Основные проблемы поступления таможенных платежей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 13:11, доклад

Краткое описание

Владимир ПАДАЛКО, директор Департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП России, рассказывает о проблемах текущей практики таможенного регулирования и предложениях бизнеса по ее совершенствованию.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации регулярно проводит мониторинг правоприменения таможенного законодательства с участием организаций-членов ТПП.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Как улучшить таможенное администрирование

Владимир ПАДАЛКО, директор Департамента внешних связей и работы с деловыми советами ТПП России, рассказывает о проблемах текущей практики таможенного регулирования и предложениях бизнеса по ее совершенствованию.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации регулярно проводит мониторинг правоприменения таможенного законодательства с участием организаций-членов ТПП.

По итогам мониторинга действия Таможенного кодекса ТС и других международных договоров в области таможенного дела выявлено значительное число правовых пробелов, погрешностей, неточностей, внутренних противоречий, которые создают барьеры для свободного передвижения товаров на единой таможенной территории Таможенного союза и по-разному толкуются и применяются в государствах – членах Таможенного союза.

По мнению участников внешнеэкономической деятельности, правовая основа регулирования в области таможенного дела Таможенного союза должна быть приведена в более полное соответствие с международными стандартами и лучшими практиками торговых партнеров государств – членов Таможенного союза. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с присоединением всех трех государств – членов Таможенного союза к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

В этой связи перед государственными органами и представителями деловых кругов стоит широкомасштабная задача по совершенствованию механизмов таможенного регулирования в России. В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденным Распоряжением Правительства России от 29.06.2012 г. № 1125-р, к 2018 г. России необходимо занять 17-е место в мире по показателю «Международная торговля» в рейтинге «Doing business». (В настоящий момент наша страна находится на 160-м месте.) Очевидно, что достижение столь серьезных успехов невозможно без глубокого реформирования всей системы государственного регулирования таможенной сферы. Наиболее значимыми направлениями совершенствования таможенного регулирования, по мнению организаций – членов ТПП РФ, являются следующие. 

Сокращение сроков совершения таможенных операций при декларировании и выпуске товаров

Речь идет о применении всех возможных мер для того, чтобы декларирование и выпуск товаров осуществлялись в возможно короткие сроки. Для этого прежде всего необходимо сократить количество документов, предоставляемых при декларировании товаров, следует отказаться от предоставления внешнеторгового контракта, документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и полномочия декларанта. Их предоставление является излишним и накладывает необоснованные обязанности на участников ВЭД.

Кроме того, особенно важным представляется дальнейшее развитие технологии предварительного информирования. Первый шаг в данном направлении уже сделан. Комиссией Таможенного союза было принято Решение от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». ФТС России издан приказ № 1345 от 5 июля 2012 г. о применении сведений, предоставленных в ходе предварительного информирования в рамках системы управления рисками (СУР). Предлагаем ввести данный порядок также и для товаров, перевозимых иными видами транспорта. В настоящий момент применение установленного упомянутым приказом ФТС России порядка затруднено необходимостью совершенствования информационно-программных средств, имеющихся в распоряжении ФТС России, для обеспечения его реализации. Считаем, что использование предварительной информации в рамках СУР является очень перспективным направлением развития таможенного регулирования. В этой связи необходимо развивать соответствующие организационные, правовые и технологические механизмы.

Еще более важным аспектом представляется ускоренное развитие информационных таможенных технологий. Очень обнадеживает обсуждаемый последнее время в соответствующих профессиональных кругах проект внедрения технологии автоматического принятия решения о выпуске товара, что позволит исключить в данном случае негативное влияние человеческого фактора, в том числе и коррупционную составляющую. Для обеспечения возможности применения данной технологии прежде всего необходимо исключить дублирование электронных документов документами на бумажном носителе. Кроме того, еще одним способом применения информационных технологий в практике таможенного регулирования может стать дальнейшее развитие и совершенствование технологии удаленного выпуска. 

Совершенствование механизма уплаты таможенных платежей

Существующая система уплаты таможенных платежей имеет ряд недостатков, что, естественно, не способствует быстрому совершению таможенных операций с товарами. Важнейшая задача, стоящая перед нами: сделать данный порядок более простым и прозрачным.

Эффективной мерой по совершенствованию таможенного регулирования в данной сфере может являться комплексная автоматизация процесса уплаты таможенных платежей. В данное понятие, на наш взгляд, должна входить автоматизация информационного обмена о движении денежных средств между таможенными органами и участниками ВЭД, основной целью которой должно стать сокращение срока доведения информации о поступлении денежных средств на счета таможенных органов (к 2015 г. до 2 часов). Полагаем, что полной эффективности от автоматизации описанных процессов можно достигнуть только при условии централизации учета таможенных платежей и обеспечения их уплаты на уровне ФТС России. 

Пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости

В настоящий момент существует ряд проблем, связанных с проведением контроля таможенной стоимости. Данные проблемы связаны не с правовым регулированием контроля таможенной стоимости, которое в принципе приводится в соответствие с международными нормами, а скорее с правоприменительной позицией таможенных органов, которые руководствуются при корректировке таможенной стоимости принципами и задачами, не соответствующими установленным нормативным актам.

На наш взгляд, для упрощения данной процедуры следует отказаться от дублирования контроля таможенной стоимости в отношении идентичных товаров, поставляемых по одному контракту, а также обеспечить возможность проведения контроля таможенной стоимости с использованием информации, предоставленной в рамках процедуры предварительного информирования.

Однако прежде всего следует изменить правоприменительную практику и подход таможенных органов к контролю таможенной стоимости.

В настоящий момент таможенные органы при принятии решений о корректировке таможенной стоимости зачастую исходят не из целей обеспечения соблюдения законодательства об определении таможенной стоимости участниками ВЭД, а из задачи увеличения количества собираемых таможенных платежей. Односторонняя заинтересованность государственных чиновников в повышении таможенных сборов часто приводит к пристрастному оформлению таможенных грузов: их классификации по кодам, имеющим более высокую таможенную ставку налога, и при определении контрактной стоимости товара.

Типичная ситуация выглядит так – таможенный орган определяет, что заявленная таможенная стоимость ниже, чем указанная в профиле риска. После этого таможенный орган назначает дополнительную проверку сведений о таможенной стоимости по различным основаниям. Далее таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости до той, которая установлена профилем риска по любым основаниям. Данные основания, как правило, не соответствуют тем сомнениям таможенного органа, которые были изложены в решении о дополнительной проверке, а также законодательству и фактическим обстоятельствам конкретной сделки.

Прежде всего, необходимо исключить практику принятия таможенными органами решений о корректировке таможенной стоимости, направленных не на обеспечение соблюдения действующего законодательства, а на приведение цен, заявленных декларантом, в соответствие с некими величинами, произвольно установленными системой управления рисками и максимизацию уплачиваемых декларантом таможенных платежей.

Для совершенствования процедуры таможенной очистки необходимо государственным органам освобождаться от функции экспертной оценки и передавать эти функции независимым экспертным организациям. При этом важно предусмотреть отбор и аккредитацию таких экспертных организаций, которые зарекомендовали себя как высокопрофессиональные и имеющие значительный опыт работы в данной области. На сегодняшний день ЦКТУ до сих пор не разработало такой механизм. Здесь может вырасти роль экспертных подразделений торгово-промышленных палат России, основными уставными задачами которых является содействие субъектам экономической деятельности в осуществлении внешнеэкономического сотрудничества.

Оценка внешнеторговых контрактов для подтверждения контрактных стоимостей, а также стоимости товаров при административных нарушениях должна осуществляться в полном соответствии с Законом РФ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сертифицированными оценщиками – членами саморегулируемых организаций специалистов-оценщиков, которые и проводят оценки для сбора налогов на имущество в соответствии с налоговым законодательством России. 

Смещение «нагрузки» по таможенному контролю на этап после выпуска товаров

Совершенствование таможенного администрирования в данном вопросе очень актуально. Перенос таможенного контроля на этап после выпуска товара позволяет сделать выпуск более быстрым и в тоже время предоставляет возможность таможенным органам иметь в своем распоряжении больше временных ресурсов для осуществления контроля. Однако с учетом мирового опыта достижение наибольшего положительного эффекта в данном направлении возможно лишь при возрастании степени доверия государства в лице таможенных органов к участникам внешнеэкономической деятельности. При последовательном движении к транспарентной, инновационной и конкурентной экономике перенос таможенного контроля в значительной его части на этап после выпуска товаров является закономерной и естественной необходимостью.

На наш взгляд, конкретным шагом в указанном направлении может стать повсеместное расширение практики применения мер таможенного контроля после выпуска товаров. Прежде всего, это касается наиболее спорных аспектов таможенного контроля – осуществления контроля таможенной стоимости и определения кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проверка сведений о классификационном коде и стоимости товаров – процесс трудоемкий, требующий изучения большого количества документов и сведений, а также кропотливой совместной работы таможенного органа и участника ВЭД. Так как сведения о коде и стоимости товаров влияют на размер таможенных платежей, любая ошибка в данном вопросе может привести к нарушению интересов либо государства, либо декларанта, логичней было бы осуществлять столь сложные этапы таможенного контроля не в ходе принятия решения о выпуске товаров, а после него.

Кроме того, для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товара необходимо повысить эффективность взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими государственными органами при осуществлении такого контроля.

Поскольку после выпуска товаров таможенными органами, они сразу же вовлекаются в коммерческий оборот на таможенной территории Таможенного союза, такие товары, как правило, попадают в поле зрения иных контролирующих органов, и получение информации от данных органов, на наш взгляд, будет очень полезно органам таможенной системы при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.  

Приведение национальной системы управления рисками в соответствие стандартам ВТО

Национальная система управления рисками (СУР), являющаяся основой применения таможенными органами мер таможенного контроля, в отличие от применяемой в странах Евросоюза, имеет явную фискальную направленность. Приоритетной задачей таможенных органов Российской Федерации при применении мер, заложенных в национальной СУР, является обеспечение экономических интересов Российской Федерации, исполнение доходной части федерального бюджета. В то же время в государствах с развитым уровнем информатизации, сложившимися транспортно-логистическими схемами, высоким уровнем экономической и информационной безопасности, эффективной системой постконтроля в основу СУР заложены иные принципы таможенного контроля – воздействие мер, предусмотренных СУР, направлено на обеспечение национальной безопасности государства (борьба с терроризмом, контрабандой оружия, недопущение ввоза контрафактной продукции, усиленный контроль за перемещением акцизных товаров и т.п.). Резкий переход на общемировые стандарты применения СУР и отказ от национальных приоритетов может существенным образом сказаться на выполнении таможенными органами контрольных показателей по перечислению таможенных платежей в бюджет, однако в условиях вступления в ВТО этот путь неизбежен, в связи с чем нам необходимо проработать вопрос обеспечения последовательного и не влекущего снижения эффективности деятельности таможенных органов перехода к стандартам ВТО. 

Развитие и совершенствование межведомственного электронного взаимодействия

Создание эффективной системы межведомственного электронного взаимодействия может существенно снизить нагрузку на участников ВЭД, связанную со сбором всевозможных документов, выдаваемых различными государственными органами.

На наш взгляд, основными качествами, которыми должна обладать указанная система электронного взаимодействия, являются быстрота информационного обмена и надежная защищенность информации от несанкционированного доступа.

Информация о работе Основные проблемы поступления таможенных платежей