Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа
В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта
исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.
Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.
Введение……………………………………………………………………………………...3
1. Социально-трудовые отношения как система…………………...5
1.1 Понятие социально-трудовых отношений…………………………………………5
1.2 Уровни и предмет социально-трудовых отношений……………………………...6
1.3 Типы социально-трудовых отношений…………………………………………….7
2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ……………………………………………………………………………………..10
2.1 Социальное партнерство…………………………………………………………...14
2.2 Субъекты социального партнерства………………………………………………15
3. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР КАК ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………19
3.1 Государственное регулирование социально-трудовых отношений……………..31
3.2 Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений…..34
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………35
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………
Территориальные
органы управления, организации или
социальные партнеры должны создавать
в сфере их компетенции условия
для повышения и
Равноправие
мужчины и женщины. Равенство
возможностей между мужчинами и
женщинами должно быть обеспечено и
непрерывно развиваться. С этой целью
везде, где это необходимо, надо принять
меры, направленные на обеспечение
осуществления равноправия
Охрана здоровья и безопасность условий трудового процесса. Все рабочие и служащие должны иметь удовлетворяющие нормам условия трудового процесса по отношению к охране здоровья и безопасности. Надо принимать соответствующие меры по гармонизации условий труда.
Охрана труда
детей и молодежи. Интеграция молодежи
в трудовую жизнь обеспечивается
путем профессионального
Вся работающая
молодежь должна получать адекватную
оплату труда. Надо принимать необходимые
меры для изменения положений
трудового права, касающихся работающей
молодежи, таким образом, чтобы они
соответствовали требованиям
По истечении срока обязательного обучения молодые люди должны иметь возможность получить основное профессиональное обучение, чтобы приспособиться к требованиям будущей трудовой жизни.
Особенно
надо ограничить рабочее время всех
рабочих и служащих моложе восемнадцати
лет, причем нельзя обходить это требование,
прибегая к сверхурочной работе, работе
в ночное время. Исключения могут
быть допущены в случае определенных
видов профессиональной деятельности,
установленных правовыми
Пожилые люди.
Все рабочие и служащие пенсионного
возраста должны обладать средствами
в размере, гарантирующем им адекватный
жизненный уровень, а каждый человек,
достигший пожилого возраста, не имея,
однако, права на пенсионное обеспечение,
должен иметь возможность получать
в случае заболевания достаточные
пособия, средства социальной помощи,
которые соответствуют его
3.1 Государственное регулирование социально-трудовых отношений
Функции регулирования
социально-трудовых отношений на государственном
уровне в Российской Федерации выполняет
совокупность органов законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Данная совокупность формирует систему
государственного регулирования социально-
Задачами системы госрегулирования социально-трудовых отношений:
законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
контроль исполнения законов;
выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
Законодательное
регулирование социально-
Следует отметить,
что в условиях рыночной экономики
государственное регулирование
трудовых отношений имеет ограниченный
характер и нацелено на обеспечение
граждан социальными
К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.
Целями трудового законодательства являются:
установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
создание благоприятных условий труда;
защита прав и интересов работников и работодателей.
Законотворчество
в области регулирования
Государством
также разрабатывается и
В Российской
Федерации в механизме
Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата ).
Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).
Судебная
власть осуществляет регулирование
в области социально-трудовых отношений
на уровне осуществления правосудия,
заключающихся в наказании
3.2
Модели государственного
Существуют
две основные модели государственного
регулирования социально-
англо-саксонская;
европейская (рейнская).
Англо-саксонская
модель практикуется в США, Великобритании,
Тайване и некоторых других странах.
Основные особенности данной модели
заключаются в том, что государство
рассматривает работодателей и
работников как равных игроков рынка
и выполняет функции
4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА
Международная организация труда (МОТ) создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
МОТ выработала
такие критерии индустриального
общества, как восьмичасовой рабочий
день, защита материнства, законодательство,
запрещающее использование
МОТ является
международной
Международная
организация труда появилась
вместе с Лигой Наций на основании
Версальского договора в 1919 г. Она была
учреждена для выражения
Одним из наиболее
активных организаторов и первым
ее руководителем (1919–1932 гг.) – Директором
Международного бюро труда (МВТ) стал Альберт
Тома – политический деятель и
министр в правительстве
В 1944 г., когда исполнилось 25 лет существования МОТ, Международная конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая вместе с Уставом определила цели и задачи организации, которые в основном сохраняют свое значение до настоящего времени.
В Декларации говорится: «Считая, что практика полностью подтвердила положение Устава Международной организации труда о том, что прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости, Конференция заявляет, что:
а) все люди независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
б) достижение условий, при которых это будет возможно, должно являться главной целью национальной и международной политики.
Исходя из этих целей, основными задачами МОТ являются:
разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
создание и принятие международных трудовых норм в виде Конвенций и Рекомендаций в целях осуществления данной политики;
помощь странам-участницам в решении социально-трудовых проблем, так называемое, техническое сотрудничество;
защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.);
борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды;
содействие
организациям трудящихся и предпринимателей
в их работе совместно с правительствами
по регулированию социально-
разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.
Перечисленные задачи были и остаются главным во всей деятельности МОТ. В то же время в современных условиях возникла необходимость определить приоритеты ее деятельности. В программах деятельности МОТ последних лет эти приоритеты можно свести в основном к следующим:
поддержка процесса демократизации, с тем чтобы он способствовал развитию трипартизма, диалога между тремя названными партнерами в каждом государстве;
продолжение
борьбы с бедностью и, особенно, за
счет увеличения занятости, в частности
путем организации широкой
защита трудовых и гражданских прав трудящихся во всех ее формах.
В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением в системе вновь созданной Организации Объединенных Наций. В 1969 г. в связи с 50-летней годовщиной МОТ ей была присуждена Нобелевская премия мира.
Первая Международная конференция труда состоялась в октябре-ноябре 1919 г. в Вашингтоне. На ней были приняты шесть конвенций.
Структура МОТ является довольно сложной и многослойной.
В процессе
осуществления своей
Международные трудовые нормы охватывают такие области:
– основные права человека в сфере;
– улучшение условий труда и производственной среды; инспекция труда и трудовых отношений; социальное обеспечение трудящихся;
– особенности труда в отдельных отраслях, труд некоторых категорий трудящихся.
Устанавливаются международные трудовые нормы конвенциями и рекомендациями МОТ.
Заключение
Система социально-трудовых отношений имеет достаточно сложную структуру, которая в условиях рыночной экономики включает следующие элементы:
Одним из субъектов социально-трудовых отношений является наемный работник - гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем, руководителем организации или отдельным лицом на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. На практике в качестве наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать и индивидуум, и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.
Защищают
социально-трудовые интересы наемных
работников профессиональные союзы - массовые
организации, объединяющие наемных
работников. Однако это не исключает
возможность существования
Информация о работе Основные типы социально-трудовых отношений: патернализм и социальное партнерство