Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа
В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта
исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.
Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.
Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Социально-трудовые отношения как система…………………...5
1.1 Понятие социально-трудовых отношений…………………………………………5
1.2 Уровни и предмет социально-трудовых отношений……………………………...6
1.3 Типы социально-трудовых отношений…………………………………………….7
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………………………..10
2.1 Социальное партнерство…………………………………………………………...14
2.2 Субъекты социального партнерства………………………………………………15
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………19
3.1 Государственное регулирование социально-трудовых отношений……………..31
3.2 Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений…..34
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………
К другим формам социального партнерства на предприятии можно отнести комиссии по охране труда, социальному страхованию, трудовым спорам и др.
Деятельность комиссий по охране труда направлена в основном на решение текущих вопросов, касающихся, например, питьевого режима, выдачи молока на “вредных” участках, обеспечения спецодеждой и т. д. По итогам проверки выпускается приказ, предписывающий устранить нарушения, здесь же оговариваются ответственные за решение вопроса и санкции за невыполнение. Комиссия с согласия технического инспектора, который курирует предприятие по этим вопросам, вправе приостановить производственный процесс там, где условия не отвечают обеспечению безопасности работников и окружающей среды.
В состав комиссий входят представители, как администрации, так и профсоюзной организации. Например, в большинстве случаев работу комиссии по охране труда возглавляют заместители председателей
профкома. Участие
профсоюзных лидеров в работе
комиссий облегчает процесс
Сегодня преобладает
тенденция принижения роли профсоюза
на предприятии. Ослабление позиций
профсоюзных организаций
Механизмы притеснения профсоюзной организации со стороны работодателей различны: председателей профкомов выводят из совета директоров, не приглашают на оперативные совещания либо создают явный перевес сил представителей административного корпуса по сравнению с профсоюзной стороной при решении производственных вопросов на заседаниях согласительной комиссии. В этом случае принцип паритетности нарушается, профсоюз не может отстоять наказы своих рядовых членов. В такой ситуации имидж профсоюзной организации как представителя прав работников предприятия разрушается.
Во-вторых, раньше, в условиях советского общества, руководители предприятий воспринимали профсоюз как неотъемлемую часть административной системы, в качестве структурного подразделения предприятия. Появление собственника на предприятии, нового типа руководителей обнажило противоположность интересов этих социальных групп. Сегодня отчетливо прослеживается стремление администрации минимизировать свои расходы на социальные нужды, это проявляется в отказе финансирования социальной сферы и в снижении социальных выплат и льгот работникам предприятий. Поэтому для профсоюзных лидеров насущным является изменение тактики действий – выйти на собственника предприятия, научиться строить отношения с людьми другого типа мышления.
В-третьих, вытеснение профсоюза из привычных сфер деятельности приводит к существенному сокращению функций, выполняемых ранее профсоюзной организацией на предприятиях. Вместе с тем новая экономическая ситуация требует от профсоюзных организаторов пересмотра своих прежних функций – от “распределения путевок” к участию в формировании фонда заработной платы на предприятии, к решению проблем охраны труда, к поддержанию существующих социальных гарантий и льгот и, при возможности, расширения их списка.
В-четвертых,
ослабление позиций профсоюзных
организаций объясняется
Одной из причин
ослабления профсоюзной организации
является преобладание личных отношений
между профсоюзными лидерами и администрацией.
На большинстве предприятий
Таким образом, статусная позиция
профсоюзной организации на предприятии
может быть охарактеризована с двух
сторон. В одном случае формируется
профсоюз как самостоятельная
собственную
позицию по социально значимым вопросам
и умеющая отстаивать эту позицию
перед администрацией. В другом –
снижается роль профкомов в регулировании
социально-трудовых процессов на предприятии,
их деятельность сводится к традиционным
функциям по распределению социальных
благ и формальному
На предприятиях
между профсоюзной
Совершенствование
социального партнерства на микроуровне
– процесс, далеко выходящий за пределы
его организации на предприятии.
Развитие партнерских отношений
на микроуровне тесно
Остается не решенной задача включения
собственников в отношения
необходимо предусмотреть некоторые льготы тем предприятиям, которые качественно и полностью выполняют условия коллективного договора.
Участники социального партнерства четко не представляют: кого считать работодателем? Понятия “собственник”, “работодатель” как профсоюзной стороной, так и администрацией четко не сформулированы.
Для работодателей
традиционного “советского” типа
существование профсоюза –
Для профсоюзной
стороны проблема состоит в том,
что у них ограничена возможность
равноправного участия в
Профсоюзы и работодатели привыкли
к тому, что генеральные соглашения
ежегодно подписываются сторонами
с большим запозданием по срокам
и по многим пунктам не выполняются.
Трехсторонняя процедура
нередко носит необязательный и формальный характер, ибо стороны фактически не несут ответственности за срыв соглашений. В отличие от западных государств, где коллективные договоры и соглашения считаются нормативными документами на уровне закона, в Украине они во многих случаях остаются лишь на бумаге и в виде рекомендаций.
Наряду с
преобладающей коллективно-
Другим «отягчающим» обстоятельством является неразвитость практики государственной поддержки отдельных социальных слоев и категорий работников. В этой связи в настоящее время уровень развития законодательной базы и инфраструктуры социальной защиты работников определяет предпочтительность коллективно-договорной системы регулирования трудовых отношений по сравнению с индивидуально-договорным регулированием взаимоотношений работников и работодателей. За формирующимися в Украине в последние годы моделями социального партнерства – будущее, которое должно быть глубоко осмыслено всеми участниками переговорных процессов на разных уровнях, в противном случае неизбежно нарастание социальной нестабильности в обществе вместо
процессов разрешения и согласования противоречивых устремлений всех социальных групп населения.
Как уже отмечалось,
субъектами коллективно-договорного
регулирования выступают
Существуют
три возможных способа
Естественно,
что этот способ не может выступать
кардинальным решением проблем, особенно
в условиях гиперинфляции и массовой
безработицы, а служит лишь временным
средством сглаживания
Коллективные и индивидуальные трудовые договоры и соглашения призваны обеспечить реализацию основных социальных прав персонала. Они лишь часть правового поля, на базе которого функционируют трудовые отношения, идет согласование социально-экономических интересов работников и работодателей.
Решение социальных
вопросов, вызывающих психологическую
напряженность персонала, может
эффективно осуществляться, если в
организации сформировались и соблюдаются
демократические нормы
Конкретизируя
общедемократические нормы
Занятость и оплата труда. Каждый имеет право на свободный выбор и реализацию своей профессии согласно порядку, действующему в соответствующей области.
Любой труд должен быть оплачен в справедливом размере. Для этого рекомендуется, чтобы:
– рабочим и служащим была дана гарантия справедливой оплаты труда, позволяющая им жить на адекватном жизненном уровне;
– рабочие и служащие, работающие на основе трудового соглашения, отличающегося от договора по постоянной работе на полный рабочий день, получили соответствующую оплату труда;
– оплата труда не может удерживаться, отчуждаться или подвергаться аресту только согласно законам государства; в соответствии с этими положениями рабочие и служащие должны оставаться со средствами, необходимыми для покрытия жизненных издержек для себя и своей семьи.
Право свободного передвижения. Все рабочие и служащие имеют право свободного передвижения на всей территории Украины с оговоркой ограничений, оправданных по причинам общественного порядка, безопасности и здоровья.
Профессиональное обучение. Все рабочие и служащие должны иметь доступ к профессиональному обучению и должны обладать этой возможностью в течение всей трудовой жизни. Условия доступа к профессиональному обучению не могут содержать дискриминацию по гражданству.
Информация о работе Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство