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              2.2 Северо-Западный район

 

Состав района: Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;

Площадь: 200000 км2;

Население: 8 млн. человек.

Общие особенности региона.

Удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток); приморское положение; крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской); большая роль ВПК (более 70%).

Природные ресурсы:

бокситы; лесные (45%); торф; водные. Район беден природными ресурсами.

Население и трудовые ресурсы:

очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2); повышенный показатель урбанизации (87% жителей - городское население); сильный отрицательный прирост (10% за 10 лет); высокий кадровый уровень.

Основные отрасли промышленности:

Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

А) Машиностроение (26% всей продукции района): судостроение; электротехническое машиностроение (турбины); сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК - оптика, системы наведения.

В) Химический комплекс: фармация (положительное развитие - 30-40% прибыли); производство удобрений.

Г) Лесная отрасль - мебель, бумага).

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт: ж/д (более 50% всех перевозок страны); речной и морской транспорт; ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие рекреационного хозяйства - музеи, памятники и пр.

Основные проблемы:

Ввоз энергоресурсов; неудачная конверсия; недостаток металла; большая экономическая безработица; высокий криминальный фон.

В районе необходимо производить реконструкцию многих старых предприятий, обновление основных фондов на базе достижений НТР. Создать несколько новых производств - приборостроительных,

электротехнических, роботов. Повысить комплексность использования сырья, большего вовлечения в производство вторичного сырья, отходов. Развивать атомную энергетику. Восстанавливать лесные ресурсы. Перевести сельскохозяйственные предприятия на прогрессивные технологии, применять биохимическое производство. Усилить инфраструктуру городов

Особенности развития:

Для отраслевой структуры хозяйства характерно резкое преобладание обрабатывающей промышленности над другими отраслями. Ведущее производство в районе - машиностроительный комплекс. Характерно развитие химической промышленности, особое развитие имеет синтетическая химия. Из-за бедности района полезными ископаемыми доля добывающей промышленности в структуре хозяйства невелика. Сельское хозяйство играет подчиненную роль. Главная отрасль с/х - животноводство. Так как район беден природными ресурсами, то транспорт играет важную роль в обеспечении отраслей хозяйства. В районе хорошо развита торговля. Среди непроизводственных сфер преобладают научно-учебная деятельность и культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                2.3 Центральный район

 

Состав района: Москва, Московская область, области: Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.

Площадь 500 т. км2;

Население: 30 млн. чел.

Общие особенности региона.

Столичное значение; на пересечении важнейших транспортных путей; мощная промышленность (1 место по ВВП); высокая степень освоенности; высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.

Природные ресурсы:

Бедные природные ресурсы.

Строительные материалы (известняк); железная руда (Тула); имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн); торф.

Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

Население и трудовые ресурсы:

Плотность 62 ч./км2 (Москва - 333 ч./км2); очень урбанизирована (83%); очень высококвалифицированные кадры; наличие существенной безработицы: ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ): полный производственный цикл всех подотраслей; сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение); автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ); ж/д машиностроение (тепловозы - Коломна, пассажирские вагоны - Тверь, вагоны метро - Мытищи); авиапромышленность (Москва) - сложность сбыта; с/х машиностроение (трактора, комбайны - сложность сбыта); станко- и приборостроение.

Химическая промышленность:

Удобрения (Воскресенск) - 10% от российского производства; нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации); шинное производство.

Проблемы с энергией и водой.

Легкая промышленность: 1/3 всей российской промышленности;

негатив: сокращение сбыта; конкуренция импорта; сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность: самая крупная полиграфическая база.

Энергетика: крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ); мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

Наличие черной металлургии (Новотульский комбинат); АПК: зерновые (50% площадей); прокормить себя не может, т.е. завоз. Мощная кондитерская промышленность. Транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ; главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово; продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.

Основные проблемы:

Ввоз продуктов питания; ввоз энергоресурсов; кризис машиностроительного производства; политические проблемы.

Район нуждается в сильной демографической политике, направленной на восстановление и рост численности населения. Необходимо развивать секторы экономики, которые основываются на достижениях НТП. Значимо для района - совершенствование производственной и социальной инфраструктур. В числе таких задач - создание надежных коммуникаций по связям ядра района с отдаленными областями. Очевидно развитие хозяйственного и культурного потенциала маленьких - городов.

Особенности развития:

Район имеет наиболее развитую обрабатывающую промышленность. Это обусловлено выгодным экономико-географическим положением и наличием квалифицированной рабочей силы. Для промышленности характерно сильное разделение производства. Но основное место занимает машиностроение. На базе привозного сырья и топлива производится продукция, которую поставляют во все районы страны и на экспорт, поэтому огромную роль играет транспорт. Для района характерна высокая урбанизация. Район является ведущим в стране в науке и образовании, является главным культурным центром. Сельское хозяйство представлено большей частью пригородным, что позволяет удовлетворять только местные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       2.4 Центрально - Черноземный район

 

Состав района:

Области: Белгородская; Воронежская; Курская; Липецкая; Тамбовская.

Площадь: 170 т. км2;

Население: 8 млн. чел.

Общие особенности региона:

самая большая железно-рудная база страны (КМА); АПК хорошо развит - продуктовая база страны.

Природные ресурсы:

железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии - 600 км., очень богатые руды; медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова); почвы (чернозем).

Население и трудовые ресурсы:

Плотность: 47 ч./км2; средний уровень урбанизации (61%); естественная убыль населения.

Основные отрасли промышленности:

Черная металлургия (с 17 века) на базе КМА:

крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский; дешевое сырье.

Машиностроение:

многообразный характер: сложное и точное машиностроение; авиационная продукция и радиоэлектроника; металлоемкое производство (50% в Воронежской области): горнорудные и сельхозмашины.

Пищевая промышленность: сахар; мясо; плодоконсервирование;

Значительный износ основных фондов до 70%.

Электроэнергетика: 80% энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская); нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.

АПК: снабжает Центральные и Северные районы, 30% от объемов по РФ; свекла; подсолнечник; зерно;

Транспорт: выгодное положение на пересечении ж/д путей; мощный транспортный комплекс; большой грузопоток.

Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;

Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.

Основные проблемы: спад в АПК; падение сбыта руды и металлов.

Развитие производительных сил должно основываться на перспективах освоения минеральных ресурсов КМА, рациональном использовании земли и охране окружающей среды от техногенных нагрузок. Необходимо достичь рационального сочетания развития тяжелой промышленности - и АПК (агропромышленный комплекс). Должна производиться интенсификация с/х, установка четкой специализации хозяйств и рационализация связей между ними. Развитие производительных сил района зависит от решения проблем водоснабжения и энергетики. Также нужно расширить участие малых городов и поселков городского типа в переработке с/х и других видов местного сырья

Особенности развития:

Благоприятное экономико-географическое положение способствует развитию района. Используются межрайонные потоки сырья, топлива, энергии, которые пересекают территорию района. В районе используется исключительно привозное сырье. В отраслевой структуре хозяйства выделяется промышленность. Ведущее место занимает черная металлургия. На территории района находится самая крупная в стране железорудная база (Курская Магнитная Аномалия). В районе высокий уровень развития агропромышленный комплекс с многоотраслевым сельским хозяйством. Потребности в продуктах питания полностью удовлетворяются, поэтому значительная - часть продуктов вывозится. Огромную роль в развитии района играет атомная энергетика - Нововоронежская и Курская АЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 2.5 Волго-Вятский район

 

Состав района:

Нижегородская, Кировская области; республики: Мордовия; Чувашия; Марий-Эл.

Площадь: 265 т. км2;

Население: 8,5 млн. чел.

Общие особенности региона:

лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК; яркая специализация на машиностроение (50% экономики района).

Природные ресурсы: Не очень богат.

фосфориты (50% всех российских запасов); строительные материалы (гипс, цементный песок); водные ресурсы; лесные ресурсы (40% - хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

Население и трудовые ресурсы: плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2); высокий уровень урбанизации (70%); резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

Основные отрасли промышленности:

Машиностроение: автомобильное (Н. Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $; судостроение («Красное Сормово», Н. Новгород) - пассажирские теплоходы. Малый спрос; электротехническое машиностроение: лампы (Саранск). Работают на привозном металле.

Химическая промышленность: шинное производство; лесохимия; полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

Балахнинский ЦБК. ТЭК: существенный энергодефицит, ввоз энергии; ввоз угля, газа, нефти.

АПК: достаточно сильно развит; полностью обеспечивает внутренние потребности; главная отрасль - растениеводство, зерновые культуры; технические культуры: лен, конопля; переработка АПК - консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

ж/д - 2/3 всех грузоперевозок; речной транспорт - 1 место по грузообороту; трубопроводы (Алметьевск - Н. Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

Основные проблемы:

дефицит топливно-энергетических ресурсов; недостаток металла для машиностроения; технологическая отсталость АПК.

Необходимо развивать профильные отрасли хозяйства - автомобиле- и судостроение, электротехническую промышленность, химическую промышленность. Целесообразно наращивать производственные мощности черной металлургии. Нужно интенсифицировать с/х для более полного удовлетворения потребностей жителей района в продовольствии. Сформировать региональную рыночную инфраструктуру.

Особенности развития:

Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность. В ее составе выделяется машиностроительный комплекс, определяющий специализацию района в системе территориального разделения труда. Также развит лесопромышленный комплекс, который базируется на собственном сырье. Сельское хозяйство характеризуется многоотраслевой структурой при относительно большой доле молочно-мясного животноводства. Важную роль в экономическом развитии района выполняет транспортная сеть. Его территорию пересекают три железнодорожные магистрали. Они способствует полному использованию выгод экономико-географического положения района. Большую транспортную работу выполняют трубопроводы.

Информация о работе Основные принципы районирования