Основные проблемы, принципы и методы микроэкономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение места и роли микроэкономики в системе экономических знаний.
Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть границы, методы и принципы микроэкономической теории;
- исследовать применение микроэкономических методов для анализа национальной экономики

Содержание

Введение
1. Неоклассическая школа об иерархии проблем экономической теории.
2. Границы, методы и принципы микроэкономической теории.
3. Применение микроэкономических методов для анализа национальной экономики Республики Беларусь.
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание

 
 

    Введение

  1. Неоклассическая школа об иерархии проблем экономической теории.           
  2. Границы, методы и принципы микроэкономической теории.
  3. Применение микроэкономических методов для анализа национальной экономики Республики Беларусь.

    Заключение.

    Список  использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

 

    Термин  «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» — дом или хозяйство, и «номос» — учение или закон. То есть получается, что экономика — это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство.

    Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфер.

    Микроэкономика  выступает как особый раздел в фундаментальном курсе экономической теории.

    Наиболее  устойчивой является структура курса  экономической теории, в основу которой  положен предмет экономической  науки — экономика и ее уровни — отдельное предприятие, фирма, национальная экономика, интернациональные процессы в экономике. Структурно экономическая теория включает в себя три раздела: микроэкономику,  макроэкономику и мировую экономику.

    В общих основах экономической  теории дается характеристика понятия  общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается  исторический процесс развития данной науки. В данном разделе исследуются     природа экономической системы общества, место и роль  отношений собственности в экономической системе и в   совокупности экономических отношений.

    Микроэкономика  изучает поведение отдельных  экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика  объясняет, как  и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять  взаимодействие субъектов экономики и в отраслях  промышленности.

    Макроэкономика  изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макроэкономика рассматривает  экономические процессы на уровне национальной экономики. 

    Мировая экономика рассматривает экономические  отношения в        мировом сообществе, принципы их функционирования и регулирования.

    Объектом  исследования курсовой работы является составная часть экономической  науки микроэкономика. В своей курсовой работе я рассмотрю не только принципы и методы экономической теории, но проблематику современного развития экономической теории.

    Целью данной работы является изучение места  и роли микроэкономики в системе  экономических знаний.

    Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть границы, методы и принципы микроэкономической теории;

    - исследовать применение микроэкономических методов для анализа национальной экономики.    

    При выполнении работы использованы методы экономического анализа, сравнения и описание.

 

    1. Неоклассическая школа об иерархии проблем экономической теории.

 

    Период 60 – 70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки, в течение которого возникло новое неоклассическое направление. Его представители (австрийская, кембриджская, математическая школы) заложили теорико-методологические основы, образующие фундамент современной экономической теории.

    Предпосылкой  переворота в экономической науке  является объективное  развитие рыночной экономики, в которой свободная конкуренция достигла своего высшего уровня. В этих условиях возникла необходимость в исследовании проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия, определения рыночных и ценовых механизмов, формирования спроса и предложения, их влияния на цены, в разработке практических рекомендации по проблемам рационального хозяйствования

    Для этого требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений. Поиски ученых У. Джевонса (Англия), К.Менгера, Ф.Визера и Э.Бём-Баверка (Австрия), Л. Вальраса (Швейцария) практически одновременно привели к созданию субъективной теории стоимости, разработанной на основе принципа предельной полезности.

    В результате в экономическую теорию были введены новые методологические приемы — маржинализм и субъективизм, которые предопределили изменение предмета и объекта исследования.

      Переоценка почти 200-летнего господства классической политэкономии была воспринята современниками как научный переворот.

    Главной задачей политэкономии сторонники нового направления считают не изучение объективных, «естественных» законов, а анализ сознания хозяйствующих субъектов во всем многообразии их опыта. В результате политэкономия превращается в поведенческую науку, исследующую мотивы экономической деятельности* интересы людей.    

    Данные изменения теории объяснялись тем, что, по мнению авторов, огромную роль в мотивации поведения играют психологические факторы: склонности, желания, ожидания людей. В связи с этим неоклассики  утверждают, что корни всех экономических процессов следует искать в ощущениях, переживаниях субъектов.

    Психологизация экономического анализа является отличительной чертой нового течения, поэтому для характеристики неоклассицизма используется также термин «субъективистское течение».

    Важнейшим аналитическим средством неоклассического анализа является принцип «рационального поведения» человека. Для объяснения его сути авторы избирают в качестве объекта исследования модель индивидуального хозяйства Робинзона, т.е. изолированного от общества индивида, руководствующегося при принятии решений оценкой собственных выгод и потерь от участия в экономическом процессе.

    В результате экономический анализ проводится с точки зрения поведения отдельного субъекта, а вся рыночная система рассматривается как сумма «хозяйственных атомов», как механическая совокупность рациональных субъектов.

    Метод робинзонад приводит к господству принципа индивидуализма, устранившего из политэкономии анализ социальных отношений в обществе, исторического подхода к исследованию экономических процессов, превращению политэкономии в «чистую науку», претендующую на раскрытие вечных, универсальных экономических законов на основе абстрактно-дедуктивных методов анализа.

    Неоклассицизм также исходит из того, что фундаментальный 
принципом методологии экономической теории является принцип 
редкости, ограниченности ресурсов по отношению к человеческим 
потребностям.

    В связи с этим неоклассики главную задачу любой хозяйственной деятельности видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы на альтернативной основе. В соответствии с этим они разрабатывают модель оптимального поведения субъекта, по которой при выборе альтернативных вариантов применения ограниченных ресурсов субъект принимает решения, позволяющие ему максимизировать результат деятельности.

    Новым для методологии является также то, что неоклассицисты при анализе оптимального поведения субъекта впервые применили метод предельных величин, заимствованный из математики.

    Использование предельных (дополнительных) величин соответствующих категорий (предельная полезность, предельные издержки, предельный доход и др.) позволило неоклассицистам показать, что в основе принятия любого экономического решения лежит рациональный выбор, исходящий из необходимых предельных (дополнительных) затрат и предельных доходов, которые должны быть получены в результате реализации такого решения. 
          Таким образом, предельный анализ явился мощным средством, позволившим объяснить принимаемые на рынке решения; показать, как каждая дополнительная операция, совершаемая человеком на рынке, влияет на цель, к достижению которой стремится хозяйствующий субъект; рассмотреть экономические процессы с точки зрения изменения не средних абсолютных, а относительных, приростных величин; открыть дорогу широкой математизации экономической науки.

    Заслуга неоклассицизма заключается в разработке новых аспектов экономической науки, связанных, во-первых, с поворотом исследований отдельному человеку и трактовкой субъективных мотивов поведения хозяйствующих субъектов как исходного момента экономической теории, во-вторых, с переносом анализа с издержек и затрат на конечные результаты, в-третьих, с применением предельного анализа и оптимизационных моделей при исследовании хозяйственной деятельности.

    В результате теоретические разработки неоклассиков позволили достаточно точно прогнозировать поведение потребителей, размеры, структуру и динамику спроса; изучить устройство механизма рынка, условия рыночного равновесия, особенности ценообразования и пр.; расширить сферу экономических исследований о роли факторов производства, методологии оценки макроэкономических показателей, эластичности и др.

    Неоклассики расширили область применения подхода laissez-faire ("позвольте-делать"), включив в рассмотрение не только свободу производства и накопления, но и свободу выбора при потреблении. Модель совершенной конкуренции представила дополнительные теоретические свидетельства того, что свободная конкуренция и неограниченное проявление потребительских предпочтений максимизируют экономическое благосостояние общества. Неоклассическая теория продолжила традиции экономического либерализма и "чистой" экономической теории, лишенной идеологических устремлений.

    В разработке теории стоимости в отличие  от классиков экономисты неоклассической  школы сосредоточили свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. Они обратились к полезности товара, опираясь на предельный анализ. Существенное отличие неоклассической теории от классической политической экономии заключается и в том, что она имела микроэкономическую направленность; в этот период была создана микроэкономическая теория, в ее формирование внесли вклад многие экономисты, представляющие неоклассическое направление.

    Благодаря Маршалу, родоначальнику предельного  анализа, понятие "эколномикс" вошло  в широкий научный оборот.

    Участники школы экономической мысли, существовавшей в Лозаннском университете в Швейцарии, делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике.

    На  рубеже XIX и XX вв. предельный анализ получил  распространение не только в Европе, но и в США. Американскую школу  неоклассического направления представляют Джон Бейтс Кларк (1847-1938) и Ирвинг Фишер (1867-1947).

    В последней трети XIX в. - первой трети XX в. идеи маржинализма и неоклассической  теории постепенно завоевали господствующие позиции в большинстве стран. В этот период были разработаны аналитические инструменты, необходимые для решения многих теоретических проблем экономической науки, что способствовало дальнейшей профессионализации этой отрасли научного знания и обособлению особой профессиональной группы людей, занимающихся экономическими исследованиями. Однако исследования неоклассиков имели узкопрофессиональный характер; за пределами неоклассической теории остались многие важные социально-экономические проблемы.

    В первой трети ХХ века произошли события, которые поколебали веру в возможность стабильного и гармоничного развития, которая была характерна для неоклассической экономической теории. Наибольший удар по ортодоксальному неоклассическому тезису о совершенстве рыночного механизма, способного обеспечить равновесие в экономике и оптимальное использование ресурсов, нанесла Великая Депрессия 1929-1933 гг. Общество, обратившись к экономистам с вопросами о том, что нужно делать в ситуации затяжной депрессии, заставило их преодолеть узкопрофессиональную ограниченность и сосредоточиться на вопросах экономической политики.

    Начало  пересмотру традиционных взглядов на экономическую науку и экономическую  профессию положила политика, получившая название "Новый курс", которую  начал осуществлять американский президент  Франклин Рузвельт в марте 1933 г. Она была направлена на восстановление американской экономики посредством специальных программ для безработных и бездомных, а также мер, направленных на реструктуризацию экономики.

Информация о работе Основные проблемы, принципы и методы микроэкономической теории